Открытый урок по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс

Тема: «Леса России. Лес и человек»

Цели урока.

Обучающие:

- ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: смешанным и широколиственным лесом;

- познакомить с растительным и животным миром лесной зоны и нашего края;

- сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

- ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, интерес, наблюдательность, речь учащихся, обогащать её новыми словами;

- развивать умение сравнивать, работать с картой, атласом -определителем, дополнительной литературой.

Воспитывающие:

- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения, чувство прекрасного.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта природных зон, презентация по теме, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности. Самоопределение деятельности

- Звучит запись «Голоса птиц».

-Ребята, прочтите внимательно стихотворение, в нем спряталась тема нашего урока(Слайд 1)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

(С. Погореловский)

- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

(В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

- Да, это так. Тема, которую будет изучать наша экспедиция, -

«Леса России» (Слайд 2).

- А что мы будем изучать?

(Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

Поисковая работа. Работа в группах.

- Почему автор говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит «дремучий»? (Предположения детей: «Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)

-А как трактуется это слово в толковом словаре Ожегова?

(Дети находят значение слова в толковом словаре и зачитывают вариант)

- Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на

вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые? Но об этом

немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не

систематизировав знания, которыми обогатились в предыдущих путешествиях.

II. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.)

- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

Заслушивается ответ ученика и дополнения класса.

Защита проектов: «Какой я представляю себе тундру».

- О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?

Защита проектов (по группам)

Организация оценки работы групп.

- Проект, какой группы вам понравился больше и почему?

3. Графический диктант.

Условные обозначения: - да, + - нет.

- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

- В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день.

- В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

- Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя.

- Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

- Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

- Дикие северные олени обычно живут стадами.

- В тундре добывают нефть и природный газ.

- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

(Ответы:-- пп-пп------- .)

4. Индивидуальная работа по карточкам.

1) Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.

2) Перечисли экологические проблемы тундры.

3) Перечисли сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

III. Организация познавательной деятельности

Работа в парах

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать

о лесной зоне, глядя на карту?

Карточка-помогайка (раздается на каждую парту):

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность?

4. Какая она в равнении с другими природными зонами?

5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Работа ведется в парах по карте природных зон в атласах.

1-й ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона - самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

Учитель: Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

- А какую роль она играет? {Это плавный переход к другой природной зоне, как, например, лесостепи, полупустыни.)

Работа в группах. Поисковая работа

- Мы с вами уже заметили, что к югу тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра лежит прямо у линии Северного полярного круга. Вы знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим - меньше.

- Как вы думаете, какие деревья будут расти в тайге? В этом нам поможет разобраться первая группа ботаников.

Что растет в смешанных и широколиственных лесах, выяснит вторая группа ботаников. А зоологи изучат, кто живет в лесной зоне.

Материалы для первой группы ботаников (Слайд с вопросами для группы)

Учебник (с. 98, 99), атлас-определитель «От земли до неба», картинки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», гербарий, книга «Растительный мир нашей Родины» В.В. Петрова.

Карточка-помогайка:

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

Материалы для второй группы ботаников (слайд с вопросами)

Учебник (с. 103), атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», книга «Растительный мир нашей Родины» В.В. Петрова, «Зеленые страницы», гербарий.

Карточка-помогайка:

1. Расположение смешенных и широколиственных лесов.

2. Природные условия в этих лесах.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах?

Материалы для зоологов (слайд с вопросами)

Учебник (с. 100-102), атлас-определитель «От земли до неба», карточки с изображением животных, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», книги «Чудо - всюду» Т.Д. Нуждиной и «Животный мир нашей Родины» В.П. Герасимова, «Зеленые страницы».

Карточка-помогайка:

1. Птицы тайги, что их объединяет.

2. Животные тайги, что их объединяет.

3. Животный мир смешанного и широколиственного леса, (краткие рассказы о животных и птицах)

Рассказ первой группы ботаников: (слайд)

Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картин «Тайга», «Непроходимая тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария, слайда).

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины «В сосновом лесу»).

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

- Спасибо, уважаемые ботаники. Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим смешанный и широколиственный лес.

Рассказ второй группы ботаников: Слайд)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария, слайда). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный лес»).

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами (показ рисунка). Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки (слайд).

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик (слайд).

