Программа по предмету Учись учиться

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по учебному предмету

«Учись учиться»

2 - 4 классы


Составитель: Богданчикова Наталья Юрьевна учитель, начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ г. Кургана «СОШ №9»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Умение учиться - это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять своё время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать полученную информацию Предмет «Учись учиться» учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному предмету происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Цель данного предмета: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Изучение предмета «Учись учиться» способствует решению следующих задач:

  • развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно выражать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
  • развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
  • формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность своих одноклассников;
  • формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности

Общая характеристика предмета

Изучение данного предмета состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т. д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников. Основное внимание на занятиях обращено на такие качества обучающихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение. Различные виды памяти, мышление и речь. Развиваются способности обучающихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата. Новые подходы к рассмотрению предлагаемой проблемы. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течении одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Особенностью предмета «Учись учиться» является то, что он является безотметочным, а данные показатели эффективности занятий учитель заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. (См. приложение1,2,3)

Место учебного предмета «Учись учиться» в учебном плане Предмет включен в учебный план в часть, формируемую участниками образовательного процесса. В соответствии с ООП НОО образовательного учреждения предмет «Учись учиться» изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. В учебном плане ОУ отведено по 34 часа в учебный год. Общий объём учебного времени составляет 102 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты.

Ученик получит возможность научиться:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание предмета

Развиваем память

Память и её роль в обучении. Основные типы памяти: по длительности хранения информации: кратковременная, долговременная; по способу восприятия: моторная, фотографическая, вербальная, сенсорная. Запоминание: произвольное, непроизвольное; смысловое, механическое. Качества памяти: объём. Точность, быстрота запоминания, воспроизведение. Приёмы запоминания. Правила сохранения информации. Приёмы мнемотехники: логические связи, метод ассоциации, составление пиктограмм.

Практические занятия: «Диагностика памяти: зрительной, образной, слуховой, оперативной, смысловой», «Диагностика скорости запоминания». Тренировка избирательности запоминания.

Упражнения и игры для развития памяти: «Запомни слова» ( в парах), «Запомни фразы», «Запомни рисунки», «Узнай фигуры», «Я положил в мешок», «Я- фотоаппарат», «Следопыты», «Детектив», «Разведчики», «Слова» - на определённую тему в парах, «Запомни текст», «Кто больше запомнит» ( в группах), «Запоминаем, рисуя» (в парах), «Логические цепочки», «Чей предмет?», «Пересказ по кругу», «Запомни движения», «Учим текст наизусть» и т. д.

Развиваем внимание

Внимание и его виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Друзья и враги внимания. Приёмы привлечения и удержания внимания: риторические вопросы, опорные точки, ключевые слова, модуляция речи, уточняющие вопросы, жестикуляция, ассоциации.

Практические занятия. Диагностика произвольного внимания. Упражнения и игры на развитие способности переключать. Распределять внимание, развитие объёма, устойчивости, концентрации внимания.

Упражнения и игры на развитие внимания: «Найди отличие», «Хитрые числа», «Поём вместе», «Алфавит», «Наоборот», «Поиск предмета», «Запрещённые движения», «Самый внимательный», «Кто внимательный и наблюдательный», «Найди ошибки», «Два дела одновременно», «Играем в считалки» (в парах), «Пишущая машинка» ( в группах), «Лови мяч», «Передай смысл стихотворения», «Найди два одинаковых предмета», «Парные картинки», «Перепутанные линии», «Маленький учитель», «Найди спрятанные слова», «Запомни сказку» и др

Развиваем речь и воображение

Совершенствование навыков чтения и понимание прочитанного. Обогащение словаря обучающихся. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Навыки ясно и последовательно излагать свои мысли.

