План-конспект урока «Чередование согласных в корне слова» (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Чередование согласных в корне слова»

  1. МАОУ «Гимназия №3» города Саратова
  2. Учитель начальных классов
  3. Предмет - русский язык
  4. 2 класс
  5. Тема: «Чередование согласных в корне слова».
  6. Иванов С.В., Евдокимова А.О. «Русский язык». Учебник для 2го класса. - М.: Изд.: Вентана-Граф 2011.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (о чередовании гласных вкорне). Задачи: Образовательные: - обеспечить условия для осознания детьми возможности чередования согласных в корне слова; Развивающие: - развивать умения находить группу однокоренных слов; - развиваем умение в доказательстве правильности своего решения по алгоритму; - развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР; - развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности; - развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Воспитательные: - воспитываем аккуратность; - формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. Тип урока: урок «открытия» новых знаний Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная. Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор. Структура и ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР

(порядковый номер из табл.2)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

(мин.)

1.Организационный этап. Самоопределение к деятельности.


Настрой на работу в стихотворной форме: -Прозвенел звонок, Начинается урок!


Дети улыбаются друг другу, готовятся к работе.

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целепологание;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2 мин.

2. Актуализация знаний.


Практическое задание выписать однокоренные слова в столбик и обозначить корень. - Докажите, что это однокоренные слова.



-Молодцы! Вы научились по алгоритму быстро находить однокоренные слова и безошибочно выделять корень.
(лес, лесная, лесник, лесок)
-Хотя они имеют разное значение, но они имеют общий для всех родственных слов смысл, который заключается в корне. Вывод: данные слова однокоренные.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

логические -анализ объектов с целью выделения признаков.

5 мин.

3. Создание проблемной ситуации.

Продолжим работать с однокоренными словами. Практическое задание. Выписать из текста однокоренные слова и выделить корень.

- Вспомним какое было задание?

-Вы справились с заданием?

-Что получилось?

-Получились разные ответы.

-Как искали однокоренные слова?


(светильник, светло, свечу)




-Выписать из текста однокоренные слова и выделить в них корень.
-Да. -В 1группе : 2 слова, корень -свет- Во 2группе:3 слова, корень -свет-


-По алгоритму.

Регулятивные:

целеполагание;

познавательные: постановка вопросов; логические: формулирование проблемы

4 мин.

4. Осознание противоречия.


- В чем возникли затруднения?
-Что получили в результате выполнения задания? - Встречалась ли вам раньше такая задача? - Во время выполнения задания пользовались алгоритмом?


Физминутка «День-ночь» - Слово свеча относится к группе однокоренных слов или нет. - Получили разное количество слов и разный корень. -Разное количество слов -да, разный корень -нет. -Да, но не смогли с помощью алгоритма правильно выделить количество слов и корень.
Дети выполняют различные двигательные упражнения во время декламирования стихотворения.

Регулятивные:

планирование,

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез,

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество

4 мин.

5.Постановка учебной проблемы и цели.

На доске: слова (часть слова закрыта)

Све(тлеть), све(жесть), све(тлица), све(чка), све(рло), све(кольный).


- В чём же мы сегодня на уроке должны разобраться?

-Как мы будем это делать?



-Докажите, что это однокоренные слова (светильник, светло, свечу)
-Посмотрите на корень -све- понимаем ли мы к какому предмету относится корень? -Какие слова спрятались? -Они однокоренные? - Прочитайте написанные слова. - Какие слова здесь чужие? - Значит, по этой части слова мы можем понять смысл? Что это значит?


- Но если это родственные слова, то значит, какой будет корень? - Вам понятно, о чём речь?

- Какая задача сейчас у нас?

- Давайте проведём эксперимент. Попробуем убрать букву в корне (в слове СВЕЧУ) и поставить обычную для корня. Сделаем корень одинаковым. - Прочитайте предложение, что можно сказать о слове? - Что нам помогло понять значение этих слов?
-Сколько однокоренных слов в тексте? - Какие это корни? - Какие гипотезы были неверные? - Почему допустили ошибки?
- Как пришли к верному решению? - Что узнали нового?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие буквы чередуются?
Физкультминутка - Сколько в тексте однокоренных слов, какой корень, что особенного в выделении корней этих слов (-свет-, -све-) - Будем использовать алгоритм, проверять правильность и ошибочность каждой гипотезы. -Опираясь на задания дети доказывают, что корень -све-







- Свежесть, сверло, свекольный.

- Не выполняется пункт алгоритма, корень -све- не удерживает значение слова. Корень не -све-.


(-свет-, -свет-, -све-) Частичка общего значения ясна, а последняя буква разная. - Понять могут ли корни однокоренных слов отличаться последней буквой. - А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свету.-

-Произносится непривычно, неудобно. Т-Ч. Значит в некоторых словах согласные могут заменять друг друга, поочереди работать в корне слова.

- Три.
-свет-, -свеч- -Корня два.
-Не знали, что последние буквы в корне могут меняться. - Пользовались алгоритмом, проводили эксперимент. -В корнях однокоренных слов согласные могут чередоваться. - Чередование согласных в корнях слов. -т-ч
Дети выполняют различные двигательные упражнения во время декламирования стихотворения.-ч.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные -самостоятельное

выделение-формулирование познавательной цели;

логические:

формулирование проблемы.

5 мин.

6. Первичное

Закрепление.

Проводим наблюдение над другой группой слов (плакса, плач,…)

Приходим к выводу, что чередоваться могут и другие согласные.

6 мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.


Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8 мин

8.Рефлексия деятельности.


Беседа с уч-ся: - Ответили ли на вопросы урока? - Что узнали о корне нового? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой?
-Узнали, что корни в однокоренных словах могут различаться последней буквой, чередованием.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; познавательные

рефлексия; личностные:

смыслообразование.

3 мин.





Приложение к плану-конспекту урока русского языка на тему «Чередование согласных в корне слов».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Письмо цифр Мультимедийный, информационный

Анимация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF

2

Касса геометрических фигур Мультимедийный, практический

Интерактивное упражнение - демонстрация files.school-collection.edu.ru/dlrstore/60297f5e-26c2-4398-86b7-f744643fd708/ResFile.SWF

3

Состав чисел до 10 Мультимедийный, контрольный

Интерактивное задание files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF




© 2010-2022