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария, слайд). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (картина «Широколиственный лес»).

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди (показ желудей).

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ плодов липы).

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые (показ плодов клена).

- Спасибо вам, ботаники, за проделанную работу. Прежде, чем мы заслушаем наших зоологов, проведем физкультминутку.

IV. Физкультминутка (мультимедийная «Елочка»)

-Посмотрите на экран, повторяйте движения за «Елочкой»

V. Работа по теме

1. Продолжение новой темы.

Рассказ зоологов: (слайд)

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок, слайд). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ -они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка - таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь - хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах - кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей - черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (Слайд «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А какое разнообразие кустарников, сколько насекомых - жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

2. Работа в тетради на печатной основе.

С.31,№1

- Прочитайте.

- Запишите названия лесных растений, которые смогли определить.

Проверка.

Поисковая работа

С. 31, №2

- Прочитайте.

Используя текст учебника, заполните таблицу.

- Назовите характерные для тайги деревья. (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.)

- Запишите их названия в таблицу.

- Назовите характерные для смешанного леса деревья. (Сосна, ель, липа, лиственница.)

- Запишите их названия в таблицу.

- Назовите характерные для широколиственного леса деревья. (Дуб, клен, липа, ясень, вяз.)

- Запишите их названия в таблицу. С.32,№3

- Прочитайте.

- Узнайте хвойные деревья по рисункам веточек и шишкам. Пронумеруйте рисунки. (3, 1, 4, 5, 2.)

Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю. С. 32, №4

- Прочитайте.

- Прочитайте в атласе-определителе о хвойных растениях. Нарисуйте

хвоинки. Проверка. С. 33, № 5

- Прочитайте.

- Найдите семь животных, которые спрятались на этом рисунке. Раскрасьте их.

- Запишите названия животных, которых смогли отыскать. (Летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.)

Взаимопроверка. С. 33, № 6

- Прочитайте.

- Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки. (4, 3, 5, 1, 2.)

Взаимопроверка по учебнику или атласу-определителю. С. 34, № 7

Работа в парах

- Прочитайте.

- Составьте цепь питания, характерную для тайги. Взаимопроверка.

VI. Актуализация знаний

- Какой же лес без гомона птиц? Аудиозапись «Голоса птиц».

- Чьи голоса вы узнали? (Кукушка, соловей, зяблик, певчий дрозд и др.)

- Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

- Запишем это в схеме.

- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева).

Работа в парах

- Используя учебник (с. 100, 101), запишите две-три цепи питания,

характерные для леса.

растения -заяц-беляк - рысь;

растения - мышь-полевка -соболь.

Рассказ группы экологов (слайд)

А чем же являются лес для человека?

Значение леса:

  • Место отдыха

  • Аптека

  • Источник чистой воды и пищи

  • Источник топлива

  • Источник древесины

  • Дом для растений, животных, грибов)

  • Защитник воздуха, водоемов, почв

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по ли вине возникают экологические проблемы леса.

Проблемы леса : (слайд)

  • Вырубка

  • Незаконная охота (браконьерство)

- Почему люди вырубают леса? В основном из-за древесины. С каждым годом её требуется все больше. Ведь из неё получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотопленку, кинопленку, лаки и краски, пластмассы и много других необходимых изделий. Раньше людям казалось- лесов так много, что вырубить их все прост невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать. Заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать. К сожалению, эта работа не всегда хорошо налажена. Много срубленной древесины остается в лесу, пропадает без всякой пользы. Не всегда идут в дело и отходы: корни, сучья, ветки. Из них можно получать материал для изготовления мебели, а из хвои со срубленных деревьев- богатую витаминами хвойную муку для сельскохозяйственных животных. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Запрещается вырубать леса по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог, уничтожать лесные полосы, которые защищают поля от ветров.

Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты были почти полностью истреблены лось, кабан, соболь. Их удалось спасти только благодаря строгой охране. Сейчас охота на лесных животных ограничена: специальными правилами разрешено охотиться только в определенный срок и добывать определенное количество животных .

VII. Подведение итогов урока

- Какие леса входят в зону лесов?

Выставление оценок

Домашнее задание (слайд)

Ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 98-105).

Задание 1 - для всех, задание 2 - по вариантам (с. 105).



© 2010-2022