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Практические занятия. Развивающие задания: «Учимся давать определения понятиям», «Учимся объяснять образное сравнение», «Учимся подбирать слова - синонимы», «Описываем предмет, явление», «Рассматриваем событие с разных сторон» (Дидактическая игра «Хорошо- плохо»), «Даём характеристику герою» и др. Развиваем мышление (развитие интеллектуальных умений) Понятие. Взаимосвязь между видовыми иродовыми понятиями. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логических цепочек: общее- менее, общее- частное ( в прямом и обратном направлении). Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Практические занятия Развивающие игры «Найди общее слово», «Логические цепочки», «Поиск общего», «Четвёртый лишний», «Домино», «Исключи лишнее», «Волшебный магнит», «Лото», «Чужой», «Разложи по порядку». Выделение существенных признаков понятий Описание, характеристика, разъяснение, сравнение понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Загадки как определение понятий. Практические занятия. Развивающие задания: «Узнаем предмет по его признакам», «Нахождение признаков разных предметов, животных, времён года», «Учимся давать определения понятиям», «Составляем загадки», «Говорим о предмете не называя его», игра «Да- нет», «Найди существенное», «Волшебный сундучок». Функциональные отношения между понятиями Часть- целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно- следственных связей, когда одно из понятий указывает на причину, а другое на следствие. Практические занятия. «Выявление причины и следствия явлений», «Установление отношений между понятиями». Развивающие задания и игры: «Учимся устанавливат причинные связи между событиями», «Учимся находить причину событий», игра «Почему это произошло?», «Учимся представлять последствия событий», «Найди пару», «Причинно- следственные цепочки», игра «Обмен причинами», игра «Действия и последствия». Сравнение понятий Выявление сходства и различия по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогии. Противоположные отношения между понятиями. Практические занятия. «Нахождение предметов с одинаковым значением признака», «Сравни предметы». Решение задач на сравнение чисел, слов, предметов, фигур. Классификация понятий Правила классификации. Умения классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Практические занятия. Развивающие игры: «Четвёртый лишний», «Раздели на группы», «Исключи лишнее», «Четыре лишних», «Выбывание слов», «Необычное домино», «Найди общее», «Триады», «Цепочки», «Волшебный паровозик».

Закономерность

Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи, находить закономерности, завершать схемы.

Практические занятия. Развивающие игры: «Продолжи ряд цифр, букв, знаков», «Восстанови пропущенное число», «Вставь пропущенный знак, число фигуру», «Найди закономерность», «Восстанови последовательность», «Волшебные цепочки», «Завершение схем», «Нарисуй недостающие фигуры».

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам( загадки, описание предметов).Упражнение в нахождении признаков разных предметов, животных. Времён года. Описание признаков геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение «лишнего предмета» в группе однородных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.


2 класс (34 ч)

Учебно -тематический план


2 класс (34 ч)

Раздел

Количество часов

Развитие внимания

10

Развитие памяти

11

Развитие речи и воображения

5

Развитие мышления

8

Итого

34

3 класс (34 ч)

Раздел

Количество часов

Развитие внимания

10

Развитие памяти

10

Развитие речи и воображение

5

Развитие мышления

9

Итого

34

4класс (34 ч)

Раздел

Количество часов

Развитие внимания

11

Развитие памяти

10

Развитие речи и воображения

5

Развитие мышления

8

Итого

34



Содержание учебного курса


2 класс (34 ч)

Развитие внимания ( 10ч).

Диагностика произвольного внимания. Друзья и враги внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма, устойчивости, концентрации внимания.

Ученик получит возможность научиться:

  • внимательно и сосредоточенно слушать учителя,

  • описывать то, что обнаружено с помощью органов чувств;
  • правильно и точно воспринимать предметы и явления,

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию.

  • владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений;
  • приёмам привлечения и удержания внимания;
  • владеть вниманием.
Развитие памяти (11ч).

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой

памяти. Приёмы запоминания. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Тренировка избирательности запоминания.

Ученик получит возможность научиться:

  • сознательно управлять своей памятью;
  • приёмам мнемотехники: логические связи, метод ассоциации.
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.

Развитие речи и воображения (5ч)

Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря обучающихся. Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и чётко излагать свои мысли, правильно строить предложения. Работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь)

Ученик получит возможность научиться:

  • ясно и чётко излагать свои мысли;
  • правильно строить предложения;
  • понимать прочитанное;
  • объяснять лексическое значение ;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок;
  • ясно и чётко излагать свои мысли;
  • правильно строить предложения;
  • работать с изографами;
  • дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого.

Развитие мышления(8 ч ).

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам ( загадки, описание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов, животных, времён года. Описание признаков геометрических фигур. Описание предметов по их признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.

Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия. Нахождение предметов с одинаковым значением признак ( цвет, форма, размер, вкус и т. д. ) Решение задач на сравнение чисел, слов, предметов, фигур.

Нахождение закономерностей в числах, фигурах, знаках. Продолжение ряда по закономерности. Поиск недостающих в рядах фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение пропущенных чисел, фигур, элементов. Логические игры со счётными палочками. Нахождение общего понятия для группы однородных предметов. Решение логических задач разных видов. Решение анаграмм, ребусов, кроссвордов.

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять признаки предметов;

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • сравнивать два и более предмета;

  • находить черты сходства и отличия;

  • находить закономерности в числах, фигурах, знаках;

  • продолжать ряд закономерности.

