Рабочая программа и календарно -тематическое планирование по технологии УМК ПНШ, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г.Карпенко»


Согласовано Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Зам.руков. по УВР Директор лицея

_____________/____________/ ____________/ / ____________/ /

Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.

Протокол № __________ от «__»__________20 г. Приказ № _______

от «__»__________20 г. от «___» ____________20 г.

Рабочая учебная программа по предмету

Технология

наименование учебного предмета (курса)

начальное общее, 1 класс

(ступень образования)

(1 год)

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы: Образовательная система «Перспективная начальная школа», руков. -профессор Р.Г.Чуракова

(наименование программы, автор)




Программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам, на основе концепции системы «Перспективная начальная школа»




Зинченко Светлана Владимировна, учитель начальных классов

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)













с.Приютное, 2015г.





Технология

Авторы: Т.М. Рагозина, А.А. Гринёва

I.Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Учебник.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010.
  • Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Методическое пособие/Т.М.Рагозина.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010
  • Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Тетрадь для самостоятельной работы. .- М. :Академкнига/ Учебник, 2015.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:  Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015 / 2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № учебный год «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;  примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;  учебный план образовательного учреждения на 2015/ 2016учебный год;  локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

II.Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Технология» начинает знакомство младших школьников с технологией как областью преобразовательной, творческой деятельности. Цели обучения: развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Задачи:

  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
  • освоение первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию общественно и личностно-значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности;
  • воспитание трудолюбия, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что не только способствует формированию у учащихся представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учётом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиальное значение имеют социально - нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерными особенностями учебного предмета «Технология» являются:
  • практико - ориентированная направленность содержания обучения;
  • применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;
  • применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.

III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология». Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

IV.Основные содержательные линии. С учетом специфики данного учебного предмета внутри каждого года обучения программный материал представлен четырьмя разделами, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал. Первый раздел «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» состоит из четырех структурных единиц:

  • «Трудовая деятельность в жизни человека»,
  • «Содержание труда людей ближайшего окружения»,
  • «Процесс труда»,
  • «Первоначальные умения проектной деятельности».
В них раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности. Содержание данного раздела целесообразно изучать в ходе освоения содержания других разделов программы. Второй раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» состоит из структурных единиц: «Многообразие материалов и область их применения», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач», «Использование измерений для решения практических задач», «Изготовление изделий из бумаги и картона», «Изготовление изделий из природных материалов», «Изготовление изделий из пластичных материалов», «Изготовление изделий из текстильных материалов», «Изготовление изделий из проволоки и фольги», «Изготовление изделий из полуфабрикатов», «Сборка моделей и макетов из деталей конструктора». Круг изучаемых дидактических единиц по годам обучения разный. «Многообразие материалов и область их применения» предполагает ознакомление учащихся с различными видами материалов: природными (растительными, минеральными), искусственными (бумагой и картоном, текстильными материалами, металлами) и синтетическими (пластмассой). Распределение материалов по классам осуществляется на основе доступности и посильности для младших школьников, на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. В каждом классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических, механических и технологических свойств бумаги и картона, ткани, проволоки и фольги, пластичных материалов как отдельно, так и в сравнении с друг с другом. «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач» содержит специальные вопросы, которые необходимо решить с целью обеспечения самостоятельной деятельности школьника по преобразованию указанных материалов в изделие. Структурная единица «Использование измерений для решения практических задач» содержит рекомендации по освоению учащимися видов разметки от класса к классу. Содержание вышеуказанных единиц следует изучать в ходе обработки конкретных материалов. Третий раздел «Изготовление изделий из различных материалов» содержит краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, творческие задания и перечень объектов труда. Четвертый раздел «Домашний труд» включает ряд важных аспектов для жизни и развития ребенка: правила ухода за одеждой и обувью, мелкий ремонт одежды и ее декоративное оформление, ремонт книг из домашней библиотеки, декоративное оформление предметов быта и жилища с использованием разных материалов и технологических операций. Предложенные материалы могут комбинироваться между собой либо дополнятся другими материалами, доступными для обработки младшими школьниками. Здесь же ученики получают общее представление об устройстве современной бытовой техники, знакомятся с правилами управления и безопасными приемами труда при ее использовании Особое внимание при изучении всех разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, технике.Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой. Готовые работы желательно использовать для организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, в оформлении школьных и домашних помещений. Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, задача которой - формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач проводятся экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещение музеев декоративно-прикладного творчества, выставки и предприятия. Для успешной реализации программного материала нужно применять эвристические беседы, поисковую исследовательскую деятельность детей с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиск возможных и рациональных способов их обработки, поиск правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, он закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Включение учащихся в проектную деятельность начинается со второго класса. Особенность содержания проектной деятельности в начальной школе состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ. Формы организации урока: 1.индивидуальная, 2.фронтальная, 3.групповая, 4.коллективная, 5.парная. Специальные приемы и методы: 1.использование информационно-коммуникативных технологий. Приемы и методы работы: 1.разъяснения, рассуждения, общая характеристика, 2.словесные (рассказ, беседа, объяснение), 3.наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телевизионные), 4.практические (разнообразные упражнения), 5.объяснительно - иллюстративный, 6.репродуктивный, 7.частично-поисковый, 8.исследовательский, 9.контроль. Система контроля: 1.практическая работа; 2.самостоятельная работа.

