Статья

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Звуковой и буквенный анализ слова как современный метод обучения грамоте».

Ремизова Светлана Геннадьевна, ГБОУ СОШ №285 Санкт- Петербурга.

Основной задачей обучения грамоте всегда было формирование умений по чтению и письму. Для обучения существуют различные методы. Исторически их можно свести к четырём основным:

  • Буквослагательному;

  • Слоговому;

  • Звуковому;

  • Методу целых слов.

Наиболее ранний метод- буквослагательный. Он появился в России в 16 в.. Каждая выделенная буква связывалась со звуком, считалось, что звуков столько же, сколько и букв. Главным методом обучения было заучивание букв и составление слогов путём их механического соединения.

В сороковых годах 19 в. В России появился аналитический звуковой метод. Обучение происходило от целого к части: давалось целое предложение, которое расчленялось на слова. Слова делились на звуки, их приходилось запоминать.

В 20 в. в России появился метод целых слов. Сущность его в том, что происходило запоминание большого количества слов и их графического изображения без расчленения их на звуки и буквы.

Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д.Ушинский. Он рекомендовал начинать обучение грамоте с различения на слух звуков, выделения отдельных, сопоставления звуков и сочетаний в словах. Система его звуковой аналитико- синтетической работы над словом лежит в основе современной системы обучения грамоте.

В настоящее время обучение грамоте проводится звуковым аналитико- синтетическим методом.

Его главные особенности заключаются в том, что:

  • Анализ и синтез взаимосвязаны;

  • Обучение чтению основано на слоговом принципе;

  • Обучение чтению и письму идут параллельно и одновременно;

  • Усвоение детьми грамоты является предпосылкой развития устной и письменной речи.

Основополагающим приёмом работы на этапе обучения грамоте является звуко- буквенный анализ слова. Он начинается с выделения из слов отдельного звука. Если звук длительный (гласные э, а, о, у, ы, и, согласные м, н, ш, р, л, с, х, в, з, ж, ф ), можно выделить его в начале или в конце слова протяжным произношением: шшшар, жжжук, стуллл.

Звонкие согласные в конце слов оглушаются, поэтому их лучше выделять в начале слова; сонорные согласные р, л, м, н выделяют в начале и в конце слова.

Гласные звуки выделяют из начала слова, когда они составляют слог: о-сы, а- ист, и- ва.

Глухие согласные легко выделить в конце слова: мак- к, кот- т, звонкие- в начале слов со стечением согласных, например: брат- б, двор- д.

Учащиеся узнают основные признаки гласных- они произносятся голосом, без помехи, их можно тянуть, петь, согласных звуков- произносятся несвободно, встречая преграды.

О звуках ученики должны знать, что их произносят и слышат, о буквах- что они обозначают звуки речи, их пишут и видят.

Дети учатся дифференцировать согласные на твёрдые и мягкие, парные и непарные по глухости- звонкости, а гласные -на ударные и безударные.

Для установления последовательности согласных и гласных в словах применяются графические схемы слого- звуковой структуры слов.

Учащийся произносит слово, выделяя произношением протяжно каждый звук слова, и отмечает его в схеме слова. Для обучения чтению важно научить детей выделять в слове слияние( прямой слог) и примыкающие к нему согласные звуки.

Очень важно научить детей слышать звуки в составе слияния, обозначаемого на письме йотированными гласными я, ё, ю, е, например: ели- [й`эл`и], ёжик- [й`ожык], юла- [й`ула]. При этом нужно обратить внимание на слитное произношение этих слогов- слияний и на то, что записываются они с помощью одной буквы.

Процесс чтения по своим механизмам противоположен звуковому анализу, последовательности звуков в словах. Ориентирами здесь выступают графические средства письменной речи: гласные и согласные буквы, их сочетания. Мягкий и твёрдый знаки, пробелы между словами и знаки препинания.

Для прочтения согласных букв в составе слова нужно знать, какие гласные буквы за ним следуют: гласные э, а, о, у, ы- показатели твёрдости согласных, и, е, ю, я, ё- показатели мягкости согласных.

Если после согласной буквы следует согласная, то нужно ориентироваться на последующие буквы и прочтение всех согласных стечения вместе, например: стрижи,стройка.

Необходимо учить детей видеть слияния в словах, ориентироваться на гласные и на ударения. Ударный слог в слове произносится громче, чем безударный.

Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам, например: миш-ка, с-тул.

Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;

  • Уметь отличать букву от звука;

  • Уметь выделять звуки в словах;

  • Уметь определять место звука в слове;

  • Уметь подбирать слова с заданным звуком.

В заключении хочу отметить, что звуко- буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ.

Использованная литература:

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов «Педагогика и методика нач. обучения»

М.: Просвещение, 1979.

Сторожева Н.А. Обучение грамоте.- Мн., 1996.-96с.

Коробейников , В.Н. О некоторых приемах обучения чтению// Начальная школа.- 2007.-№ 11.-С.31-36



© 2010-2022