  • выделять «лишний» предмет в группе однородных предметов;

  • решать различные задачи на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур;

  • решать задачи на сравнение чисел, слов, предметов, фигур;

  • логическим играм со счётными палочками;

  • решать анаграммы, ребусы, кроссворды.


Предметные результаты по окончании 2-го класса:

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять «лишний» предмет в группе однородных предметов;

  • решать различные задачи на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур;

  • решать задачи на сравнение чисел, слов, предметов, фигур;

  • логическим играм со счётными палочками;

  • решать анаграммы, ребусы, кроссворды; выделять главную мысль текста;

  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок;
  • ясно и чётко излагать свои мысли;
  • правильно строить предложения; владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • владеть вниманием.

3 класс (34 ч)

Развитие внимания (10ч).

Дальнейшее развитие внимания на основе тренировочных упражнений по увеличению объёма внимания, способности переключать, распределять внимание, увеличение концентрации и устойчивости внимания. Навыки глубокого и целенаправленного наблюдения.

Ученик получит возможность научиться:

  • увеличивать объём внимания.
  • переключать, распределять внимание, увеличивать концентрацию и устойчивость внимания.

Развитие памяти (10ч).

Диагностика объёма слуховой и зрительной памяти, выявление индивидуальных различий. Развитие памяти через установку на запоминание. Приёмы для кратковременного запоминания. Проведение зрительных и слуховых диктантов. Знакомство с планом запоминания зрительного и слухового диктанта. Тренировочные упражнения по проведению зрительных и слуховых диктантов. Разбивка запоминаемого материала на куски и объединение в группы. Приёмы запоминания. Развитие приёмов, позволяющих увеличить объём запоминаемого материала. Ассоциативное запоминание. Приём попарного запоминания. Тренировка по установлению ассоциаций. Приём объединения в группы по разным категориям. Выстраивание сюжетной линии для запоминания ряда слов, не связанных между собой. Систематизация материала при его воспроизведении. Тренировочные упражнения по развитию памяти.

Ученик получит возможность научиться:

  • приёмам кратковременного запоминания;
  • разбивать запоминаемый материал на куски и объединять его в группы.
  • ассоциативному запоминанию;
  • выстраивать сюжетные линии для запоминания ряда слов, не связанных между собой.
Развитие речи и воображения(5ч).

Дальнейшее развитие связной монологической речи обучающихся. Обогащение словаря обучающегося. Формирование и развитие навыков правильного конструирования предложений. Дальнейшее развитие умения понимать и объяснять смысл пословиц и крылатых выражений. Закрепление умения давать определение понятиям, делать несложные выводы и умозаключения. Работа с числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Ученик получит возможность научиться:

  • давать определение понятиям, делать несложные выводы и умозаключения.

  • связной монологической речи;
  • понимать и объяснять смысл пословиц и крылатых выражений;
  • работать с числографами;
  • вычерчивать уникурсальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

  • выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации.

Развитие мышления( 9ч).

Выделение в предметах множества различных свойств. Сравнение предметов. Выделение общих и отличительных признаков предметов. Сопоставление объектов по данному признаку. Выделение нескольких вариантов «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Выявление группы однородных предметов и определение названия этих групп. Нахождение закономерностей. Продолжение закономерности.

Определение последовательности действий, событий, явлений. Слова, противоположные по смыслу. Упражнение в нахождении действий, противоположных по значению. Установление причинно- следственных связей между действиями, событиями, явлениями.

Определение понятий. Понятия и суждения. Истинные и ложные суждения. Построение рассуждений. Построение доказательств. Формулирование выводов. Составление аналогий. Продолжение аналогий. Решение логических задач.

Обобщение названий и отдельных объектов. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Отличительные признаки. Значение отличительных признаков у разных объектов в группе.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять последовательность действий, событий, явлений;

  • определять истинные и ложные суждения.

  • находить и продолжать закономерности;
  • устанавливать причинно- следственные связи между действиями, событиями, явлениями;

  • обобщать и классифицировать объекты.
Предметные результаты по окончании 3-его класса:

Ученик получит возможность научиться:

  • увеличивать объём внимания;
  • приёмам кратковременного запоминания;
  • разбивать запоминаемый материал на куски и объединять его в группы;
  • давать определение понятиям, делать несложные выводы и умозаключения;

  • сравнению предметов;
  • определять последовательность действий, событий, явлений;

  • определять истинные и ложные суждения.

