Выступление на семинаре Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Единственный путь, ведущий
к знанию, - это деятельность.

Б. Шоу Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Не секрет, что начальная школа закладывает основу будущего образования человека. Именно здесь создается фундамент общих учебных умений и учебной деятельности, фундамент тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни. В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс обучения, создать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Приходя в первый класс, каждый ребёнок мечтает о невероятных открытиях, увлечённом учении, радостном открытии знаний. Однако, сталкиваясь со школьной реальностью, дети довольно быстро охладевают к учёбе, привыкая к мысли, что учиться трудно, что без принуждения хороших результатов не достичь. Уже к окончании начальной школы у учащихся и их родителей вырабатывается стойкое убеждение, что школу надо пережить как неприятную повинность во имя будущего. Теперь у школы появилась возможность показать, что учение может быть радостным, что каждый урок - открытие, что знания и навыки необходимы не для отметки, а востребованы в реалиях настоящего и будущего. Главная цель педагогической деятельности учителей нашей школы - формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, которая хочет и умеет учиться. Необходимо привить умения, которые позволят детям самостоятельно искать информацию, анализировать ее, активно и творчески включаясь в исследовательскую деятельность. В связи с этим встает вопрос внедрения в процесс обучения технологий, методов и подходов, способствующих формированию и развитию у школьников умения учиться с интересом, творчески и самостоятельно. И системно-деятельностный подход в обучении имеет ключевое значение в списке педагогических средств обучения; он, в свою очередь, обеспечивает обучение деятельности и, что самое главное, глубокое усвоение знаний. Деятельностный метод обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Ученик не получает готовое знание от преподавателя, он сам добывает его в результате собственных действий. Во время применения данного подхода на уроках в начальной школе к учителю приходит понимание, что включение ребенка в деятельность сильно отличается от традиционного способа подачи ему готового знания. Как заключают психологи, усвоение знаний начинается не с предоставления учителем готового образца, а с создания такой ситуации, которая вызывает у ребенка потребность и желание самому добыть информацию и научиться ею пользоваться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии рождается знание. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Хотелось бы рассказать, как реализуется учителями нашей школы системно-деятельностный подход на уроках русского языка в 1 классе в УМК «Школа России». Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по русскому языку В. П. Канакина и В.Г Горецкий, - постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Выскажи мнение для чего нам нужна речь? ( тема язык и речь с.6) Как ты думаешь, почему слова разбиты в группы именно так? ( Тема ударение с.43)Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.).
В разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в учебниках русского языка данного УМК, есть система. Программа регулирует различные аспекты освоения метапредметных умений: содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Например, тема «Безударные гласные» с 1-4 кл. Задания учебников русского языка в 1 классе отражают интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности. Задания учебников русского языка, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод. Познакомься с орфографическим словарем учебника, узнай по словарю, какая буква пропущена в банных словах ( тема Гласные звуки с.70) Проведите опыт: приблизь ладошку ко рту и произнеси слово мама… ( тема слово и слог с 32) В учебниках УМК «Школы России» по русскому языку и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Посчитайся с товарищем по парте… Разыграйте сценку вместе с друзьями…( с 34-35 тема Слово и слог)Разыграйте по ролям диалог,…( тема глухие и звонкие согласные звуки с. 102) Это имеет большое значение для формирования коммуникативной компетенции (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.). В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, что в свою очередь формирует детскую самостоятельность. Учитель выступает на уроке в роли «дирижёра». Практически любой урок необходимо начинать с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Пример на слайде Этот процесс увлекает учеников. Нужно стараться не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом им помогают и «подсказки», предусмотренные в учебниках, пример на слайде и помощь одноклассников и, конечно, работа с дополнительной литературой. Необходимо учить детей искать доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою точку зрения. Если кто-то из учеников бывает не прав в выборе решения, необходимо искать причину ошибки, всем вместе её объяснять. Таким образом, на уроках русского языка данный УМК предоставляет возможность развития универсальных учебных действий: дети учатся понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Таким образом, на уроках русского языка в 1 классе в данном УМК реализуются практически все требования нового стандарта. Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму.» Именно так учителя нашей школы стараются выстраивать совместную деятельность с учащимися, начиная уже с 1 класса.



© 2010-2022