- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Игры народов Севера
Рабочая программа Игры народов Севера
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Анисимова Н.М. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, утвержденных приказом Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г. и обеспечивает реализацию образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 18» на 2014-2015 учебный год. Учебно - методический комплект допущен Министерством образования и науки РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Нормативной основой программы являются следующие документы:
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.11.2010г. №6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;
-
Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ (Письмо Минобрнауки России от 8.10.2010г. №ИК-1494/19);
-
Решение коллегии Главного управления по общему и профессиональному образованию Администрации ХМАО от 16.06.1999г. «О внедрении национально - регионального компонента в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ханты - Мансийского автономного округа разработана программа «Игры народов Севера».
Сознательное и ответственное отношение к здоровью как общенародному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей, начиная с самого юного возраста. Это предполагает искоренения вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, уважительное отношение к другим народам и национальным культурам.
Научно - исследовательская работа, проводимая в соответствии с окружной программой «Дети Югры», и профилактические осмотры подтверждают общую тревогу педагогов за здоровье детей. Специфика региона, ее погодные условия, экология района (укороченный световой день, питание), все это отражается на детях и замедляет и развитие и ухудшает здоровье. Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурного наследия русского народа. Рабочая программа составлена с учетом соблюдения преемственности обучения. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Место учебного предмета в учебном плане. В Учебном плане МБОУ «СОШ №18» курс «Физическая культура» обозначен как самостоятельный предмет, что подчёркивает его особое значение в системе образования младшего школьника. На его изучение отведено в 1 классе 99 ч (3 ч в неделю). Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе - 99 ч, во 2 классе - 102 ч, в 3 классе - 102 ч, в 4 классе - 102 ч. Данная программа составлена в целях реализации третьего часа физической культуры. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889, который предписывает: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Включение данной программы в учебный план продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, увеличения двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств, привития навыков здорового образа жизни.
Учебно-методический комплекс: В.И. Прокопенко «Ханты: этнопедагогика физического воспитания». - М.: «Просвещение»; Владос, 2004.
Общая характеристика предмета
Данная программа была разработана на основании программы В.И. Прокопенко «Ханты: этнопедагогика физического воспитания».
Данная программа ориентирована на обучающихся 1 классов, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) и содействует сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся. Она учитывает климатогеографические, этнические и социально - экономические особенности региона, позволяет более гибко и эффективно использовать специфику национального компонента. Целью программы является создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
-
активизировать двигательную активность младших школьников;
-
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить игру;
-
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
-
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально- чувственную сферу;
-
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
-
развитие двигательных способностей;
-
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта народов Севера;
-
воспитание потребности и умения заниматься физическими упражнениями, сознательно принимать их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета.
Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей.
В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижаегся двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа - лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимых детских сказок о Малыше, Карлсоне и др.) сказала: «Игра - это желание жить». Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей. Игра вызывает активную работу мысли. Способствует расширению кругозора. Уточнению представлений об окружающем мире. Совершенствованию всех психических процессов. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Именно они стали основой всех без исключения подвижных игр. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У дегей формируется устойчивое, заинтересованное, уважение к культуре различных народов. Неизгладимое впечатление дает школьникам знакомство с особенностями жизни других народов, населяющих нашу Родину. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, творческой выдумкой.
Содержание программы включает теоретическую и практическую части, разучивание подвижных игр народов Севера, классификационных по видам двигательных качеств:
-
игры на развитие быстроты;
-
игры на развитие ловкости;
-
игры на развитие скоростно - силовых качеств;
-
игры на развитие силы;
-
игры на развитие внимание.
Алгоритм работы с играми.
-
Знакомство с содержанием игры.
-
Объяснение содержания игры.
-
Объяснение правил игры.
-
Разучивание игр.
-
Проведение игр.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программного материала учащиеся должны иметь представление:
-
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-
о режиме дня и личной гигиене;
-
о способах изменения направления и скорости движения;
-
о народной игре как средстве подвижной игры;
-
об играх народов севера;
-
о соблюдении правил игры,
уметь:
-
играть в подвижные игры;
-
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
-
выполнять строевые упражнения;
-
соблюдать правила игры;
-
ориентирование в пространстве;
-
умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий подвижными играми;
-
применение навыков и умений, полученных при изучении игр народов Севера, в жизненных ситуациях;
-
умение организовывать и провести игры со сверстниками,
знать:
-
о быте, традициях и играх коренных народов Югры;
-
о терминологии разучиваемых игр, об их функциональном смысле и направленности;
-
о причинах травматизма на занятиях подвижными играми и правилах его предупреждения.
Ожидаемый результат :
-
укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
-
обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
-
развитие умений работать в коллективе.
-
формирование у детей уверенности в своих силах.
-
умение применять игры самостоятельно.
Оценка планируемых достижений учащихся.
Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников осуществляется согласно Уставу, в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «COLLI № 18» и Положением об индивидуальном учёте результатов освоения обучающимися образовательных программ и хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях, утвержденных приказом № 286 от 29.05.2014 г.- в РП на 2014-2015 уч. год.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно.