  • переключать, распределять внимание, увеличивать концентрацию и устойчивость внимания;

  • ассоциативному запоминанию;
  • выстраивать сюжетные линии для запоминания ряда слов, не связанных между собой; связной монологической речи;
  • понимать и объяснять смысл пословиц и крылатых выражений;
  • находить и продолжать закономерности;
  • устанавливать причинно- следственные связи между действиями, событиями, явлениями;

  • обобщать и классифицировать объекты.


4класс (34 ч)

Развитие внимания (11ч).

Дальнейшее развитие внимания на основе тренировочных упражнений

Ученик получит возможность научиться:

  • владеть своим вниманием.
  • владеть приёмами удержания внимания: риторические вопросы, опорные точки, ключевые слова, модуляция речи, уточняющие вопросы, жестикуляция;

  • распределять внимание;

  • развитие объёма, устойчивости, концентрации внимания.

Развитие памяти (10ч).

Качества памяти: объём. Точность, быстрота запоминания, воспроизведение. Приёмы запоминания. Правила сохранения информации. Приёмы мнемотехники: логические связи, метод ассоциации, составление пиктограмм.

Ученик получит возможность научиться:

  • избирательности запоминания;

  • быстро запоминать и максимально точно воспроизводить;

  • приёмам мнемотехники.

Развитие речи и воображения(5ч).

Навыки чтения и понимание прочитанного. Обогащение словаря обучающихся. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Навыки ясно и последовательно излагать свои мысли. Складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Ученик получит возможность научиться:

  • ясно и последовательно излагать свои мысли;

  • выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

  • делить фигуры на несколько заданных фигур и строить заданную фигуру из нескольких частей, которые выбираются из множества данных.

Развитие мышления(развитие интеллектуальных умений) (8ч)

Понятие. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Ограничение понятий. Выделение существенных признаков понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Функциональные отношения между понятиями: часть- целое, последовательности, расположенности, причины и следствия. Сравнение понятий. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогии. Умение проводить аналогии. Классификация понятий. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Закономерность. Формирование умения анализировать, находить закономерности, завершать схемы.

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями;
  • обобщать понятия;
  • проводить аналогии;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями

Предметные результаты по окончании 4-го класса:

Ученик получит возможность научиться:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов, явлений;

  • сравнивать между собой предметы. явления;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • классифицировать предметы. явления;

  • устанавливать функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия;

  • умение проводить аналогии.

Тематическое планирование

2 класс


Тема

Деятельность обучающихся

Развитие внимания ( 10ч)


Диагностика произвольного внимания.

Друзья и враги внимания.

Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма, устойчивости, концентрации внимания.

Осуществляют диагностику произвольного внимания.

Выполняют упражнения и игры на развитие способности переключать внимание. Развитие памяти (11ч).

Диагностика памяти.

Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой

памяти.

Приёмы запоминания.

Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Тренировка избирательности запоминания.

Осуществляют диагностику памяти: зрительной, образной, слуховой, оперативной, смысловой.

Проводят диагностику скорости запоминания.

Тренируются в избирательности запоминания. - Запоминают на слух слова и воспроизводят их. - Выполняют упражнения и задания в тетради. -Выполняют движение по указанному маршруту.

Развитие речи и воображения ( 5ч )_

Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря обучающихся. Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и чётко излагать свои мысли, правильно строить предложения. Работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь).

Объясняют смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок.

Работают с изографами. Дорисовывают несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения.

Выбирают фигуры нужной формы для восстановления целого.

Развитие мышления(8 ч ).

Выделение признаков предметов. Описание предметов по их признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.

Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия. Нахождение предметов с одинаковым значением признак ( цвет, форма, размер, вкус и т. д. )

Нахождение закономерностей в числах, фигурах, знаках. Поиск недостающих в рядах фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение пропущенных чисел, фигур, элементов. Логические игры со счётными палочками. Нахождение общего понятия для группы однородных предметов. Решение логических задач разных видов. Решение анаграмм, ребусов, кроссвордов.

- Выполняют упражнения и задания в тетради( находят признаки разных предметов, животных, времён года; узнают предметы по заданным признакам).

-Анализируют и находят лишний предмет.

-Сравнивают и находят лишний предмет, образуют пары.

-Решают логическо- поисковые задачи.

-Читают предложения без пробелов.

-Разгадывают ребусы.

Продолжают ряды по закономерности.

3 класс

Тема

Деятельность обучающихся

Развитие внимания ( 10ч)


Развитие внимания на основе тренировочных упражнений по увеличению объёма внимания, способности переключать, распределять внимание, увеличение концентрации и устойчивости внимания. Навыки глубокого и целенаправленного наблюдения.


