- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по технологии УМК ПНШ, 1 класс
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по технологии УМК ПНШ, 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зинченко С.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г.Карпенко»
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Зам.руков. по УВР Директор лицея
_____________/____________/ ____________/ / ____________/ /
Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол № __________ от «__»__________20 г. Приказ № _______
от «__»__________20 г. от «___» ____________20 г.
Рабочая учебная программа по предмету
Технология
наименование учебного предмета (курса)
начальное общее, 1 класс
(ступень образования)
(1 год)
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы: Образовательная система «Перспективная начальная школа», руков. -профессор Р.Г.Чуракова
(наименование программы, автор)
Программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам, на основе концепции системы «Перспективная начальная школа»
Зинченко Светлана Владимировна, учитель начальных классов
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с.Приютное, 2015г.
Технология
Авторы: Т.М. Рагозина, А.А. Гринёва
I.Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Учебник.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010.
- Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Методическое пособие/Т.М.Рагозина.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010
- Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Тетрадь для самостоятельной работы. .- М. :Академкнига/ Учебник, 2015.
II.Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Технология» начинает знакомство младших школьников с технологией как областью преобразовательной, творческой деятельности. Цели обучения: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Задачи:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
- освоение первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию общественно и личностно-значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности;
- воспитание трудолюбия, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
- практико - ориентированная направленность содержания обучения;
- применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология». Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
IV.Основные содержательные линии. С учетом специфики данного учебного предмета внутри каждого года обучения программный материал представлен четырьмя разделами, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал. Первый раздел «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» состоит из четырех структурных единиц:
- «Трудовая деятельность в жизни человека»,
- «Содержание труда людей ближайшего окружения»,
- «Процесс труда»,
- «Первоначальные умения проектной деятельности».
V.Описание места учебного предмета «Технология». В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В учебном плане в 1-ом классе на изучение предмета «Технология» выделяется -33 часа. Во 2 -4 классах - 1 час в неделю - по 34 часа в год.
VI.Таблица тематического распределения часов.
№
п/п
Разделы темы
Количество часов
Примерная или авторская программа
Рабочая программа
1
Изготовление изделий из бумаги
13
13
2
Изготовление изделий из природных материалов.
8
5
3
Изготовление изделий из пластичных материалов
2
5
4
Изготовлении изделий из текстильных материалов
8
8
5
Домашний труд
2
2
Итого:
33
33
VII.Содержание учебного предмета «Технология». 1класс
Изготовление изделий из бумаги (13 ч)
Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать - делать мятой всю поверхность; размачивать - размягчить; скатывать - свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать - делать край неровным; складывать - делить на части; размечать по шаблону - обвести внешний контур предмета; резать - отделить от целого.
Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.
Создание изделий по собственному замыслу.
Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.
Изготовление изделий из природных материалов (5 ч)
Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках, Наклеивать композиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках.
Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка изделия.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.
Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.
Изготовление изделий из пластичных материалов (5 ч)
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.
Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.
Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.
Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты, животные).
Изготовление изделий из текстильных материалов (8 ч)
Краткая характеристика операций обработки материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому. Способы выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».
Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.
Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение. Декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.
Создание изделий и декоративных композиций. Варианты объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки, декоративные композиции.
Домашний труд (2 ч)
Уход за одеждой. Правила ухода за одеждой. Практические работы. Мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц с двумя отверстиями.
Декоративное оформление предметов быта и жилища. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России.
Практические работы. Декоративное оформление жилища изделиями из бумаги и ткани. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов.
VIII.Планируемые результаты изучения курса «Технология». 1-й класс
Универсальные учебные действия обучающихся (УУД)
1. Личностные:
-
формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места.
-
ценностное отношение к природному миру;
-
формирование позитивного отношения к труду.
2. Познавательные:
-
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
-
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
-
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
-
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
-
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
3. Регулятивные:
-
умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-
умение планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
-
умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
-
умение руководствоваться правилами при выполнении работы;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
-
умение осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
4. Коммуникативные:
-
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
-
формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
-
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
-
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
-
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
IX.Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Технология» к концу 1 года обучения
Должны знать/понимать:
-
роль трудовой деятельности в жизни человека;
-
содержание труда людей ближайшего окружения;
-
область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;
-
область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.
Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:
-
осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
-
составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
-
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
-
изготавливать изделия из доступных материалов (цветной , писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
-
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
-
создавать модели несложных объектов из природных материалов;
-
осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
применения информации при решении различных задач;
-
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
-
соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
-
создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;
-
осуществления сотрудничества в совместной работе.
X. Программа обеспечивается следующими пособиями УМК. Литература для учащихся:
-
Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Учебник.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010.
-
Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Тетрадь для самостоятельной работы. .- М. :Академкнига/ Учебник, 2015.
-
Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Учебник.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010.
-
Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Методическое пособие/Т.М.Рагозина.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010
-
Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Тетрадь для самостоятельной работы. .- М. :Академкнига/ Учебник, 2015.
- 1. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- 2.Т.Н.Проснякова. Технология. Урока мастерства./ М.: Дом Фёдорова, 2011г.
- 3.Н.М.Конышева «Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Книга для учителя начальных классов»/ М.: Ассоциация XXI век, 2012г.
- 4. Интернет - ресурсы.