Рабочие программы 2 КЛАСС УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класс создана на основе: - Закона «Об образовании» РФ (в действующей редакции); - Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции); -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России приказ №373 от 6 октября 2009 года; ООП НОО МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (Приказ №1 от 29 августа 2015г); - Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый Минобразования РФ от 05.03.2004 приказ №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательный процесс в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015 - 2016 учебный год. - СанПина 2.4. 2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993 - Устава МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного Постановлением исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан №5/1 от 10 февраля 2015 года; - Учебного плана МБОУ «Усадская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 61/10, от 1 сентября 2015 г);
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования (II базовый вариант) Москва, «Просвещение» 2011г., программы начального общего образования, с учётом авторской программы Т.Я.Шпикалова, Л.В .Ершова.
Данный учебный предмет направлен на достижение следующей ЦЕЛИ:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Для достижения поставленных целей изучения изобразительному искусству в начальной школе необходимо решение следующих практических ЗАДАЧ:
  • Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  • Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.
  • Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.
  • Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
  • Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.
  • Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.


Место учебного предмета в учебном плане:

Год обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за уч. год 2 класс 1 34 68








Планируемые результаты изучения курса

" Изобразительное искусство ", 2 класса


Личностные результаты Учащийся научится: - осознавать изобразительное искусство как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; - представлять роль искусства в жизни человека; - воспринимать изобразительное искусство как части национальной культуры; - положительно и познавательно относиться к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; - понимать о разнообразии художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру; - эмоционально-ценностно, эстетически относиться к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности. Учащиеся получат возможность для формирования: - устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; -понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром; - понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры; - потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских); - восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры; - художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; - способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; - понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.



Метапредметные результаты Личностные результаты Учащийся научится: - эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; - формировать целостное, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - формировать эстетические потребности, ценности чувств; Учащийся получит возможность научиться: - развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям - использовать различные художественные материалы для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения. - применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
Познавательные. Учащийся научится: - Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. - использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; Учащийся получит возможность научиться: - Овладеватьб азовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные. Учащийся научится: - Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Учащийся получит возможность научиться: - Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные. Учащийся научится: - слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - языку изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); Учащийся получит возможность научиться: - организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты Учащийся научится: - понимать значение искусства в жизни человека и общества; воспринимать характеристику художественных образов, представленных в произведениях искусства; уметь различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформировать представление о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
Учащийся получит возможность научиться: - высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; - использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).


Универсальные учебные действия

Личностные УУД

Коммуникативные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)




























Содержание учебного предмета. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Изобразительное искусство во 2 классе - это начало систематического приобщения детей к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по изобразительному искусству, которыми овладеют второклассники. В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «В гостях у осени»; «В гостях у чародейки-зимы»; «Весна -красна! Что ты нам принесла?».

В гостях у осени. (11ч)

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря, ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.). Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. «В гостях у чародейки-зимы».(12ч) Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Весна - красна! Что ты нам принесла?» (11ч) Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий). Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек). Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий). Содержание национального регионального компонента интегрируется в содержании учебного предмета по темам: « Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы», « В мастерской художников Гжели. Орнамент народного мира: форма изделия и декор», «Натюрморт из предметов старинного быта».

Распределение часов по темам

Тема


Кол-во часов

1

«В гостях у осени.»

11

2

«В гостях у чародейки-зимы»

12

3

«Весна красна! Что ты нам принесла?»

11

Итого

34

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

«Изобразительное искусство» к концу второго года обучения.
Учащиеся должны знать: - особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы); - цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); - особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов; - особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки; - способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.); - отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; - разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция); - о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи; - о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций; - правила безопасности при работе ручными инструментами; - значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение; - условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея; - основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); - правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

Учащиеся должны уметь: - организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой; - применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением; - верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе - крупнее и ниже, дальше - мельче и выше); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла; - рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий; - пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше; - использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека); - лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета; - решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные мскусства в доме, на улице, в театре;

  • высказывать суждения о художествнных произведениях, изображающих природу и человека;

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;









Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству



Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

В гостях у осени. (11 часов)

1

Мой отдых летом.

1

7.09

2

Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.

1

14.09

3

Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.

1

21.09

4

Орнамент народного мира: форма изделия и декор.

1

28.09

5

Природные и рукотворные формы в натюрморте.

1

5.10

6

Рисование с натуры цветов.

1

12.10

7

Разноцветие краски осени в сюжетной композиции и натюрморте.

1

19.10

8

Секреты филимоновских узоров.

1

26.10

9

Рисование по клеточкам красной птицы-павы.

1

9.11

10

Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет.

1

16.11

11

Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии.

1

23.11

В гостях у чародейки - зимы. (12 часов).

В гостях у чародейки - зимы. (12 часов)

12

В мастерской художников Гжели.

1

30.11

13

Фантазируй волшебным гжельским мазком.

1

7.12

14

Маска, кто ты?

1

14.12

15

Цвета радуги в новогодней ёлке.

1

21.12

16

Русь белокаменная.

1

28.12

17

Зимний пейзаж.

1

11.01

18

Зимние забавы.

1

18.01

19

Искусство украшения изразцами русских храмов и печей.

1

25.01

20

Изразцовая русская печь.

1

1.02

21

Русское поле...

1

8.02

22

Костюм красной девицы и доброго молодца.

1

15.02

23

Чудо палехской сказки.

1

22.02

Весна - красна ! Что ты нам принесла? (11 часов)


24

Русский календарный праздник Масленица в искусстве.

1

29.02

25

Натюрморт с предметом старинного русского быта.

1

7.03

26

Цвет и настроение в искусстве.

1

14.03

27

Космические фантазии.

1

28.03

28

Весна разноцветная.

1

4.04

29

Тарарушки-тарарушки - очень славные игрушки.

1

11.04

30

Печатный пряник с ярмарки.

1

18.04

31

Русское поле. Памятник доблестному войну.

1

25.04

32

Братья наши меньшие.

1

2.05

33

Цветы в природе и искусстве.

1

16.05

34

Всякому молодцу ремесло к лицу.

1

23.05




















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

2

Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений . /Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010


Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.-М.: Просвещение,2013.-254 с.: ил.-(Перспектива).



УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

учебно-лабораторное оборудование и приборы


2

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Магнитная доска Ноутбук Мультимедийный проектор Экран

3

цифровые образовательные ресурсы

Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

it-n.ru/

festival.1september.ru/

nachalka.com/

4stupeni.ru/

uroki.net/docnach.htm

pedsovet.su/load/100









Четверть Кол-во часов Кол-во часов и причины опережения или отставания

По программе По КТП

факт

1

9

9 8 1 час - праздничный день

2

7

7

3

10

10

4

8

8

всего

34

34

















19



© 2010-2022