Выполняют упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма, устойчивости, концентрации внимания.

Осуществляют глубокое, целенаправленное наблюдение.

Выполняют игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка»).

Развивают внимания на основе тренировочных упражнений.

Выполняют задания: «Простая задача», «Запомни и ответь», «Классификация». Развитие памяти (10ч).

Развитие памяти через установку на запоминание. Приёмы для кратковременного запоминания. Знакомство с планом запоминания зрительного и слухового диктанта. Разбивка запоминаемого материала на куски и объединение в группы. Развитие приёмов, позволяющих увеличить объём запоминаемого материала. Ассоциативное запоминание. Приём попарного запоминания. Приём объединения в группы по разным категориям. Выстраивание сюжетной линии для запоминания ряда слов, не связанных между собой. Систематизация материала при его воспроизведении.

Тренировочные упражнения по проведению зрительных и слуховых диктантов.

Проведение зрительных и слуховых диктантов.

Знакомятся с приёмами для кратковременного запоминания.

Тренируются по установлению ассоциаций.

Развитие речи и воображения ( 5ч )_

Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря. Формирование и развитие навыков правильного конструирования предложений. Умения понимать и объяснять смысл пословиц и крылатых выражений. Умения давать определение понятиям, делать несложные выводы и умозаключения. Работа с числографами (предмет изображен с помощью чисел). Работают с числографами;

вычерчивают уникурсальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбирают пары идентичных фигур сложной конфигурации.

Развитие мышления( 9ч).

Выделение в предметах множества различных свойств. Сравнение предметов. Выделение общих и отличительных признаков предметов. Сопоставление объектов по данному признаку. Выделение нескольких вариантов «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Выявление группы однородных предметов и определение названия этих групп. Нахождение закономерностей. Продолжение закономерности.

Определение последовательности действий, событий, явлений. Слова, противоположные по смыслу. Упражнение в нахождении действий, противоположных по значению. Установление причинно- следственных связей между действиями, событиями, явлениями.

Определение понятий. Понятия и суждения. Истинные и ложные суждения. Построение рассуждений. Построение доказательств. Формулирование выводов. Составление аналогий. Продолжение аналогий. Решение логических задач.

Обобщение названий и отдельных объектов. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Отличительные признаки. Значение отличительных признаков у разных объектов в группе.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

О.Холодова. Программа «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».


Рабочие тетради

1. О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика).

Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга,2011.2 класс.

2. О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика).

Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга,2011.3 класс.

3. О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика).

Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга,2011.4 класс.

Методические пособия


1. Холодова О. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие .- М.: РОСТ - книга, 2011г. 2класс.

2. Холодова О. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие .- М.: РОСТ - книга, 2011г. 3класс.

3. Холодова О. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие.- М.: РОСТ - книга,. 2011г. 4класс.

Технические средства Классная доска Телевизор Компьютер Интерактивная доска



Интернет-ресурсы:
· http:viku.rdf.ru.
· http:rusedu.ru.
· edusite.ru/




Приложение1 (2 класс)




Фамилия,

имя

Внимание

воображение

Восприятие

Память

Мышле- ние

Кол-во

значков

за 2 минуты

Количество рисунков

Правильность начерченного отрезка

Количество

Зрит

Слух

Флажок

Рисунков,

изображенных

линий

Количество

правильно

неправильно

точно

Соответству

ющим цветом

толстых

На карандаше

рисунков

Написан. Числит.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12







внимание

Вообра

жение

восприятие

память

мышление

логика

задание

№1

№7

№2

№2

№3

№5

№4

№6

Фамилия имя

Кол-во букв за 2 минуты

Правильность начерченного пути

Количество рисунков изображенных

зрит

слух

матрешка

колич

правильно

неправильно

точно

Соответ. цветом

рисунков

Написан. слов

Правильных пар

Верных решений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



Приложение 2 (3 класс)


Приложение 3 (4 класс)

внимание

Восприятие

Память

мышление

Логика

Задание

№1

№4

№2

№2

№3

№6

№5

№7

Фамилия, имя

Кол-во букв за 2 мнуты

Кол-во, вернос сосчитанных фигур в кажждой строчке

Кол-во рисунков, изображенных

Зрит.

Слух.

Правильность выбора нужной фигурки

Кол-во правильных пар

Правильность решения

Кол-во

правильно

неправильно

Точно

Соответ. цветом

рисунков

Написан. слов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11









© 2010-2022