- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО В. С. Кузина (1 класс)
Рабочая программа по ИЗО В. С. Кузина (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулешова Е.Б. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю
Директор МАОУ Апрелевской
средней общеобразовательной школы №1
_____________Д.В. Борисов
«____»________________2015 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
1 «Г» класс
Составитель Кулешова Евгения Борисовна
учитель начальных классов
2015 год
-
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2008 год. Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки. Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
2. Общая характеристика курса
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
3. Место курса в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 ч.
Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю), 2 класс - 34 часа (1 час в неделю), 3 класс - 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю). На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом учебного плана школы реализуется программа базового уровня. Согласно п.2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 года N 309, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "...в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса: урок-выставка, урок-игра, урок- КВН, урок-экскурсия, урок - заочная экскурсия, урок-сказка и т.д.
4. Ценностные ориентиры содержания курса
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представленийо нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
·положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
·познавательной мотивации к изобразительному искусству;
·чувства уважения к народным художественным традициям России;
·внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
·эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся: адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы красками; ·осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ·вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться: ·понимать цель выполняемых действий, ·адекватно оценивать правильность выполнения задания; · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
·решать творческую задачу, используя известные средства;
включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
различать цвета и их оттенки,
соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 1 года обучения
Предметные результаты
- Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
- Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.).
- Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания.
- Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
- Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
- Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
- Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
- Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
- Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
- Выполнять простые по композиции аппликации.
Виды учебной деятельности учащихся
-
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
-
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
-
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
-
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Виды и формы контроля
-
выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях;
-
выставки;
-
конкурсы работ;
-
проект;
-
ктд.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Виды учебной деятельности учащихся
-
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
-
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
-
решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
-
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объектs.
-
Содержание учебного предмета
-
Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Кол-во часов
1
В мире волшебных красок
10
2
Мы готовимся к празднику
8
3
Красота вокруг нас
8
4
Встреча с весной
7
Итого:
33
Календарно - тематическое планирование
№
п /п
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Дата
1 триместр
План
Факт
I
В мире волшебных красок 10 ч
1
В мире волшебных красок . Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках ИЗО. Рисование на тему: «Пейзаж с радугой»
выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения, личностное переживание.
7.09.15
2
Беседа: «Что такое декоративно-прикладное искусство».
Урок-игра
Декоративная работа
Рисование узора в полосе с образца.
моделирование и преобразование объекта, выполнение действий по алгоритму, планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
14.09.15
3
Урок-игра
Декоративная
работа
«Красивые цепочки»
моделирование и преобразование объекта,
выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств, планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
21.09.15
4
Урок - Рисование с натуры простых по форме листьев деревьев (берёза, тополь)
анализ, синтез, сравнение, использование знаково-символических средств, личностное переживание, выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание.
28.09.15
5
Урок- беседа: «Виды изобразительно
го искусства и архитектура»
урок-игра
Лепка.
«Листья деревьев»
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения, выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми, моделирование и преобразование объекта, выполнение действий по алгоритму, личностное переживание.
12.10.15
19.10.15
6
Урок-игра
Лепка.
«Овощи и фрукты»
7-8
Урок-игра.
Рисование с натуры овощей и фруктов
моделирование и преобразование объекта, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
26.10.15
2.11.15
9
Урок-экскурсия.
Декоративная работа.
«Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись».
выражение своих мыслей, выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми, нравственно-эстетическое оценивание, моделирование и преобразование объекта, самостоятельное создание алгоритма деятельности
9.11.15
2 триместр
10
Урок-путешествие.
Беседа о красоте осенней природы. Рисование на тему: «Поздняя осень»
анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств, личностное переживание, выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание.
23.11.15
Мы готовимся к празднику -8 ч
11
Урок-игра
Декоративная работа.
Орнамент.
«Чудо-платье»
моделирование и преобразование объекта,
самостоятельное создание алгоритма деятельности,
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми.
30.11.15
12
13
Урок-игра
Аппликация.
«Узор из кругов и треугольников».
Дизайн вазы.
моделирование и преобразование объекта, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, личностное переживание.
7.12.15
14.12.15
14
Урок-рисование с натуры.
«Праздничный флажок»
моделирование и преобразование объекта, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
использование знаково-символических средств.
21.12.15
15
Урок-сказка.
Декоративная работа.
Дымковская игрушка.
моделирование и преобразование объекта, самостоятельное создание алгоритма деятельности, нравственно-эстетическое оценивание.
28.12.15
16
Урок-рисование по памяти.
«Новогодняя ёлка».
выражение своих мыслей, самостоятельное создание алгоритма деятельности, личностные переживания.
