- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока «Чередование согласных в корне слова» (2 класс)
План-конспект урока «Чередование согласных в корне слова» (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новичкова И.А. |
Дата | 10.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Чередование согласных в корне слова»
- МАОУ «Гимназия №3» города Саратова
- Учитель начальных классов
- Предмет - русский язык
- 2 класс
- Тема: «Чередование согласных в корне слова».
- Иванов С.В., Евдокимова А.О. «Русский язык». Учебник для 2го класса. - М.: Изд.: Вентана-Граф 2011.
Этап урока
Название используемых ЭОР
(порядковый номер из табл.2)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Время
(мин.)
1.Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
Настрой на работу в стихотворной форме: -Прозвенел звонок, Начинается урок!
Дети улыбаются друг другу, готовятся к работе.
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целепологание;
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2 мин.
2. Актуализация знаний.
Практическое задание выписать однокоренные слова в столбик и обозначить корень. - Докажите, что это однокоренные слова.
-Молодцы! Вы научились по алгоритму быстро находить однокоренные слова и безошибочно выделять корень.
(лес, лесная, лесник, лесок)
-Хотя они имеют разное значение, но они имеют общий для всех родственных слов смысл, который заключается в корне. Вывод: данные слова однокоренные.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические -анализ объектов с целью выделения признаков.
5 мин.
3. Создание проблемной ситуации.
Продолжим работать с однокоренными словами. Практическое задание. Выписать из текста однокоренные слова и выделить корень.
- Вспомним какое было задание?
-Вы справились с заданием?
-Что получилось?
-Получились разные ответы.
-Как искали однокоренные слова?
(светильник, светло, свечу)
-Выписать из текста однокоренные слова и выделить в них корень.
-Да. -В 1группе : 2 слова, корень -свет- Во 2группе:3 слова, корень -свет-
-По алгоритму.
Регулятивные:
целеполагание;
познавательные: постановка вопросов; логические: формулирование проблемы
4 мин.
4. Осознание противоречия.
- В чем возникли затруднения?
-Что получили в результате выполнения задания? - Встречалась ли вам раньше такая задача? - Во время выполнения задания пользовались алгоритмом?
Физминутка «День-ночь» - Слово свеча относится к группе однокоренных слов или нет. - Получили разное количество слов и разный корень. -Разное количество слов -да, разный корень -нет. -Да, но не смогли с помощью алгоритма правильно выделить количество слов и корень.
Дети выполняют различные двигательные упражнения во время декламирования стихотворения.
Регулятивные:
планирование,
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез,
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество
4 мин.
5.Постановка учебной проблемы и цели.
На доске: слова (часть слова закрыта)
Све(тлеть), све(жесть), све(тлица), све(чка), све(рло), све(кольный).
- В чём же мы сегодня на уроке должны разобраться?
-Как мы будем это делать?
-Докажите, что это однокоренные слова (светильник, светло, свечу)
-Посмотрите на корень -све- понимаем ли мы к какому предмету относится корень? -Какие слова спрятались? -Они однокоренные? - Прочитайте написанные слова. - Какие слова здесь чужие? - Значит, по этой части слова мы можем понять смысл? Что это значит?
- Но если это родственные слова, то значит, какой будет корень? - Вам понятно, о чём речь?
- Какая задача сейчас у нас?
- Давайте проведём эксперимент. Попробуем убрать букву в корне (в слове СВЕЧУ) и поставить обычную для корня. Сделаем корень одинаковым. - Прочитайте предложение, что можно сказать о слове? - Что нам помогло понять значение этих слов?
-Сколько однокоренных слов в тексте? - Какие это корни? - Какие гипотезы были неверные? - Почему допустили ошибки?
- Как пришли к верному решению? - Что узнали нового?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие буквы чередуются?
Физкультминутка - Сколько в тексте однокоренных слов, какой корень, что особенного в выделении корней этих слов (-свет-, -све-) - Будем использовать алгоритм, проверять правильность и ошибочность каждой гипотезы. -Опираясь на задания дети доказывают, что корень -све-
- Свежесть, сверло, свекольный.
- Не выполняется пункт алгоритма, корень -све- не удерживает значение слова. Корень не -све-.
(-свет-, -свет-, -све-) Частичка общего значения ясна, а последняя буква разная. - Понять могут ли корни однокоренных слов отличаться последней буквой. - А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свету.-
-Произносится непривычно, неудобно. Т-Ч. Значит в некоторых словах согласные могут заменять друг друга, поочереди работать в корне слова.
- Три.
-свет-, -свеч- -Корня два.
-Не знали, что последние буквы в корне могут меняться. - Пользовались алгоритмом, проводили эксперимент. -В корнях однокоренных слов согласные могут чередоваться. - Чередование согласных в корнях слов. -т-ч
Дети выполняют различные двигательные упражнения во время декламирования стихотворения.-ч.
Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные -самостоятельное
выделение-формулирование познавательной цели;
логические:
формулирование проблемы.
5 мин.
6. Первичное
Закрепление.
Проводим наблюдение над другой группой слов (плакса, плач,…)
Приходим к выводу, что чередоваться могут и другие согласные.
6 мин.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
8 мин
8.Рефлексия деятельности.
Беседа с уч-ся: - Ответили ли на вопросы урока? - Что узнали о корне нового? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой?
-Узнали, что корни в однокоренных словах могут различаться последней буквой, чередованием.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли; познавательные
рефлексия; личностные:
смыслообразование.
3 мин.
Приложение к плану-конспекту урока русского языка на тему «Чередование согласных в корне слов».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Письмо цифр Мультимедийный, информационный
Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF
2
Касса геометрических фигур Мультимедийный, практический
Интерактивное упражнение - демонстрация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/60297f5e-26c2-4398-86b7-f744643fd708/ResFile.SWF
3
Состав чисел до 10 Мультимедийный, контрольный
Интерактивное задание files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF