- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению во 2 классе. Н. Н. Носов На горке
Урок по литературному чтению во 2 классе. Н. Н. Носов На горке
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ширшова Е.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
Фамилия, имя, отчество учителя начальных классов: Ширшова Елена Валентиновна 11.12.14
Класс: 2 в класс
Предмет: литературное чтение
Название учебника: Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2012.
Название раздела, темы в учебнике:«Мы - друзья», Н. Носов «На горке», стр. 119-122.
Тема урока: Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.
Цели урока:
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Задачи урока:
образовательные:
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
- пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Средства обучения:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2012.
Оборудование:мультимедиа, презентация в смарте, карточки с заданиями разного цвета, шапочки с названиями:Котька,ребята, автор, карточки: эксперты, портрет Н.Н.Носова и название рассказа(иллюстрация), картинный план, аудиозапись рассказа «На горке», фильм о Н.Н.Носове.
Ход урока
Название этапа урока
Задачи этапа урока
Деятельность учителя и обучающихся
Формируемые УУД
коммуникативные
познавательные
регулятивные
личностные
1
Мотивация учебной деятельности
Создать эмоциональный настрой
У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на гостей. Подарите им свои улыбки. Улыбнитесь мне. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
обеспечение учащимся их учебной деятельности
2
Речевая разминка.
Формировать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата.
- Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.
Дыхательная гимнастика.
К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела.
- Посмотрите, куда опустились ваши снежинки?
Слайд 1.
Снежинки ловит Тая,
Они слетают тая.
- Прочитайте глазами.
-Прочитайте шепотом и медленно.
-Прочитайте громко и медленно.
- Прочитайте громко и быстро.
Интонационная разминка.
Слайд 2.
Целый день ребята строили снежную горку.
- Прочитайте предложение.
- Кто строил снежную горку? (Ребята).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом.
- Что строили ребята? (Горку).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом.
Какую горку строили ребята? (Снежную).
-Прочитаем, выделяя это слово голосом.
3.
Актуализация знаний.
Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.
-Ребята, кто-нибудь из вас догадался, из какого произведения это предложение?
- Кто автор рассказа «На горке»?
.
- Что вы знаете о Н.Н. Носове?
(фильм)
Действительно Н.Н.Носов был очень одарённым человеком(отрывок из фильма).
_Обратите внимание на нашу выставку книг?
Какие произведения вы читали?
-Кто является героями его рассказов?
-А как вы думаете, что общего в его рассказах?(смешные истории, в которые попадают дети)
Это ваши ровесники.
Подсказывает вам название, о чём .будет этот рассказ?
-Значит, кто будет героем нового рассказа Н.Н.Носова?
Портрет, название рассказа
Послушаем что интересного подготовили наши команды.
(Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке).
анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу
4.
5.
Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности (осмысление учащимися того, что они знают и того, что еще можно узнать для решения учебной задачи).
Организовать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организовать соотнесение с эталоном для самопроверки.
слайд 6 2. Знакомство с текстом (4 мин)
-Послушайте, как исполняют это произведение артисты театра, проверьте свои предположения.
- -А потом проверим, какая команда самая внимательная.
-Ребята, а вы любите бывать на горке?
- Почему?
.
Блиц-опрос.
-Почему сделав горку, ребята ушли домой?
-В какой квартире жил Котька?
-Что придумал Котька, чтобы залезть на горку?
-Что предлагал ребятам Котька?
-Почему Котька Сделал ступеньки?
-Где Котька взял песок?
Во время аудио рассказа прозвучало слово «дворницкая».Как вы думаете, какое лексическое значение имеет это слово? Обсудите это в командах, отвечают участники под номером 1. Время 30 секунд.
Проверить наши предположения поможет статья из толкового словаря русского языка Ожегова
А с какой целью Котька пошел в дворницкую?(за песком)
Как отнеслись к этому поступку ребята?
Слайд 4.
Посмотрите на доску. Выберите интонацию нашим героям
Первичное чтение (про себя)
-Прочитайте текст про себя и отметьте карандашом слова автора - буквой А, Котьки - буквой К, ребят - буквой Р.
учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения
задания для команд на зелёных листах,
каждая команда слушает внимательно и отвечает на конкретный вопрос(6 команд)
доска смарт
Доска смарт
умение определять и формулировать цель урока с помощьюучителя
осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации
анализ характеров и поступков героя
6.
Динамическая пауза.
Выполняют упражнения
доска
формирование установки на здоровый образ жизни
Организовать рефлексию деятельности по данному этапу.
Чтение вслух
Чтение по ролям.(2-4 номера)
Читают первые номера трех команд
1-автор, 2-Котька, 3 - ребята выбирают двух человек, которые будут читать хором. Обсудите кто будет представлять вашу команду.
А другие три команды будут экспертами и походу чтения у себя будут делать пометки, которые помогут им выбрать лучшего чтеца
-Удалось ли чтецам передать чувства ребят? Как вы оцениваете их чтение?(3 номера)
На головы детям одеваются ободки с ролями
На столы ставиться табличка «эксперты»
Вопросы экспертам -
7.
8.
9.
Закрепление во внешней речи.
Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.
Включение в систему знаний и повторение.
Проговаривание нового знания во внешней речи.
Организовать обсуждение домашнего задания разными группами обучающихся.
Организовать нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
А теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу, составить картинный план к нашему рассказу - на столе у вас картинка, к которой вы должны подобрать и приклеить соответствующую карточку-заголовок (3 минуты)
Проверим. Первые номера прикрепите свой план на доску.
(Дети предлагают свои варианты заголовков, учитель корректирует).
Кто догадался, почему предложения пронумерованы? (это план нашего рассказа)
- Каких рисунков не хватает?
(Котька пытается взобраться на скользкую горку).
- Найдите нужный эпизод в рассказе, прочитайте его. Озаглавим этот фрагмент.
(Хитрец на скользкой горке).
- Какой еще картинки не хватает? Прочитайте нужный эпизод. Как можно его озаглавить?
(Дружная работа). ( Котька трудится вместе с ребятами).
- У нас получился план рассказа. Прочитайте его.
Слайд 7.
Ребята строят горку.
Хитрец на скользкой горке.
Котька посыпает горку песком.
Ребята недовольны.
Дружная работа.
- Для чего мы составили план?
(С помощью плана легко пересказать текст).
- Это и будет вашим домашним заданием.
(Пословицы). Слайд 9.
Ум хорошо, а два лучше.
Поспешишь - людей насмешишь.
Умел ошибиться, умей и исправиться.
- А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа.
- Почему вы выбрали третью пословицу?
(Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку - отремонтировал горку и даже ступеньки сделал).
- Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение.
- Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора. Какие правила дружеского общения вы хотите ему напомнить?
- С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ.
Слайд 10.(карточки на столе) работа в группах
Развеселить читателя.
Помочь увидеть поступки.
Подшутить над кем-нибудь.
- Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят, и я надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».
(Названные книги выставляются на книжную полку).
Предложения пронумерованы в соответствии с порядком плана
учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
анализ и синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации
постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу
сличение результата действия с эталоном, коррекция
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала
10
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организовать самооценку деятельности на уроке.
- У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, выберите в руки самую большую снежинку. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь выберите среднюю снежинку. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, - маленькую снежинку. А теперь мы заполним нашу горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась!
Выходят по группам
В смарте запускаем снежинки