Урок по литературному чтению и краеведению для начальных классов на тему «В. Бианки «Говорит тундра»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературного чтения и краеведения (2 класс)

Тема: В. Бианки «Говорит тундра»

Цели:

  • Познакомить учащихся с новым произведением;

  • Расширить знания учащихся о родном крае, городе;

  • Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • Выставка рисунков;

  • Видеофильм

  • Фотоснимки





Ход урока.



  1. Приветствие.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

  1. Работа над выразительностью.

- Прочитайте строки из стихотворения нашего земляка, ненецкого поэта Леонида

Лапцуя

«Осень золотом последним

Еле теплится на ветках»

а) печально

б) равнодушно

в) радостно

3. Проверка домашнего задания.

- Я надеюсь, что вы сумеете передать настроение автора в стихотворении «Последние

листья»

(чтение уч-ся стихотворения В. Пришельца)

- Какая осень в этом стихотворении?

- Докажите словами из текста.

(выборочное чтение)

  1. Работа над новым материалом.

а) Постановка цели.

- Сегодня мы будем говорить о тех краях, в которые осень приходит очень рано, и очень быстро уступает своё место долгой и холодной зиме.

- Кто догадался, о каком крае пойдёт речь на уроке?

(ответы учащихся)

- Совершенно верно, о Ямале.

- Я предлагаю вам прочитать произведение В.Бианки «Говорит тундра»

- Что такое тундра? Попробуйте объяснить.

(ответы учащихся)

- Чем мы можем воспользоваться, чтобы узнать более полное толкование слова тундра?

- Да, нам поможет «Толковый словарь Ожегова

(чтение учащимися значения слова)

- Прежде, чем перейти к чтению рассказа, давайте выясним значение ещё нескольких слов:

Братия

Жуткий

Ледокол

Скала

(ответы учащихся)

б) Первичное восприятие текста.

- Найдите в тексте ту информацию, которая для вас уже была известна, и ту информацию, которая ранее была неизвестной. Поработайте в учебнике карандашиком:

« + » - знаю « - » - не знаю
« ! »- узнал новое « ? » - удивило

(Приём «Мудрые совы» «Известное и неизвестное»)

в) Выборочное чтение

- Какие изменения произошли в природе?

г) Беседа по содержанию.

- Ребята, только ли о суровых климатических условиях могла рассказать тундра?

д) Игра «Ассоциации»

- Какие образы, ассоциации возникают, когда вы слышите или произносите слово тундра?

(ответы учащихся)

- Как вы объясните, что такое Ямал?

- Салехард?

- Как ещё называют Новый Уренгой?

(газовой столицей Ямала)

е) Рассказ учителя.

- Именно осенью, в первое воскресенье сентября наш город празднует свой день рождения.

- Сколько лет исполнилось нашему городу в 2012 году?

- Многие из вас родились в Новом Уренгое. Для вас этот город стал родным и близким. Росли вы и рос наш город. Но 37 лет назад на этом месте царило белое безмолвие зимой и непроходимые болота летом.

- Это место считали «святым», здесь не селились. Здесь находилось древнее захоронение. По некоторым версиям - Уренгой в переводе на русский язык означает «гиблое место» или «обгоревший холм»

- Но почему же на таком неудачном месте возник наш город?

(ответы учащихся)

- У ненецкого народа есть легенда о злом волшебнике Нуме. Послушайте её и скажите, какое тепло достали из земли люди?

(чтение легенды учащимися)

- Так о каком тепле говорится?

- Посмотрите кадры из документального фильма и скажите, как ещё переводится слово Уренгой?

(просмотр фильма)

- Итак, как по мнению учёных переводится слово Уренгой?

- Луч света.

- Наш город действительно стал лучом света и тепла для всей страны и многих стран мира. Более 40% всего российского газа даёт Уренгойское месторождение. А вместе с газом в наши дома приходят свет и тепло.

- Крайний Север, Ямал, Новый Уренгой - эти слова стали для нас родными. Здесь наш дом, наша Родина.

5. Выставка рисунков.

- А сейчас мы приглашаем наших гостей посетить выставку рисунков уч-ся нашего класса «Мой город» Нашим экскурсоводом будет…

(заранее подготовленный ученик «проводит экскурсию»)

- О нашем городе сложено много песен и стихов. Послушайте их.

(уч-ся читают стихи о городе)

6.Рефлексия.

Приём «Ладонь»

  • Большой - для меня было важным и интересным:

  • Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию;

  • Средний - мне было трудно (мне не понравилось):

  • Безымянный - мое настроение:

  • Мизинец - мои предложения:

- Для того, чтобы наш город стал таким современным и красивым, трудились тысячи людей, не жалея своих сил и здоровья.

- Я надеюсь, что и вы, став взрослыми, продолжите дело ваших дедов, отцов, ваших земляков.

- Спасибо за урок.



© 2010-2022