Проектно-исследовательская деятельность школьников Программа элективного курса

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор


Мирнова Марина Николаевна





Проектно-исследовательская деятельность


Программа курса для старшеклассников



Проектно-исследовательская деятельность школьников Программа элективного курса

Введение




Программа курса

« Проектно-исследовательская деятельность»

Пояснительная записка


Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания - знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность - новым содержанием. В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. 1. Цель дисциплины состоит в теоретическом и практическом обучении школьников к выполнению учебных исследований, развитие исследовательской деятельности, а также развитие и интериоризация принципов научной этики; развитие личности, владеющей исследовательской технологией как универсального способа освоения действительности на уровне компетентности. Обучение теоретическим знаниям и практическим умениям школьников, необходимо для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В содержании курса можно выделить следующие направления:

  • теоретические знания, включающие следующие основные вопросы, необходимые для овладения основами исследовательской деятельности: роль науки в развитии общества, возникновение и развитие науки, научное знание как система и его особенности, эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научного познания;
  • формирование умений работать с различными источниками информации;
  • формирование практических умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, технология подготовки исследовательских работ, проведение исследовательской практики.
Методика курса предусматривает использование деятельностных технологий в форме обзорных лекций, интерактивных занятий, семинаров и практикумов. Курс завершается исследовательской практикой (выполнение учебно-исследовательской работы и ее защита на научно-практической конференции).
  1. Задачи дисциплины:
  • Приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • Освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • Выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
  • Разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • Разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
  • Создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
  • Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  • Развитие представлений о культурно-исторических, нравственных и философских основах проектной и исследовательской деятельности.

Специфика курса состоит в коммуникативно-интерактивной организации его содержания, которая заключается в том, что школьникам не только сообщается необходимая информация, но и формируется их исследовательская деятельность в соответствии со следующими принципами: - самоактуализация образования, направленного на самопознание, выявление реальных образовательных потребностей школьника, развитие социальной активности, - комплементарность содержательного и процессуального компонентов образования, направленных на формирование исследовательской деятельности школьников, - нравственность руководства исследовательской деятельностью. В курсе используются разнообразные методы обучения. В основе их отбора лежат общие принципы дидактики, гуманной педагогики, фундаментальности, междисциплинарности и интегративности. По дидактическим целям выделаются следующие группы методов:
  • Методы актуализации: проблемная ситуация, беседа, демонстрация, дискуссия.
  • Методы получения новой информации: лекция, беседа, практическая работа, демонстрация.
  • Методы индивидуализации и применения знаний: практическая работа, диагностика готовности к исследовательской деятельности, самонаблюдение, тренинги, курсовые работы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: Учебно-познавательные компетенции: компетенции, связанные с ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.


Учебно-исследовательская: совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Ценностно-смысловая: компетенции, связанные с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения школьниками задач, уже разработанных в науке.

Коммуникативные компетенции: знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Информационные компетенции (ИКТ): навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача

4. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты реализации программы факультативного курса:
  • школьники владеют ключевыми, надпредметными, компетентностями, которые применимы в разных видах деятельности (сформированность умений понимания текстов, обработки разного рода информации, способность осуществлять деятельность в группе и др.);
  • владеют исследовательской компетентностью, которая показывает интеллектуальный уровень развития мыслительных процессов и исследовательскую активность (видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней условия; выдвигать гипотезы, обосновывать их и т.д.);
  • владеют коммуникативной компетентностью (умеют строить отношения с другими людьми);
  • владеют информационной компетентностью (умеют работать с информацией, представленной в разных формах и источниках, используя современные телекоммуникационные средства).