11.01.16
17
Урок-игра.
Моделирование новогодней маски
моделирование и преобразование объекта, поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, личностное переживание, выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми.
18.01.16
18
Урок-путешествие.
Рисование с натуры игрушек на ёлку: шары.
моделирование и преобразование объекта, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
использование знаково-символических средств.
25.01.16
Красота вокруг нас - 8 ч
1.02.16
19
Урок-выставка.
Рисование с натуры комнатного растения
моделирование и преобразование объекта, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, использование знаково-символических средств,
20
Урок-путешествие.
Лепка птиц по памяти и представлению
планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми, моделирование и преобразование объекта,
поиск и выделение необходимой информации.
8.02.16
21-
22
Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе».
Рисование на тему:
Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».
Оформление обложки книги «Колобок».
анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование знаково-символических средств, личностное переживание, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения, нравственно-эстетическое оценивание.
15.02.16
29.02.16
3 триместр
23
Урок-сказка.
Декоративная работа.
Городецкая роспись.
Рисование кистью элементов городецкого растительного узора.
нравственно-эстетическое оценивание,
формулирование и аргументация своего мнения, моделирование и преобразование объекта, самостоятельное создание алгоритма деятельности.
7.03.16
24
Беседа о красоте зимней природы,
зимних деревьев. Рисование на тему: «Красавица зима»
анализ, синтез, сравнение, выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств, личностное переживание, выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание, поиск и выделение необходимой информации.
14.03.16
25
Урок-игра.
Декоративная работа.
Гжель. Рисование декоративных элементов росписи
выражение своих мыслей, планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание, самостоятельное создание алгоритма деятельности.
21.03.16
26
Урок-сказка.
Декоративная работа.
Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки
формулирование и аргументация своего мнения, моделирование и преобразование объекта, самостоятельное создание алгоритма деятельности.
28.03.16
Встреча с весной 7 ч
27
Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Рисование на тему:
Иллюстрирование русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».
анализ, синтез, сравнение, использование знаково-символических средств, личностное переживание, выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание, планирование способов взаимодействия, выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.
4.04.16
28-29
Урок-игра.
Лепка животных по памяти и представлению.
Конструирование зоопарка.
выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения, планирование способов взаимодействия, выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми,
моделирование и преобразование объекта,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности, личностное переживание.
18.04.16
25.04.16
30
Урок-виртуальная экскурсия.
Аппликация.
«Мой любимый цветок»
планирование способов взаимодействия,
выражение своих мыслей,
моделирование и преобразование объекта,
поиск и выделение необходимой информации,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности,
личностное переживание.
2.05.16
31
Урок - путешествие.
Рисование с натуры простых по форме цветов (тюльпан, ромашка)
анализ, синтез, сравнение, личностное переживание, выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание.
16.05.16
32
Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему: «Весенний день»
анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, личностное переживание, выражение своих мыслей, оценка, поиск и выделение необходимой информации .
23.05.16
33
Урок - сказка. Рисование на тему: «Праздничный салют»
планирование способов взаимодействия ,
выражение своих мыслей ,
формулирование и аргументация своего мнения,
самостоятельное создание алгоритма деятельности .
30.05.16
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Рабочая программа разработана на основе авторской программы по изобразительному федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
- Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: «Дрофа»,2012 г.;
- Рабочая тетрадь для 1 класс к учебнику «Изобразительное искусство». В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: «Дрофа».
- Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: «Дрофа»,2012 г.;
- Рабочая тетрадь для 2 класс к учебнику «Изобразительное искусство»В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: «Дрофа».
- Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: «Дрофа», 2012 г.;
- Рабочая тетрадь для 3 класс к учебнику «Изобразительное искусство» Э.И. Кубышкина. - М.: «Дрофа».
- Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: «Дрофа», 2012 г.;
- Рабочая тетрадьдля 4 класс к учебнику «Изобразительное искусство» Э.И. Кубышкина. - М.: «Дрофа».
Учебно-методическое обеспечениедля учителя:
- Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
- Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
- Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
- Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
-
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
-
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.
-
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с.
-
Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с.
-
Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся первого года обучения. - Киев, Рад.шк., 1989. - 75 с.
-
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 37 с.
-
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:Nachalka.com.
- http:viku.rdf.ru.
- http:rusedu.ru.
- school-collection.edu.ru/
- center.fio.ru
- maro.newmail.ru 8.skazochki.narod.ru/index_flash.html 9.int-edu.ni
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________В.Г. Бигилева
«____» __________________2015 г Согласовано на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол от «____» __________________2015 г. №___