Конспект урока по теме: «Буква Д и её звуки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок обучения грамоте (26.11.2013г)

Тема урока: «Буква д и ее звуки»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с новой буквой и новым звуком.

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.

  2. Развивающие: научить слышать звук /д/ в словах, определять его свойства; формировать учение делать выводы; формировать навыки чтения; развивать мыслительную деятельность учащихся.

  3. Воспитательные: воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету; формировать умение строить логическую цепочку рассуждений; способствовать формированию коммуникативных навыков.

Место проведения: 1а класс

Продолжительность: 40 минут

Методическое и дидактическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, смайлики, карточки, схемы-звукарики, кружочки для составления схем.

Элементы современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

  • игровые;

  • личностно - ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

  • информационно - коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения)

  • проблемное обучение (частично - поисковое).

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

План урока:

  1. Создание атмосферы психологического комфорта

  2. Дыхательная гимнастика

  3. Изучение нового материала

  4. Сообщение темы урока

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление учебного материала. Работа в группах

  7. Итог урока (рефлексия, оценивание)



  1. Создание атмосферы психологического комфорта

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Мы гостей сегодня ждали и с волнением встречали.

Не судите очень строго, ведь учились мы немного.

- А девиз у нас такой: «То, что знаешь - не скрывай, на вопросы отвечай!»

- Давайте, как всегда, начнем наш день с улыбки. Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения.


  1. Дыхательная гимнастика

- Ребята, вы верите в чудеса? И я верю, и если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами создадим чудо в своем воображении. Представьте, что нам в ладошку опустилось чудо, а какое вы сами отгадаете:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

- Да действительно, к нам прилетела бабочка.

- А почему чудо? (потому что красивая, легкая, воздушная, сейчас холодно)

- Давайте согреем бабочку, чтобы она не замерзла. «Греем бабочку» (упражнение для дыхания)

3.Изучение нового материала

- Посмотрите в деревне дом, двор, во дворе - девочка Даша и ее брат Даня.

У Даши - удочка, у Дани - дудочка.

В доме резная дверь.

Даша называет ее: верь.

Брата Даню зовет: Аня.

Про двор говорит: вор,

Про дудочку: уочка.

- Какой звук не умеет произносить Даша?

- Правильно, звук [Д]. Давайте поможем Даше. Я вам прочитаю стихи, а вы закончите предложения словами со звуком [Д].

В этом доме ты мне верь,

Заперта надежно… ( дверь)

Если влезть захочет вор,

Он не попадет во… (двор)

Здесь живет малышка Даша

И ее братишка… (Даня)

В руках у Даши удочка,

В руках у Дани… (дудочка)

- Проведем небольшую исследовательскую работу.

- С какого звука начинаются вставленные нами слова? (со звука [Д].)

- Можем мы его петь? (нет)

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Как он звучал - твердо или мягко? (твердо)

- Как можно одним словом назвать Дашу и Даню? (Дети)

- Какой здесь слышим первый звук? (д- мягкий)

- К какому пришли выводу? (Звук [Д] может быть твердым и мягким [Д,].)

- Определим - звонкий или глухой звук [Д]. Для этого кладем пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий. (звонкий)

- Назовите букву, которой можно обозначить звуки [Д] и [Д]. (буква Д)


  1. Сообщение темы урока

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Д, д)

- Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д, научимся отличать букву Д, слоги, слияния, слова с буквой Д)

5.Физкультминутка

- Пришло время отдохнуть

6.Закрепление учебного материала. Работа в группах

1. У вас на столах лежат «Звукарики», оденьте их (раскрасьте). (Звуковички вывешиваются на доску) -На какие 2 группы делятся все звуки? (гласные и согласные) -Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (ударные и безударные) -Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие)

2.- Даша предлагает вам прочитать текст:

Это ….дом. Из трубы идет…дым.

У дома растет…дуб.

На дубе….дупло. У дупла…дятел.

У дома сидит…дед.

К дому ведет…. дорожка. У дорожки….дрова.

У дома …дети.

- Какие слова понадобились, чтобы создать картину? (дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дрова, дети)

- Возьмите карточки со словами и составьте схемы, этих слов. (наклеить)

3.- Прочитаем слоги. (хоровое чтение)

Прибежал веселый А, прочитали дети - да!

Прибежал задорный О, прочитали дети - до!

Прибежал угрюмый У, прочитали дети - ду!

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети - ды!

Прибежал игривый И, прочитали дети - ди!

- Прочитаем слоги по группам (слайд)

- Слоги читать легко, а вот слова труднее.

- Прочитайте (на карточке) слово, похожее по значению на слово МЫСЛЬ. (дума)

- Слово, обозначающее женщину. (дама)

- Слово которое обозначает действие, которое производят наши легкие, нос. (дышит)

- Найдите слова похожие по смыслу. (дом, домик, домики, домишко)

- Найдите общую часть в словах? (дом-) Как называется эта часть? (корень)

- Выделите корень.

- Как называются эти слова? (однокоренные)


  1. - А что такое ребусы? (загадки в картинках)

Букву «Д» на дне пруда

Отыскали раки.

С той поры у них беда:

То и дело ….(драки) д + раки = драки

1

2

3

4

5

с

р

е

д

а

5

4

2

3

1

- Что обозначает слово «среда»? (день недели)

- Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке который задают числа справа. (адрес)

- А вы знаете свой домашний адрес? А для чего его надо знать?


  1. - Выберите одно задание на карточке и выполните.

(1- распределить буквы по группам разными способами; 2-найти лишнюю букву и обведи ее; 3- составь из данных букв слова)

6.- Кто составит больше слов: КОРМУШКА

7.Итог урока (рефлексия, оценивание)

- А теперь скажи, дружок, тебе понравился урок?

- Что расскажешь дома маме? Поделись сейчас ты с нами.

- Чему сегодня научились на уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

- А теперь сами оцените свою работу в группах. Прикрепите к смайликам свою самооценку.

Я доволен собою, я все запомнил - зеленый цвет

Не все получилось, как хотелось бы - желтый цвет.

Получилось только часть заданий, не все понял - красный цвет.

Обращение к гостям в конце урока:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

© 2010-2022