Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Март. Лесные новости»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века»

Тема: «Март. Лесные новости»

Цели: 1. Познакомить детей с основными изменениями , происходящими в природе с наступлением весны.

2. Развивать память, внимание, устную логическую речь, мышление, кругозор.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, чувство товарищества, дисциплину.

Оборудование: презентация, картины «Весна», аудиозапись П. Чайковского «Песня жаворонка», картины животных и птиц, материал для изготовления жаворонков.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели,

На меня все посмотрели.

- Сейчас у нас урок окружающего мира, парты стоят необычно. Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу хорошего настроения. А работать вы будете в группе - команде. Я знаю что у вас все получится, я верю в вас.

2. Введение в тему урока.

1. Работа с чистоговорками. Давайте поиграем. Я начну, а вы продолжайте.

На - на - на - наконец пришла … (весна).

Чи - чи - чи - прилетели к нам … (грачи).

Ло - ло - ло - всем от солнышка … (тепло).

- Развеселились? - О чем на уроке будем говорить? (Слайд 1)

2. - Посмотрите в окно, какое время года сейчас? (весна)

- Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

- Мы поговорим о первом весеннем месяце - марте и узнаем, что происходит в природе в это время?

-А сейчас, я предлагаю прислушаться к звучанию весны. Будьте внимательны! Пока будете слушать запись П. Чайковского «Март», изобразите на листах признаки весны, причем работать будете в группе.

(Слушание музыки П. Чайковского «Песня жаворонка. Март.»)

  1. Изучение нового материала.



  1. - Итак, какое время года наступило?

- Какое настроение бывает у людей весной? Почему? (Настроение зависит от погоды, состояния природы. С наступлением солнечных дней люди больше бывают на природе, наблюдая за её пробуждением, радуются солнцу, теплу и свету) (Слайд 2) 2. Презентация рисунков. - Какие признаки наступившей весны вы услышали и изобразили на рисунках? - Вот вы перечислили много признаков, получилось много мнений, и у меня возникает вопрос, кто же прав? Какие есть предположения? - Давайте рассуждать: - Почему прилетают птицы? - Почему просыпаются звери? - Почему распускается первый весенний цветок - подснежник? - Значит, какое изменение в природе весной главное? (Потепление) 3. - Потеплело, а изменилась ли жизнь животных в лесу? - Давайте, мысленно побываем в весеннем лесу, только не шумите, не распугайте их обитателей. - В лесу много зверей, а вот о каких именно, вы узнаете в лесных новостях, отгадав загадки:
  • Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)
  • Длинный хвостище, рыжий волосище,
Сама - хитрица. (Лиса)
  • Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
  • Черный, проворный, кричит «крак»,
Червякам враг. Всех прилетных птиц черней, Чистит землю от червей, Вдоль по пашням скачет вскачь, А зовется птица - … (грач)
  • На шесте - дворец,
    во дворце - певец, а зовут его … (скворец)

  • В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.( Жаворонок)

- Молодцы!

4. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по учебнику в группах.

- Сейчас мы выполним поисковую работу. Ваша задача: найти в учебнике на с.56-59 интересные лесные новости и животном или птице , которая лежит на парте. У каждой группы своя картинка.

- Итак, ваши выступления, какие лесные новости вы узнали.

*лось

*лиса

*медведь

*грач - Саврасов написал удивительную картину, которая так и называется «Грачи прилетели». В народе сложено много примет об этой весенней птице. Я их приготовила, но перед уроком налетел ветер и все перемешал. Восстановите, пожалуйста (работа в группах на карточках).

Ранний прилет грачей - к ранней весне.

Увидел грача - весну встречай.

Грач на горе - весна на дворе.

- Так какая птица прилетает первой?


Физкульминутка. Русская народная игра «Грачи летят». Я буду говорить, а вы слушайте внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, то выбывает из игры. Дети становятся в круг. Грачи летят, на всю Русь трубят: «Чу-чу-чу - мы несём весну! Гу-гу-гу - не догнать никому!» Пчелы летят, гудят, бурчат: «Жу-жу-жу - меду мы несем до сыту!» Поросята летят, полосаты визжат: «Хрю-хрю-хрю - надоело нам в хлеву!» (Если кто-то ошибается:»Кто ошибся? Помните уговор - за ошибку из игры долой. Садитесь и на нас смотрите - уму-разуму учитесь.) Синицы летят на всю Русь кричат: «Дзю-дзю-дзю - не поймать никому!» Комары летят, кричат, пищат: «Ду-ду-ду - не уйти никому!» Медведи летят, толстопяты рычат: «Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!»
*скворец *жаворонок (слайды 4-9) 22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонки, и весна вступает в свои права. Ещё накануне женщины пекут 40 «жаворонков». С ними бежали на улицу на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а сними и весну. Чтобы поднять «жаворонков» ещё выше, их рассаживали на пригорках, на ветках, на крышах домов, на сараях, поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья. Деревня в этот день была полна песен, крика, смеха, игр. Причем, играли не только маленькие ребятишки, но и девушки и парни. Ребятишки бегали, закликали весну, свистели в свистульки. Есть такая примета: встретишь весну «жаворонками» - удача не обойдет твой дом стороной. (слайд 10)
2. Творческая работа.(слайд 10) (аудиозапись песен - веснянок) - Давайте и мы вылепим «жаворонков» из теста. Описание работы: шарик теста раскатать в длинную колбаску, колбаску завязать узлом. У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить глаз - изюминку. Второй - нижний конец расплющить пальцами и нарезать, что будет обозначать перышки на хвосте. Испечь.

  1. Итог урока.
- Ещё одно чудо, о нем загадка: давным - давно, когда на Земле только зарождалась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь. Подснежники приходят к нам из царства вьюг и снега. Это голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Игра «Сочинялки». Пригрело солнышко. На лесной поляне вылез из-под снега подснежник. Оглянулся и увидел… - Что он мог увидеть? (Ответы детей) 6. Рефлексия. - Я предлагаю сделать весеннюю полянку с подснежниками. Если урок понравился и вы работали в полную силу - голубой лепесток, если не в полную силу - жёлтый лепесток. Посмотрите, какая красивая поляна получилась!


© 2010-2022