Урок-игра по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока




Предмет: Литературное чтение



Тема урока:


«Рифма и смысл»

(на основе отрывка из рассказа Н.Носова Приключения Незнайки и его друзей)



Учебник: «Литературное чтение» Н.А.Чуракова УМК «Перспективная начальная школа»



Тип урока: урок - игра Продолжительность 35 мин.

Возраст: 1 класс

Автор: Коровина Валентина Васильевна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория





Ход урока


Тема урока: «Рифма и смысл»

(на основе отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)

Цель:

На материале отрывка из произведения Н.Носова продолжить рассматривать понятие рифмы и ввести сам термин «рифма». Подвести школьников к выводу, что рифма (то, что делает текст складным) - это и есть созвучные концы слов.

Задачи:

1. Начать работу, связанную с пониманием того, что поэзия - это не просто рифмованные строки, поэт помогает нам по-другому увидеть мир.

2. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме.

3. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать;

4. Развивать познавательные интересы учащихся, чувство юмора, расширять читательский кругозор учащихся;

5. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (работа в парах), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.

6. Создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере произведений Н.Н.Носова.



Оборудование: Выставка книг и портрет Н. Н. Носова; иллюстрации героев произведения; карточки со стихами для работы в группах.







Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Отгадаем кроссворд.



Н е з н а й к а А в о с ь к а


Г у с л я





Т о р о п ы ж к а
Ц в е т и к



1. Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. .

2. Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи:
У …….. под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

3. Замечательный музыкант Цветочного города. Умел играть на разных инструментах.

4. Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился.

5. Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя)?

У.: Прочитайте, какое слово получилось? (Носов)

III. Постановка цели урока.

У.: Дети, попробуйте сформулировать тему нашего рока. О ком, и о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(выслушав ответы детей - постановка учебной цели)

Беседа о писателе.

У.: Жизнь Н.Носова полна творческих поисков и открытий. Почти сорок лет Носов отдал благороднейшему делу воспитания наших мальчишек и девчонок. Детский писатель Лев Кассиль так отзывался о творчестве Носова: «Носов пишет с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает….. яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надежным человеком…»

Работа с выставкой книг.

У.: Обратите внимание на нашу выставку книг. Если вы захотите их прочитать, обратитесь в библиотеку или к своим одноклассникам.

Целая серия романов - сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.

IV. Работа над отрывком произведения.

  • После чтения учителем, дети читают отрывок из сказки «Приключения Незнайки и его друзей» (с. 28-30) по цепочке с опорой на цветные пометки на полях учебника, преодолевая технические трудности чтения текста;

  • В учебнике прочитать вопросы на с. 31; организовать частичное перечитывание текста детьми в поисках разговора Незнайки и Знайки и чтение в парах; работать над развитием способности детей к выразительному чтению;

  • В учебнике при ответе на последний вопрос на с. 31 выслушать мнения детей и подвести их к выводу, что рифма - это не главное в стихах (ведь у Незнайки в стихах есть рифма, а поэзией их не назовешь); выяснить вместе с детьми, что в стихах, кроме рифмы, должен быть какой-то пусть даже шуточный смысл.

V. Физкультминутка.

VI. Беседа по прочитанному произведению.

У. Что же такое рифма? /Созвучие слов в конце стихотворных строк/.

У. Прочтите вопрос Ученого Кота в конце произведения (с. 30)

У. Правильно. Что еще должно быть в стихах? (сысл)

У. Получился ли из Незнайки поэт? Почему? (Ответы детей)

У. На что похожи стихи Незнайки? (На дразнилки)

У. Перечислите героев, с которыми мы встретились в нашем произведении.

У. А сейчас расшифруйте имена других коротышек Цветочного города:

НУМОЛЧ (Молчун), ШУМКА (Мушка), МАШКАРО (Ромашка), КИБЮТ (Тюбик)

У. А хотите попробовать сочинять стихи?

(работа в парах)

У вас на партах лежат стихи незаконченные. Вы их прочтите и закончите, подобрав созвучные слова.

После окончания дети зачитывают получившиеся стихи.

За лучшее стихотворение дети получают от Незнайки призы.

VII. Итоговая беседа.

У. Дети, что же надо для того чтобы писать стихи? (Рифма и смысл)

- Что нужно для того, чтобы стать поэтом? (Надо учиться, быть наблюдательным, трудолюбивым, уметь дружить)

Не кричит, а всё _________.

Мушка - вертушка

Классная ________.

Мушка и Ромашка

Подружки ______.

Очень краски любит Тюбик


© 2010-2022