Читательская активность как путь овладения стандартами нового поколения (ФГОС НОО)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Читательская активность

как путь овладения стандартами нового поколения (ФГОС НОО)


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой. Главная цель современной школы - формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели - введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны. Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно - мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения. Результаты статистических исследований говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выполнения уроков. Если же проанализировать круг чтения младших школьников, то около 40% в нем составляет литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Большинство педагогов всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать модные журнала или сканворды. При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение» по мотивации - вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. Читательская активность - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Выделяют следующие причины снижения интереса к чтению: - усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером; - резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло; - изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»); - отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Вопрос развития читательской активности всегда волновал преподавателей начальной школы. Формирование читательских интересов проходит под влиянием внутренних причин - возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение. Оптимальные результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит автоматически, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью. Одним из направлений работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников. Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
В качестве критериев интереса рассматриваем:
  • активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
  • положительное эмоционально - окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Схему работы по развитию интереса к чтению младших школьников можно представить в виде схемы:
  • урок литературного чтения;
  • внеклассные занятия;
  • совместная работа с библиотекой;
  • работу с родителями.
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Повышению читательской активности способствуют регулярные посещения библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

Заключение Используя накопленный собственный опыт и прибегая к помощи своих старших коллег - учителей, прихожу к выводу, что

  • работа по развитию читательской активности учеников начальных классов должна вестись систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями;
  • учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся;
  • работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения;
  • Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.

Список литературы:

  1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
  2. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
  3. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
  4. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
  1. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
  2. allbest.ru
  3. xreferat.ru
е-mail: [email protected]


5


© 2010-2022