Программа культури и быт народов Поволжья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Мордово - Белоключёвская средняя общеобразовательная школа





Образовательная программа внеурочной деятельности

«Культура народов Поволжья»

для 1 - 4 классов

Учитель:

Казакова Лариса Александровна










с.Мордовский Белый Ключ

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«…Общество лишь тогда способно ставить

и решать масштабные национальные

задачи, когда у него есть общая

система нравственных ориентиров,

когда в стране хранят уважение

к родному языку, к самобытной культуре

и к самобытным культурным ценностям,

к памяти своих предков,

к каждой странице нашей отечественной истории».


Из послания Президента России Федеральному собранию
Образовательная программа внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья» создана для учащихся 1-4 классов и реализуется на базе МОУ Мордово - Белоключёвской средней общеобразовательной школы МО «Вешкаймский район» Ульяновской области. Данная программа составлена на основе - авторской программы учителя начальных классов с целью обобщения многолетней систематической работы по воспитанию ребят младшего школьного возраста в многонациональной школе. Актуальность программы Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. В-третьих, Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …» На территории Вешкаймского района и Ульяновской области проживают представители многих национальностей. В МОУ Мордово - Белоключёвской СОШ обучается кроме русских большой процент татар, чуваш, мордвы, украинцев. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Поволжья, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.

Задачи программы:

1. Изучение прошлого и настоящего Вешкаймского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в Ульяновске, в Ульяновской области и районе.

2. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

3. Активизация поисковой деятельности учащихся.

4. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. 5. Воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие. Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Традиционными источниками нравственности являются:

Россия,

многонациональный народ Российской Федерации,

гражданское общество, семья, труд,

искусство, наука,

природа,

человечество.

Культура народов Поволжья должна предстать перед учащимися в своей целостности.

Основные принципы построения программы:

  • тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;
  • единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
  • соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.

Межпредметные связи В ходе изучения курса максимально реализуются межпредметные связи, что послужит средством гармоничного развития учащихся. Содержание программы кружка могут быть дополнительным материалом таких школьных предметов учащихся начальных классов как русский язык и литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология, спецкурс «Речь и культура общения». Обеспечение программы. Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи народных мелодий разных национальностей. Связь с другими учреждениями: школьный и районный музеи, Дом детского творчества посёлка, музыкальная школа, Культурно-досуговый центр посёлка, детская и районная библиотеки. Специализация программы: участники программы - дети младшего школьного возраста, учащиеся 1-4 классов (6-10 лет). При работе учитываются возрастные способности, интересы и индивидуальные особенности детей. Новизна программы. Специфика этого курса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорно - этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию. Оригинальность программы. Отличительной особенностью программы является основной метод работы: глубокое погружение в главную тему четверти. Учащиеся изучают культуру одного народа: костюм, обычаи, песни, сказки, игры, праздники, блюда национальной кухни, язык (по возможности). В конце каждой четверти проводится итоговое занятие - праздник каждого народа. Гостями праздника будут являться родители и родственники учащихся, воспитанники детских садов посёлка, учащиеся начальных классов своей школы и школ близлежащих сёл - Каргино и Шарлово с преобладающим мордовским и чувашским населением соответственно. Во время занятий возникает духовное общение, особая эмоциональная интеллектуальная, нравственная атмосфера. Радостная, благотворно тревожащая воображение ребёнка ритмичная череда календарно - обрядовых праздников, трепетное ожидание, затем разрядка в эмоционально, эстетически, нравственно значимом соучастии станет устойчивой традицией, украшающей жизнь ребят. Для реализации поставленных задач используется различные формы работы. Формы проведения занятий:

1. Беседы

2. Экскурсии

3. Игры

4. Практикумы

5. Праздники-концерты

5. Проектная деятельность

6. Исследовательская деятельность

Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут (1 академический час). Педагогические принципы, необходимые при реализации программы кружка: • Национальное своеобразие • Духовность • Гуманность • Поликультурность • Историзм



Календарно-тематическое планирование кружка

«Культура народов Поволжья»



Дата проведения

Тема занятия

1 четверть

Культура русского народа

1.

Вводное занятие. Какие народы живут в Поволжье?

2.

Русские в Поволжье. Русский национальный костюм.

3.

Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки.

4.

Русские народные песни. Разучивание.

5.

Русские народные танцы. Разучивание.

6.

Русские народные праздники, игры.

7.

Русские национальные блюда.

8.

Русский фольклорный праздник «Осенние посиделки»

2 четверть

Культура украинского народа

9.

Украинцы в Поволжье. Слова приветствия на украинском языке.