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется путём проведения спортивного праздника, соревнований.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); К - полный комплект (на каждого ученика класса); Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников); П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
В.И. Прокопенко «Ханты: этнопедагогика физического воспитания». - М.: «Просвещение»; Владос, 2004.
А.В.Кениман, Т.И. Осокина. Детские народные подвижные игры.
Образовательные программы.
Стандарт начального образования по физической культуре.
Д
Д
Д
Д
Печатные пособия
2.
Картинки и художественные фотографии коренных народов Севера
Книги поэтов и писателей коренных народов Севера.
Д
Д
Технические средства обучения
3. 1. Классная магнитная доска 2. Экспозиционный экран 3. Интерактивная доска 4. Телевизор 5. Персональный компьютер 6. Мультимедийный проектор 7. МФУ 8. Документкамера.
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Демонстрационные пособия
Дидактические куклы
Дидактические игры.
Предметные и сюжетные картинки.
П
П
Д
Экранно-звуковые пособия
4.
Видеофрагменты игр народов Севера.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Д
Д
Оборудование класса
5. Мячи: мяч малый (мягкий), мячи волейбольные. Палка гимнастическая. Скакалка детская. Кегли. Кольца. Перекладины.
Аптечка
П
П
П
П
П
П
Д
Календарно - тематическое планирование занятий в 1 классе.
( региональный компонент)
№
Тема урока
Примечание
Дата
план
факт 1 Разучивание подвижной игры «Куропатки и охотники» Развитие быстроты 03.09
2 Разучивание подвижной игры «Салки», игра «Куропатки и охотники». Развитие быстроты 10.09
3 Подвижная игра «Гуси лебеди». Развитие быстроты 17.09
4 Разучивание игры «Оленья упряжка», «К своим флажкам» Развитие быстроты реакции 24.09
5 Разучивание подвижной игры «Дети и медведи», «Класс смирно». Развитие быстроты внимания. 01.10
6 Разучивание подвижной игры «Мяч капитану», игра «Кто быстрее». Развитие ловкости, быстроты. 08.10
7 Подвижные игры «Пустое место», «Охотники и утки». Развитие ловкости, быстроты. 15.10
8 Разучивание подвижной игры «Кто быстрее», игра «Солнце (хейро)» Развитие быстроты. 22.10
9 Подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Охотники и утки» Развитие ловкости 29.10
10 Подвижная игра «Кот и мыши», «Заячьи прыжки». Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств. 12.11
11 Подвижная игра: «Угадай, чей голосок», «Догони свою пару». Развитие быстроты, внимания. 19.11
12 Подвижная игра: «Два мороза», «Часики». Развития внимания. 26.11
13 Подвижные игры: «Мяч капитану», «Переноска мячей». Развитие ловкости. 03.12
14 Подвижная игра: «Светофор», «Пустое место» Развитие быстроты. 10.12
15 Эстафеты с предметами. Развитие ловкости, быстроты. 17.12
16 Подвижные игры: «Совушка», «Море волнуется» Развитие внимания. 24.12
17 Подвижные игры: «Кто быстрее», « Ловкий оленевод» Развитие ловкости, быстроты. 14.01
18 Подвижные игры: «Летает - не летает», «Прыжки на двух ногах». Развитие внимания, прыгучести. 21.01
19 Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Ловкий оленевод». Развитие ловкости. 28.01
20 Подвижные игры: «Полярная сова и евражки», «заячьи прыжки». Развитие внимания, скоростно-силовых качеств. 04.02
21 Подвижная игра: «Охотники и утки» Развитие ловкости. 11.02
22 Подвижные игры: «Мяч капитану», «Куропатки и охотники». Развитие ловкости 25.02
23 Эстафеты без предметов. Игра: « Угадай, чей голосок». Развитие быстроты, внимания. 04.03
24 Подвижная игра: «Ловкий оленевод», «Нос, пол, потолок». Развитие ловкости, внимания. 11.03
25 Подвижные игры: «Прятки», «Ловля оленей» Развитие ловкости. 18.03
26 Подвижная игра: «Третий лишний», «Летает - не летает». Развитие быстроты, внимания. 01.04
27 Подвижная игра: «Рыбаки и рыбки», « Калики и великаны». Развитие внимания, прыгучести. 08.04
28 Подвижные игры: «Догонялки», «Метание шишек». Развитие быстроты, ловкости. 15.04
29 Подвижные игры: «Невод», «Класс смирно!». Развитие внимания, ловкости 22.04
30 Подвижные игры: «Олени и охотники», «Съедобное и не съедобное». Развитие ловкости, внимания. 29.04
31 Подвижная игра: «Заяц без головы». Развитие быстроты реакции 06.05
32 Подвижные игры: «Метание шишек», «Заячьи прыжки». Развитие скоростно-силовых качеств. 13.05
33 Подвижная игра: «Охотники и утки». Развитие ловкости. 20.05