V.Описание места учебного предмета «Технология». В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В учебном плане в 1-ом классе на изучение предмета «Технология» выделяется -33 часа. Во 2 -4 классах - 1 час в неделю - по 34 часа в год.

VI.Таблица тематического распределения часов.

п/п

Разделы темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Изготовление изделий из бумаги

13

13

2

Изготовление изделий из природных материалов.

8

5

3

Изготовление изделий из пластичных материалов

2

5

4

Изготовлении изделий из текстильных материалов

8

8

5

Домашний труд

2

2

Итого:

33

33

VII.Содержание учебного предмета «Технология». 1класс

Изготовление изделий из бумаги (13 ч)

Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать - делать мятой всю поверхность; размачивать - размягчить; скатывать - свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать - делать край неровным; складывать - делить на части; размечать по шаблону - обвести внешний контур предмета; резать - отделить от целого.

Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.

Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бу­мажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.

Создание изделий по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.

Изготовление изделий из природных материалов (5 ч)

Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках, Наклеивать ком­позиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках.

Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка изделия.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.

Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.

Изготовление изделий из пластичных материалов (5 ч)

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.

Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.

Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.

Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты, животные).

Изготовление изделий из текстильных материалов (8 ч)

Краткая характеристика операций обработки материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узел­ком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому. Способы выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».

Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.

Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение. Декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.

Создание изделий и декоративных композиций. Варианты объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки, декоративные композиции.

Домашний труд (2 ч)

Уход за одеждой. Правила ухода за одеждой. Практические работы. Мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц с двумя отверстиями.

Декоративное оформление предметов быта и жилища. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России.

Практические работы. Декоративное оформление жилища изделиями из бумаги и ткани. Оформление домашних праздников: раз­работка и изготовление пригласительных билетов.

VIII.Планируемые результаты изучения курса «Технология». 1-й класс

Универсальные учебные действия обучающихся (УУД)

1. Личностные:

  • формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места.

  • ценностное отношение к природному миру;

  • формирование позитивного отношения к труду.

2. Познавательные:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

3. Регулятивные:

  • умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

  • умение планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • умение следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

  • умение руководствоваться правилами при выполнении работы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

  • умение осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

4. Коммуникативные:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

IX.Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Технология» к концу 1 года обучения

Должны знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • содержание труда людей ближайшего окружения;

  • область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;

  • область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.

Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:

  • осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;

  • составлять словесный план собственной трудовой деятельности;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);

  • изготавливать изделия из доступных материалов (цветной , писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;

  • создавать модели несложных объектов из природных материалов;

  • осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • применения информации при решении различных задач;

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);

  • соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

  • создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;

  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

X. Программа обеспечивается следующими пособиями УМК. Литература для учащихся:

  • Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Учебник.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010.

  • Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Тетрадь для самостоятельной работы. .- М. :Академкнига/ Учебник, 2015.

Литература для учителя:
  • Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Учебник.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010.

  • Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Методическое пособие/Т.М.Рагозина.- М. :Академкнига/ Учебник, 2010

  • Т.М. Рогозина. Технология. 1класс: Тетрадь для самостоятельной работы. .- М. :Академкнига/ Учебник, 2015.

Дополнительная литература:
  • 1. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  • 2.Т.Н.Проснякова. Технология. Урока мастерства./ М.: Дом Фёдорова, 2011г.
  • 3.Н.М.Конышева «Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Книга для учителя начальных классов»/ М.: Ассоциация XXI век, 2012г.
  • 4. Интернет - ресурсы.


© 2010-2022