Доклад. КОМПЛЕКСНЫЕ ИТОГОВЫЕ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете Дворецковой Н.Н. (ноябрь 2012г.)

КОМПЛЕКСНЫЕ ИТОГОВЫЕ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С введением нового федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в России в школьную практику входит понятие «комплексная итоговая работа», которая позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение комплексной письменной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования.
Комплексная письменная работа составлена на основе общих принципов:
 раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке и повышенных уровней подготовки;
 оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня требований и его превышение;
 кумулятивной (накопительной) оценки;
 открытости и реалистичности норм и критериев;
 признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
 признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и - при желании - на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений [2].
Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы - с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы - установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.
Рассмотрим в качестве примера особенности итоговой комплексной работы для учащихся 1 класса [1]. Итоговая комплексная работа состоит из двух частей - основной и допол-нительной.
В основной части работы разработчики предлагают шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий основной части соот-носятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «уча-щиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Поэтому выполнение заданий осно-вной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассма-тривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно - они выполняются только на добровольной основе. Как подчеркивают разработчики ФГОС НОО, негативные результаты по заданиям допо-лнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка и никоим обра-зом не в ущерб ему [1]. В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.
Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по кото-рому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ. Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счет содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы пол-ностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.
Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвертый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Детям, которые к концу 1 класса еще недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, кто не умел читать при поступлении в школу, или ребятам, у которых не было возможности получить элемен-тарную подготовку к школе. Задания третьего варианта несколько упрощены по срав-нению с заданиями первого и второго вариантов [1].
Индивидуальный подход учителя к подбору варианта итоговой комплексной работы поможет каждому ребенку получить посильное задание и, как следствие, вполне заслу-женный успех. Стоит указать, что в массовой школьной практике такая вариативность проведения проверочных работ делается впервые в рамках реализации образовательных стандартов второго поколения.
Литература:
1. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.
2. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б Логиновой. - М.: Просвещение, 2009.


© 2010-2022