10.

Украинский национальный костюм. Рисунки, моделирование.

11.

Украинские народные сказки. Чтение и инсценировка.

12.

Украинские народные песни. Разучивание.

13.

Украинские народные танцы. Разучивание.

14.

Украинские народные песни и танцы. Разучивание.

15.

Украинские национальные блюда, народные игры, праздники.

16.

Праздник украинской культуры.

3 четверть

Культура мордовского народа

17.

Мордва в Поволжье. Слова приветствия на мордовском языке.

18.

Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование.

19.

Мордовские национальные праздники, блюда.

20.

Мордовские национальные песни, танцы.

21.

Экскурсия в музей СДК с.Мордовский Белый Ключ .

22.

Мордовские народные сказки. Инсценировка сказки «Как собака друга искала»

23.

Народный кукольный театр. Разучивание пьесы.

24.

Народный кукольный театр. Разучивание пьесы.

25.

Мордовские народные сказки. Инсценировка сказки «Как собака друга искала»

26.

Подготовка праздника мордовской культуры.

27.

Праздник мордовской культуры.

4 четверть

Культура татарского народа

28.

Татары в Поволжье. Слова приветствия на татарском языке.

29.

Татарский национальный костюм. Рисунки, моделирование.

30.

Татарские национальные праздники, блюда.

31.

Татарские национальные песни, танцы, сказки.

32.

Экскурсия в Краеведческий музей г.Ульяновска

33.

Праздник татарской культуры.

34.

Участие в районном празднике «Сабантуй».

Календарно-тематическое планирование кружка

«Культура народов Поволжья» (Второй год обучения)

Дата проведения

Тема занятия

1 четверть

Культура армянского и азербайджанского народов

1.

Армяне и азербайджанцы в Поволжье. Слова приветствия на армянском и азербайджанском языках.

2.

Армянский и азербайджанский национальный костюм. Рисунки, моделирование.

3.

Армянские и азербайджанские национальные блюда.

4.

Армянские и азербайджанские национальные праздники, песни, танцы, игры.

5.

Армянские и азербайджанские национальные праздники, песни, танцы, игры.

6.

Армянские и азербайджанские национальные сказки. Инсценировка сказок.

7.

Армянские и азербайджанские национальные сказки. Инсценировка сказок.

8.

Праздник армянской и азербайджанской культур.

2 четверть

Культура чувашского народа

9.

Чуваши в Поволжье. Слова приветствия на чувашском языке.

10.

Чувашский национальный костюм. Рисунки, моделирование.

11.

Чувашские национальные праздники, блюда.

12.

Чувашские национальные песни, танцы, игры.

13.

Чувашские национальные песни, танцы, игры.

14.

Чувашские народные сказки. Инсценировка «Барин и черт»

15.

Экскурсия в МОУ Каргинскую СОШ

16.

Праздник чувашской культуры.

3 четверть

Культура русского народа

17.

Праздник Рождества Христова.

18.

Русские хороводные песни. Разучивание.

19.

Русские народные танцы. Разучивание.

20.

Русские народные танцы. Разучивание.

21.

Русская ярмарка. Знакомство.

22.

Русская ярмарка. Инсценировка.

23.

Русские народные сказки. Инсценировка.

24.

Русские народные сказки. Инсценировка.

25.

Скоморохи. Выступление на празднике «Масленица»

26.

Фольклорные посиделки. Подготовка.

27.

Фольклорные посиделки. Праздник.

4 четверть

Мы - единая семья!

28.

Какие народы живут в Поволжье? Проектная деятельность.

29.

Культурные традиции моей семьи. Проектная деятельность.

30.

Праздники народов Поволжья. Проектная деятельность.

31.

Светлый праздник Пасхи.

32.

Игры народов Поволжья. Практическое занятие.

33.

Праздник Дружбы народов Поволжья. Подготовка.

34.

Праздник Дружбы народов Поволжья.

Прогнозируемые результаты:

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- национальности, проживающие в Поволжье;

- отличительные особенности русского, татарского, чувашского, мордовского, армянского, азербайджанского, украинского костюмов;

- главные национальные праздники этих народов;

- обычаи, особенности культурных традиций народов.

Учащиеся должны уметь:

- приветствовать на татарском, чувашском, мордовском, украинском, армянском, азербайджанском языках;

- играть в народные игры;

- узнавать принадлежность народных мелодий;

- танцевать народные танцы;

- быть толерантным к представителям других народностей.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности; через знания истории и культуры народов Поволжья происходит формирование личности патриота и достойного гражданина своей страны.




© 2010-2022