- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению и краеведению для начальных классов на тему «В. Бианки «Говорит тундра»»
Урок по литературному чтению и краеведению для начальных классов на тему «В. Бианки «Говорит тундра»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельянова Л.Г. |
Дата | 13.04.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок литературного чтения и краеведения (2 класс)
Тема: В. Бианки «Говорит тундра»
Цели:
-
Познакомить учащихся с новым произведением;
-
Расширить знания учащихся о родном крае, городе;
-
Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
-
Выставка рисунков;
-
Видеофильм
-
Фотоснимки
Ход урока.
-
Приветствие.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
-
Работа над выразительностью.
- Прочитайте строки из стихотворения нашего земляка, ненецкого поэта Леонида
Лапцуя
«Осень золотом последним
Еле теплится на ветках»
а) печально
б) равнодушно
в) радостно
3. Проверка домашнего задания.
- Я надеюсь, что вы сумеете передать настроение автора в стихотворении «Последние
листья»
(чтение уч-ся стихотворения В. Пришельца)
- Какая осень в этом стихотворении?
- Докажите словами из текста.
(выборочное чтение)
-
Работа над новым материалом.
а) Постановка цели.
- Сегодня мы будем говорить о тех краях, в которые осень приходит очень рано, и очень быстро уступает своё место долгой и холодной зиме.
- Кто догадался, о каком крае пойдёт речь на уроке?
(ответы учащихся)
- Совершенно верно, о Ямале.
- Я предлагаю вам прочитать произведение В.Бианки «Говорит тундра»
- Что такое тундра? Попробуйте объяснить.
(ответы учащихся)
- Чем мы можем воспользоваться, чтобы узнать более полное толкование слова тундра?
- Да, нам поможет «Толковый словарь Ожегова
(чтение учащимися значения слова)
- Прежде, чем перейти к чтению рассказа, давайте выясним значение ещё нескольких слов:
Братия
Жуткий
Ледокол
Скала
(ответы учащихся)
б) Первичное восприятие текста.
- Найдите в тексте ту информацию, которая для вас уже была известна, и ту информацию, которая ранее была неизвестной. Поработайте в учебнике карандашиком:
« + » - знаю « - » - не знаю
« ! »- узнал новое « ? » - удивило
(Приём «Мудрые совы» «Известное и неизвестное»)
в) Выборочное чтение
- Какие изменения произошли в природе?
г) Беседа по содержанию.
- Ребята, только ли о суровых климатических условиях могла рассказать тундра?
д) Игра «Ассоциации»
- Какие образы, ассоциации возникают, когда вы слышите или произносите слово тундра?
(ответы учащихся)
- Как вы объясните, что такое Ямал?
- Салехард?
- Как ещё называют Новый Уренгой?
(газовой столицей Ямала)
е) Рассказ учителя.
- Именно осенью, в первое воскресенье сентября наш город празднует свой день рождения.
- Сколько лет исполнилось нашему городу в 2012 году?
- Многие из вас родились в Новом Уренгое. Для вас этот город стал родным и близким. Росли вы и рос наш город. Но 37 лет назад на этом месте царило белое безмолвие зимой и непроходимые болота летом.
- Это место считали «святым», здесь не селились. Здесь находилось древнее захоронение. По некоторым версиям - Уренгой в переводе на русский язык означает «гиблое место» или «обгоревший холм»
- Но почему же на таком неудачном месте возник наш город?
(ответы учащихся)
- У ненецкого народа есть легенда о злом волшебнике Нуме. Послушайте её и скажите, какое тепло достали из земли люди?
(чтение легенды учащимися)
- Так о каком тепле говорится?
- Посмотрите кадры из документального фильма и скажите, как ещё переводится слово Уренгой?
(просмотр фильма)
- Итак, как по мнению учёных переводится слово Уренгой?
- Луч света.
- Наш город действительно стал лучом света и тепла для всей страны и многих стран мира. Более 40% всего российского газа даёт Уренгойское месторождение. А вместе с газом в наши дома приходят свет и тепло.
- Крайний Север, Ямал, Новый Уренгой - эти слова стали для нас родными. Здесь наш дом, наша Родина.
5. Выставка рисунков.
- А сейчас мы приглашаем наших гостей посетить выставку рисунков уч-ся нашего класса «Мой город» Нашим экскурсоводом будет…
(заранее подготовленный ученик «проводит экскурсию»)
- О нашем городе сложено много песен и стихов. Послушайте их.
(уч-ся читают стихи о городе)
6.Рефлексия.
Приём «Ладонь»
-
Большой - для меня было важным и интересным:
-
Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию;
-
Средний - мне было трудно (мне не понравилось):
-
Безымянный - мое настроение:
-
Мизинец - мои предложения:
- Для того, чтобы наш город стал таким современным и красивым, трудились тысячи людей, не жалея своих сил и здоровья.
- Я надеюсь, что и вы, став взрослыми, продолжите дело ваших дедов, отцов, ваших земляков.
- Спасибо за урок.