- Преподавателю
- Начальные классы
- Психологическая готовность младшего школьника к обучению в среднем звене
Психологическая готовность младшего школьника к обучению в среднем звене
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кретова О.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психологическая готовность младшего школьника
к обучению в среднем звене
Преемственность - одна из основных проблем во взаимоотношениях начальной и основной средней школы. Ни для кого не секрет, что в рамках рядовой традиционной школы при переходе из 4-го в 5-й класс у многих учеников резко снижаются показатели обученности. У этого явления много причин, и соответственно требуется поиск средств для их преодоления. Сам по себе период обучения во второй половине 4-го класса не несет в себе какой-либо интересной психологической перспективы и не таит какой-либо педагогической или психологической опасности. В это время можно с большим успехом и интересом для детей продолжать заниматься развитием их познавательных интересов и возможностей. Свою роль и конкретное наполнение психолого-педагогическое сопровождение приобретает в связи с тем, что на рубеже 4 и 5-х классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения. Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем. Образование как способ организации социальной ситуации развития ребенка может усилить и позитивную сторону кризиса, и его негативные проявления. В последние годы в педагогической и психологической литературе так много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьезные педагогические проблемы. В реальности же ситуация прямо противоположная: педагогические особенности периода перехода порождают психологические проблемы у самих детей и их педагогов и различные неблагоприятные педагогические следствия. С психологической точки зрения это очень благополучный возраст. Подростковые проблемы еще только «маячат» у линии жизненного горизонта как некоторая психологическая и личностная перспектива. А корни трудностей, испытываемых школьниками при овладении новой социальной ситуацией обучения, - в педагогической практике, порождающей резкий скачок из одной системы обучения в другую, в нестыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом. Однако прежде чем говорить о возможных путях и средствах решения проблем «переходного периода», обратимся к обсуждению важного содержательного вопроса: какие психологические новообразования должны появиться (сами или благодаря усилиям взрослых) в конце 4-го - начале 5-го класса? Центральное и важнейшее психологическое новообразование - это так называемое «чувство взрослости». Это чувство должно проявлять себя и реализовываться в трех основных моментах:
- Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для пятиклассника мотив собственно познавательный.
- Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего.
- Новая личностная позиция по отношению к сверстникам.
Несколько полезных советов:
- Будите ребенка спокойно; проснувшись он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
- Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении» и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него в впереди трудный день.
- Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
- Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов - вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
- Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15 - 20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
- Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка, похвала (даже, если не очень получается).
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
- Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.