5. Предполагаемый продукт реализации программы 1. презентация итога исследовательской деятельности ребят по выбранной самостоятельно теме и форме.
2. участие в научно-практической конференции школы и города.
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования, которое включает в себя формирование целого спектра компетенций. В свете компетентностного подхода важным является сформированное умение непрерывно обновлять и повышать свой образовательный уровень. Наряду с технологией классно-урочной системы в образовательном учреждении необходимо развитие системы дополнительного образования с использованием педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Дополнительное образование становится полноценной составляющей процесса непрерывного образования человека.
Одним из оптимальных вариантов организации внеурочного образовательного процесса представляется исследовательская деятельность школьников. Исследовательская деятельность является наиболее интересной и результативной формой индивидуальной работы с учащимися, в ходе которой происходит: 1. формирование у учащихся исследовательских компетентностей (получение и обработка информации; обращение к различным источникам данных и их использование; организация консультации с научным руководителем; представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях; использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности); 2. расширение коммуникативных компетентностей (выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; выступать на публике); 3.развитие личностно-адаптивных компетентностей (использовать новую информацию и коммуникативные технологии; быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации, проявлять гибкость, быть упорным и стойким перед трудностями). Данная программа рассчитана на учеников старшей ступени обучения общеобразовательной школы, однако предусматривает участие в ее реализации тех ребят среднего звена, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности, что не противоречит основным принципам деятельности в данной программе: - добровольность (освобождение от принуждения); - выбор индивидуальной образовательной траектории; - самоанализ и самооценка уровня творческого процесса. 6. Способы оценивания уровня достижений учащихся Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (исследовательская работа, творческая работа, проектная работа, издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах: 1) текущий рефлексивный анализ, контроль и оценка выполняемых заданий; 2) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых); Итогом занятий по программе могут быть конкурсы, научно-практическая конференция школьного, городского, республиканского и др. уровней. Также формами подведения итогов могут быть выставки, фестивали, слеты, марафоны и т.д. Образовательный курс рассчитан на 34 часа в учебный год с периодичностью 1 академический час в неделю во внеурочное время. В содержание курса входят теоретические вопросы исследовательской деятельности, такие как: выбор темы исследования, формулирование его цели; сбор предварительных данных об объекте изучения, приемах и методах работы; установление последовательности работ, составление плана, проектирование эксперимента (если таковой предусматривается); отбор необходимого оборудования, создание условий для достижения поставленной цели; выполнение и регистрация хода работ и наблюдений; анализ результатов наблюдений и формулировка выводов; написание отчета, литературное оформление работы и т.д. В процессе прохождения курса наряду с теоретическими вопросами учащиеся овладевают практическими умениями и навыками исследовательской деятельности, результатом которой могут быть отчеты, предъявляемые в различной форме: реферат, доклад, проект, презентация с использованием ИКТ, монография, популярная статья, тезисы, описательные работы и т.д. Обязательным компонентом содержания курса является работа по освоению основных понятий, с которыми будут встречаться школьники в своей творческой деятельности.
Большое внимание в выборе тем уделяется вопросам краеведения. 7. Тематическое планирование

№ п\п

Темы занятий

Количество часов 1 Вводное занятие. Что такое исследовательская деятельность. Что она дает для каждого школьника. 1 2 Тематика исследовательских работ. Определение интересов ребят. Выбор темы для исследования. 1 3 Классификация исследовательских работ. Примеры исследований учеников школы в предыдущие годы. 1 4 Технология индивидуальной работы исследователя. Тринадцать заповедей исследователя. 2 5 Основные этапы исследовательской деятельности.
Практическая работа в библиотеке школы.
Экскурсии: в городской архив, городскую библиотеку, городской краеведческий музей. 5 6 Овладение понятийным аппаратом исследования.
Практическая работа. Создание словаря по выбранной теме. 1 7 Формирование рабочей гипотезы 1 8 Экспериментальная часть работы (если необходимо)
Индивидуальные и групповые консультации. 4 9 Анализ полученных результатов. Корректировка. Выводы. Индивидуальная консультация. 3 10 Оформление результатов исследования. 3 11 Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Практическая работа в кабинете информатики. 2 12 Технология публичного выступления о результатах исследования. Доклад. Презентация исследований. Формы презентаций. Структура презентаций. 3 13 Оценка (самооценка) успешности выполнения исследовательской работы. Защита работы. Оппонирование. 3 14 Школьная и городская, всероссийская научно-практические конференции. Представление исследовательских работ. 3 15 Подведение итогов. Тест (выявление уровня удовлетворенности своей исследовательской деятельностью и ее результатами). 1


