- Преподавателю
- Начальные классы
- Почему солнце светит днем, а звезды - ночью?
Почему солнце светит днем, а звезды - ночью?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономаренко М.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Окружающий мир УМК «Школа России» Тема: Почему Солнце светит днём, звёзды - ночью? Класс: 1 Тип урока: Усвоение новых знаний.
Цели урока: Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; Регулятивные: - ориентирование в учебнике и рабочей тетради; - принимают и сохраняют учебную задачу; - оценивают результат своих действий; Коммуникативные: -умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; - согласовывать свои действия с партнером; - строить понятные речевые высказывания.
Планируемые образовательные результаты: Предметные Научатся: - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; - использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; - работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;
Метапредметные:
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; устанавливают взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных умений; логические - сравнивают свои знания о том, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения и задавать вопросы - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.
Оборудование: Теллурий, футбольный мяч, горошина, цветные карандаши, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.
Ход урока
- Организационный момент:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Улыбнитесь и пожелайте друг другу добра. Я вижу настроение у вас хорошее, итак за работу. Комментарии. Настрой обучающихся на слаженную и продуктивную работу на уроке.
- Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня к нам на урок пришли верные друзья -Мудрая черепаха и муравей Вопросник, которые приготовили для вас загадки. Отгадайте их.
Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит.
Как мячик, круглое.
Как тыква, жёлтая. (Солнце)
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики. (Звезды)
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
- Откройте учебник на с.32 и прочитайте тему урока. «Почему Солнце светит днём, звёзды - ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?
Комментарии. Определение обучающимися темы урока проводится в соответствии с особенностями восприятия и психологией младшего школьного возраста.
-
Что такое Солнце?
Физминутка
Что такое звёзды? Загадка: Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром - нет ничего. (Звёзды)
- В старину люди думали, что звезды - это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)
В учебнике на с. 32 прочитайте что такое звезды. Как вы думаете, почему мы не видим днем звезды?
Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны.
- На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. (Название прикрепить на доску)
На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды - очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.
Эл. Приложение (демонстрация, окончание фрагмента)
Как правильно работать в парах? На ваших партах лежат звезды. Расположите предложенные звезды в порядке увеличения их размера. (Работа в парах)
Подведение итогов (на доске прикрепить готовые модели на чёрном фоне).
Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).
Комментарии. Использование видеоряда из электронного приложения способствует активизации мыслительной деятельности. На данном этапе урока ведётся работа в группах, которые выполняют одинаковое задание. Таким образом, воспитываются не только коммуникативные компетенции, но и осуществляется возможность посредством элемента соревнования продолжить формирование у обучающихся толерантности. Большое значение имеет работа по моделированию. Это не только даёт возможность воссоздать образы некоторых звёзд, понять и запомнить их размеры и цвет, но и развивать мелкую моторику.
-
Физминутка для глаз
-
Созвездие Льва
Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.
В учебнике на с.33 рассмотрите рисунок созвездие Льва. Подумайте, почему оно так называется.
Миф о созвездии Льва:
Возле древнего греческого города Немеи свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.
- Возьмите на партах белые листы.Соедините линиями точки на рисунки так, чтобы получилось созвездие Льва. Проверьте себя по учебнику. Изготовьте модель созвездия Льва.
В рабочей тетради выполните задание №3 на с.22.
Комментарии. Просмотр подготовленных слайдов с изображениями звёздного неба, созвездий даёт возможность расширить кругозор детей, закрепить ранее изученные сведения о созвездии Большая Медведица.
Проверим знания
А как называют людей, которые изучают звезды? Людей, которые изучают звезды, называют астрономы. Раньше их называли звездочёты. Они изучают звезды с помощью телескопа. Но многие созвездия можно наблюдать и невооружённым глазом.
Вечером, когда стемнеет, вместе со взрослыми отыщите на небе созвездие Льва.
Ответим Муравьишке на его вопросы: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?» (ответы детей)
Игра «Доскажи словечко»
- Солнце - огромный пылающий … (шар).
- Солнце - это ближайшая к Земле … (звезда).
- Оно создает нам … (день).
- По размерам Солнце … (больше) Земли.
- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).
- Звезды - огромные пылающие … (шары).
- На небе можно увидеть большой ковш - это созвездие … (Большая Медведица).
Комментарии. Выводы по теме, которые делают обучающиеся, делаются с целью передать полученные знания герою учебника - Муравью Вопросику. Так эти знания становятся значимыми не только для самих детей, но и для других. Проверка знаний в форме игры активизирует мыслительные процессы, даёт возможность на эмоциональном подъёме провести завершающий этап урока.
-
Итог урока
Скоро прозвенит звонок,
Подведем скорей итог.
Закончи предложение:
Я узнал …
Я понял …
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Спасибо всем за работу!
-
Рефлексия
На партах у вас лежат звездочки если вам понравился урок и вы все поняли, возьмите белую, если что - то не поняли - красную, если урок не понравился - синею. Возьмите на парте по звёздочке и прикрепите её к звездному небу.
Комментарии. Урок можно считать здоровьесберегающим, так как разнообразные виды и формы деятельности не позволяют накопиться усталости, помогают сделать урок насыщенным, но не перегруженным. На уроке реализуется деятельностный подход в обучении.