Развитие памяти и повышение грамотности младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие памяти и повышение грамотности младшего школьника


Развивать ребенка можно на чем угодно. Но думается, что учителю выгоднее всего вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале. Любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов, в том числе и памяти. Взяв установку на развитие у учащихся познавательных процессов необходимо соблюдать следующие условия. Первое - четко представлять, что учитель должен развивать на уроке по каждому конкретному предмету, при изучении той или иной темы. (Успеваемость большинства учащихся по разным дисциплинам неодинакова, так как каждый предмет, изучаемый в школе, требует разных качеств восприятия, памяти, мышления.)

Второе условие - знать, у к о г о развивать

  1. Знать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых.

  2. Овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируются исходный уровень развития познавательных процессов и контроль за их развитием.

  3. Научиться расшифровывать известные в мировой практике проекционные тесты («Дом - дерево -человек», «Несуществующее животное», «Моя семья»), тест Карстена (рисование палочек за определенный промежуток времени), по которым можно получить характеристику эмоционально-волевой сферы учащегося, его отношения к окружающему, определить особенности нервной системы.

Третье - знать, как, т. е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик (с подсказкой и под контролем учителя). Четвертое - не просто развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке, соблюдая следующий порядок действий: диагностика - тренировка приемов на уроках развития - включение в поле учебной деятельности. Пятое - осуществлять контроль не только уровня учебных знаний, умений, навыков, но и уровня развития познавательных процессов. Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала, разрозненность сведений и т. д.), были отобраны для отработки именно те приемы по развитию памяти, которые помогают преодолеть трудности обучения. Каждый урок строился таким образом, чтобы каждый, даже самый маленький фрагмент урока не только обучал, но и развивал. Опыт показал, что любые виды деятельности, казалось бы, направленные только на обучение учащихся, при изменении цели легко преобразуются в развивающие. Например, материал, предназначенный для выборочного диктанта, был обращен в средство для развития избирательности памяти; слуховые диктанты - в средство для развития приемов, позволяющих увеличивать объем запоминаемого материала. Зрительные диктанты направлялись на развитие точности запоминания. При заучивании словарных слов отрабатывались простейшие приемы запоминания. Правило, заученное коллективно, являлось результатом проведенного анализа или синтеза. Широко используемые в школьной практике опорные схемы объединялись по темам («О шипящих», «О букве ц», «О суффиксах») и обучали школьников одному из приемов, применяемых при воспроизведении заученного материала - припоминанию в системе. И даже физкультминутки, обычно служащие только для снятия усталости, наполнялись упражнениями для развития у учащихся зрительно-двигательной памяти. Остановимся подробнее на уроках по развитию памяти, или, короче, на «уроках развития». Эти уроки проходили у нас один раз в неделю. Работа по развитию начинается с диагностики, чтобы получить общую характеристику того или иного качества памяти у учащихся всего класса и выявить индивидуальные различия. По окончании диагностики отрабатываются интеллектуальные навыки сначала на «уроках развития», затем в учебной деятельности. Эти необычные уроки имеют определенную тему и цель, которые направляются как на развитие, так и на углубление знаний по русскому языку, на повышение грамотности учащихся. Поэтому к урокам развития подбирается такой материал, чтобы он одновременно «работал» и на русский язык. Например, упражнения по развитию зрительной и слуховой памяти составляются из тех словарных слов, которые нуждаются в повторении или контроле. На каждом занятии предусматриваются задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество выработки того или иного приема по развитию. По окончании работы собираются и проверяются тетради. Результаты проверочных, контрольных работ, тестирований записываются в ученическую тетрадь, что дает ребенку возможность наблюдать и контролировать качественные перемены и рост своего развития. Оценка интеллектуального развития учащегося идет не по принципу абсолюта (сравнения с каким-то стандартом или другими детьми), а каждого учащегося сравнивают с ним самим, т. е. результаты контрольных работ сопоставляются с результатом диагностики. Вот примерная таблица для записи результатов.

Объем слуховой памяти

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Ап р.

Май

3

4

4

5

5

6

7

8

8

Сравнение данных в таблице показывает, что объем слуховой памяти у ученика увеличился с трех единиц (количество запомненных слов) до восьми. (Нормой взрослого человека является 7 единиц - букв, цифр, слов - как при слуховом, так и при зрительном запоминании. Норма учащегося начальной школы - 6 единиц.) Аналогично составляется сводная таблица для получения общей характеристики объема памяти у класса в целом и у каждого ученика в отдельности (слева добавляется список учащихся класса). Подобным же образом ведутся наблюдения за развитием у учащихся различных качеств памяти: объем зрительной памяти, избирательность запоминания. Количество запомненных или воспроизведенных единиц также обозначается соответствующей цифрой. Проверка объема слуховой и зрительной памяти должна проводиться не реже одного раза в месяц. Некоторые наблюдения можно фиксировать знаками «плюс» (выполнено) и «минус» (не выполнено), например, в таблицах под названием: «Умение устанавливать закономерность», «Умение систематизировать материал», «Умение классифицировать». При проверке «тетрадей развития» обращалось внимание не только на результаты развития, но и на грамотность выполнения работ, и учащимся, выполнившим задание без орфографических ошибок, ставилась отличная оценка за русский язык. Результаты контрольных работ доводятся до сведения родителей. На родительских собраниях даются рекомендации (общие и индивидуальные) по развитию учащихся дома. Практика показала, что при направленности на развитие учебный процесс приобретает для школьника личностный смысл. Неуспевающему ученику становится ясна причина его неуспеваемости, он узнает о способах ее преодоления - это заставляет его действовать, устранять недостатки. Хорошо успевающий стремится к совершенству, которому, как известно, нет границ. На творчество и поиск бывает нацелена вся активная сущность ребенка. Он приходит в школу, чтобы работать, узнавать и учить себя, достигать поставленной цели, преодолевать трудности.
Опыт работы по развитию памяти показал, что у учащихся:
  1. повышается обучаемость, улучшаются внимание, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;

  2. развивается способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ по проверке знаний, умений и навыков и познавательных процессов и тот факт, что большая часть учащихся класса успевает на «4» и «5»;

  3. формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; они самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.

Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми, содействуют обучению путем развития познавательных процессов.
© 2010-2022