Технологическая карта по русскому языку на тему Корень слова. Однокоренные слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

ФИО Аухадиева Рамзия Габдулхаевна

Класс: 3

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющую

Задачи урока:

1.Повторить общие сведения о родственных словах, наличие в них общей смысловой части;

2. Знать что такое корень слова.

3.Формирование умение находить в тексте однокоренные слова.

4. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

5. Отрабатывать каллиграфию письма;

6. Прививать интерес к родному языку.

Планируемые результаты.

Предметные

различать однокоренные слова;

выделять корень в однокоренных словах;

подбирать примеры однокоренных слов;

находить однокоренные слова в тексте;

Метапредметные:

Познавательные:

- наблюдать, проводить сравнение объектов, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий.

- построить логические цепи рассуждений.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-нацелить на успешную деятельность;

Коммуникативные

- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- формировать умение слушать и слышать;

-доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

Личностные

-проявлять интерес к русскому языку;

- адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

-формировать чувство коллективизма, и индивидуальности обучающихся.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группе.


Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

Организационный

Создание позитивной мотивации обучающихся


Как же приятно на душе, как хочется сказать «Доброе здравствуйте!» услышать в ответ теплое «Здравствуйте»


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнават2ь новое.

Коммуникативные

- формирование умения слушать и слышать.

Словарная работа

Составить пословицу.

Оформление тетр.

держится, Дерево, корнями, друзьями, а человек

Как вы думаете есть ли в русском языке у слов родственники?

Предлагает оформить тетради.


Двадцать второе октября.

Классная работа.


Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.



Выведение слов на экран.


Составляют пословицу.

Объясняют значение.

Объясняют орфогрммы.

Записывают в тетрадь, по памяти.

Взаимопроверка.


Повторение изученного материала. Актуализация знаний учащихся.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Загадка о дереве.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

-Назовите части дерева.

-Какая часть дерева главная?

почему?

-где в жизни ещё есть корень?

Для чего они нужны?

(где корень встречаем?)

Какие орфограммы связаны с корнем?


Организует диалог с обучающимися.

(На слайде)

Ответы учащихся.

Дерево.

Листья, ветви, ствол, корень.

Корень.

Корень.

Правописание слов с безуд гл в корне. (Леса- лес)

Правописание слов с непроверяемыми гласными.(Корова)

Правописание глух и звон согл в корне (гриб-грибы.)

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. (праздник, солнце)


Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и задач урока


Тема:Корень слова. Однокоренные слова. Давайте сформулируем цели урока с помощью опорных слов.

На доске опорные слова:

Научиться распознавать, группировать… ( однокоренные слова)

Подбирать ….(примеры однокоренных слов)

Определять…(лексич.знач)

Организует подводящий диалог.

Формулируют задачи урока



Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

«Открытие» учащимися нового знания.


Загадка.

По небу гуляет,

Дождь рассыпает.

У нашей тучи капли необыкновенные: они словесные.

- объяснить лексич. знач слов.

-что общего во всех словах,

-как называются слова, у которых одинаковый корень,?

Работа с учебником. С.74. правило (рубрика Вспомните!)

Прочитайте только корень, (оставшиеся части)

Ясен ли смысл слов?

Какой сделаем вывод. Что такое корень?

Работа с учебником. С.74. правило


Организует диалог с обучающимися.

Называют (туча).

Учащиеся сами подбирают слова.

Дождь, дождик, дождливый, дождевой, дождинка, дождище, дождевой.

Одинаковый корень, близкое знач.

Однокоренные.

Находят нужную страницу в учебнике.

Корень -это главная, важная часть.

Находят нужное правило.


Физкультминутка.

Первичное закрепление нового материала.

Уточнение представлений об однокоренных словах

Уточнение представлений
о понятии «корень».





Выявление качества и уровня усвоения знаний, а также установление причин выявленных недостатков

Задания с учебника

С 74 упр 130.

Выписать однокоренные слова


Организует работу с учебником.

Выполняют задания учебника с комментированием.

Выписывают однокоренные слова, выделяют корень.



Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Дидактическая игра «В гости к родственникам» На карточках.

- Перед вами по два домика. В первом живёт корень - голос- , во втором - -говор-, в третьем - -бег-, в четвёртом - -мал-. Определите к кому в гости отправится каждое слово.



К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Чистота, чистый, чистить

.4.Горюет, плачет, печалится.

5. Рыба рыбак, рыбачит

6. Горе, горевать, горный.


Организует подводящий диалог


Работа в парах.

Первый ряд выписывает родственные слова с корнем - голос- и с корнем - бег-, второй - с корнем -бег- и с -говор- корнем -мал-.



На карточках. Индивидуальная работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение.


Подведение итогов. Рефлексия.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.


- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!


Организует диалог

Задает вопросы
о задачах урока.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).


Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;


Этап разъяснения домашнего задания.





Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

С 75.упр132

Разъясняет Дз


Записывают задание на дом, задают вопросы

Думаю, смысл пословицы в том, что каким бы сильным, большим, могучим дерево не было - без корней оно погибнет, ведь они его держат, даже дубу будет без корней не устоять и ветра не надо, оно упадет не дожидаясь его. Так и человек, каким бы он сильным, здоровым не был, богатым не был, без друзей он пропадет и держится своими друзьями, которые в трудную минуту всегда придут на помощь и выручат. Сам по себе человек не может одолеть и трудности, а с друзьями и беду пережить легко. Поэтому, друзей нужно ценить, любить, уважать и не ссориться с ними.



дождик

дождь

дождливый

дождевой

дождинка

дождище

дождевой

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.



© 2010-2022