8. Содержание программы Введение - 1ч.
Что такое исследовательская деятельность. Что дает каждому школьнику владение основами ее организации. Выставка проектно-исследовательских работ учеников школы. Выбор темы для исследования -1ч.
Тематика исследовательских работ. Определение сферы интересов ребят (анкета). Выбор темы для исследования (из предложенных учителем или выбранных самостоятельно). Классификация исследовательских работ - 1ч.
Области исследований: физико-математическая, гуманитарная, естественнонаучная, социально-экономическая, культура, искусство, краеведение и др. Типы творческих работ учащихся в области гуманитарных и естественных наук: проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские, проектные. Технология индивидуальной работы исследователя - 2ч.
Алгоритм действий по организации собственной деятельности. Какие знания и умения необходимы для включения в исследовательскую деятельность. Тринадцать заповедей исследователя. Какие условия необходимы для проведения исследований. Основные этапы исследовательской деятельности - 5ч.
Выявление проблемы. Формулировка темы. Поиск и анализ информации по выбранной теме (ознакомление с трудами ученых, исследующих выбранную учеником тему, использование справочников, учебников, научных статей, монографий, архивных документов и т.д.). Изучение нормативных актов, статистических материалов, публикаций в прессе, ознакомление с материалами радио- и телепередач. Оформление конспектов, выписок изученных работ. Правила оформления списка использованной литературы.
Поиск возможных путей решения проблемы. Планирование деятельности.
Практическая работа в библиотеке и музее школы.
Экскурсии: в городской краеведческий музей, архив, городскую библиотеку. Овладение понятийным аппаратом исследования - 1ч.
Поиск необходимых терминов, их толкования. Формирование определенных темой исследования понятий, их освоение.
Практическая работа. Создание толкового словаря по выбранной теме. Формирование рабочей гипотезы -1ч.
Понятие гипотезы как предположение и как форма развития науки. Формирование рабочей гипотезы. Организация эксперимента - 4ч.
Что такое эксперимент. В каком случае проводится эксперимент, порядок его организации. Наблюдения за ходом эксперимента, пошаговое отслеживание его результатов. Математическая обработка данных эксперимента. Оформление результатов эксперимента.
Групповые и индивидуальные консультации. Анализ полученных результатов - 3ч.
Индивидуальные и групповые консультации по анализу полученных результатов, их корректировке. Формулирование выводов. Оформление результатов исследования - 3ч.
Требования к оформлению, содержанию, порядку изложения результатов.
Индивидуальные и групповые консультации. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования - 2ч.
Практическая работа в кабинете информатики. Презентация исследовательских работ - 3ч.
Что такое презентация. Формы презентации. Что такое реферат, доклад, проект, монография, популярная статья, тезисы, описательная работа и др. Технология публичного выступления. Структура презентаций.
Практическая работа. Составление тезисов по предлагаемой статье. Слайдовая презентация. Защита творческих работ - 3ч.
Оценка (самооценка) успешности выполнения исследовательской работы. Публичная защита творческих работ. Оппонирование.
Выполнение теста самооценки. Представление исследовательских работ на школьной и городской научно-практической конференциях. - 3ч Итоговое занятие- 1ч.
Тест (выявление уровня успешности в освоении основных знаний, умений, понятий в процессе исследовательской деятельности; уровня удовлетворенности от результатов деятельности).






9. Список литературы

Метод проектов

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Известия Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  2. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
  4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998
  5. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
  6. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. - М.: МИПКРО, 2001. 144 с.
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999, - 224 с.
  9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с. (Методическая библиотека)
  11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55
  12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с. 41-45
  13. Проект "Гражданин" - способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
  14. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  15. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. - М.: МИПКРО, 2001. 160с


Исследовательский метод

  1. "Исследовательская работа школьников". Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция -Народное образование". Изд. 4 раза в год. Подписной индекс - 81415.
  2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  3. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  4. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
  5. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  6. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
    -Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.
  7. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 "Донская гимназия" и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.
  8. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
    -Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
  9. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
    -Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
  10. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
  11. Савичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.
    -Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.
  12. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

  1. schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
    researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день.
  2. 1553.ru - сайт Лицея № 1553 "Лицей на Донской", публикуются материалы Городской экспериментальной площадки "Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся". До 50 посещений в день.
    vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского.
  3. issl.dnttm.ru - сайт журнала "Исследовательская работа школьника". Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.
  4. konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.
  5. subscribe.dnttm.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).
  6. issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.
  7. konkurs.dnttm.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.
© 2010-2022