Урок вежливости

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Фролово












Урок вежливости

Т.И. Постникова,

учитель начальных классов

г.Фролово

2015 г.

Тема: «О вежливых словах и их применении».

Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Материалы:

  • аудиозапись песни «Чебурашка»;

  • таблички с вежливыми словами на доске;

  • указатель «Спасибоград»;

  • разрезанные буквы, из которых можно составить несколько «волшебных» слов;

  • рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».


Ход занятия


Занятие начинается со звучания песни «Чебурашка». По окончании учитель задает вопросы: Учитель. Ребята, продолжите слова - «Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка…(«При встрече сразу лапу подает…».) Что мы можем сказать об этой собаке? (Она вежливая, добрая.) А что значит «вежливость»? (Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.) Так вот, с сегодняшнего дня, представьте, мы с вами отправляемся в путешествие по стране Вежливости и культуры поведения. Вы побываете в разных городах, на различных станциях и узнаете много нового и интересного. Кто еще недостаточно вежлив и культурен, наверстывает упущенное. Но это в будущем… А сейчас мы прибываем на первую остановку в город вежливости Спасибоград. А вы когда-нибудь бывали В городе Спасибоград, Где на Вежливом бульваре Вежливо благодарят?
Обратите внимание на название города, на слова, которые помещены на доске, и скажите, о чем мы будем говорить? (О вежливых словах.) Для начала загадки: Растает даже ледяная глыба От слова теплого…(спасибо). Зазеленеет старый пень, Когда услышит…(добрый день). И во Франции и в Дании На прощенье говорят… (до свидания).
Теперь поиграем в игру «Пожалуйста». Учитель показывает различные движения (например, руки вверх, в стороны, за спину, за голову и другие). Дети должны выполнить эти движения лишь в том случае, когда учитель скажет слово «пожалуйста». Кто ошибся, выходит из игры. Оставшийся ребенок - победитель. Учитель. В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку ввергнуть хорошее настроение. А что значит слово «здравствуйте»? «Здравствуйте!» Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете, «Здравствуйте!» - это же «будьте здоровы», Это же «дольше живите на свете!» Сейчас я прочитаю стихотворение об одной девочке. Она знала вежливые слова, но одно забыла. Подскажите ей. Маша знала слов немало, Но одно из них пропало. И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Если вас благодарят. (Спасибо.)
Следующая игра так и называется - «Вежливые слова». Каждый по очереди называет вежливые слова. Кто скажет последним, тот и выиграл. Теперь мы познакомимся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово». Я вам его прочитаю, и мы обсудим, как он связан с нашей темой. Чтение рассказа.

  • Как вел себя Павлик в сквере?
  • На что он жаловался старику?
  • Какое «волшебное» слово назвал старик Павлику?
  • Как его нужно было говорить?
  • Почему изменилось отношение к Павлику сестры, брата, бабушки?
  • Был ли старик волшебником?
  • Далее будем составлять «волшебные» слова из разрезанных букв.
Каждому ребенку даются разрезанные буквы. Надо составить вежливые слова, тем кто затрудняется - помочь. А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться вежливыми словами. Послушайте, что у него получилось… Обещал отцу Петрусь: «Я за вежливость возьмусь: Буду всех благодарить, Первым «здравствуй» говорить». Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит - утром у сторожки Дремлет сторож у порожка. На посту он ночь не спал, Только-только задремал, А Петрусь как заорет: «С добрым утром, дед Федот». Дед ругнул его спросонок: «Убирайся, постреленок». Вот Петрусь догнал Иринку Да как дернет за косынку: «Ты куда, Иринка, стой! Я здороваюсь с тобой!» Та отпрянула в сторонку. «Как невежлива девченка!» Нес вожатый стопку книг, А Петрусь с ограды - прыг, Чуть не сел ему на плечи: «Извините, добрый вечер!» - Ты, - вожатый закричал, - И невежа, и нахал! Петя очень удивлен, Разве был невежлив он? Ответьте, что вы думаете О петрусе? На этом наше занятие заканчивается, подведем итог. - В каком городе были? - О чем говорили? - Что значит вежливость? - Какая связь между словами и поступками?





Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа город Фролово












«Бросьте природе спасательный круг»

Утренник на экологическую тему

для учащихся начальных классов

Т.И. Постникова,

учитель начальных классов

г.Фролово

2015 г.

Цель:

  • воспитывать любовь к окружающей нас природе;
  • учить охранять все живое, помогать ему;
  • видеть взаимосвязь человека с природой.
Задачи:
  • содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания,
сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает;
  • развивать интерес к различным представителям животного мира,
желание больше узнать об их жизни и повадках;
  • развивать интерес к растительному миру и его роли в жизни человека;
  • развивать наблюдательность детей, воспитывать эстетическое
восприятие природы. На стенах зала висят плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися. Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы вместе с вами поговорим о природе и об ее охране. Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». А Родина - это и есть природа, которую мы должны охранять и спасать. Чтец. Возле речки в тумане Чуть звенят тополя, Может, ими и манит Человека земля? Иль березкой кудрявой, Не скупой на слова? Или явором? Явор - Всем лесам голова! Иль плясуньей-калиной, Что сережкой трясет, Или первой травинкой, Пробивающей лед? Что ж, Земля привлекает Или этим, иль тем, В суть вопроса вникая, Я так думаю - всем! И рябины кустами, И лужком заливным, И грибными дождями, И дождем не грибным. Первой звонкой капелью И росой на устах. Соловьиною трелью В соловьиных кустах. И родными местами, Где ты жил, где ты был, И цветами, цветами - Чуть о них не забыл! Манят волею реки И раздольем поля… Не обманет вовеки Человека Земля!
Ведущий. Наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Чтец. Услышу ль сосен шум в полдневный час, Журчанье струй средь камешков и брода - О люди, мыслю я, у всех у нас Есть Мать одна по имени Природа! У неё для всех хватает доброты, И мы живем, запечатлев навеки, В душе ее прекрасные черты - Поля, луга, леса, моря и реки. Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух - Три ее основы. Какая бы ни грянула беда - Все возродится снова, Но если… Впрочем, в наш жестокий век Понятно всем, Что это «если» значит? О человек! Природа-мать ни рек и ни морей От глаз твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озер… Цени его, доверие Природы! Не обмани его! И в темный лес входи, Как в храм под мраморные своды. Ведущий. Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что все богатство природы принадлежит народу, значит, и нам, детям. Чтец. Все богатства русского пейзажа В полное владенье нам даны: Вьюжных зим серебряная пряжа, Кружева зеленые весны, Летний полдень в поволоке зноя, Вечер, заглядевшийся в ручей, Узорочье луговин цветное, Теплый воск желтеющий полей, Расписные крылья листопада Над бездонной синевой озер. Все это твое, и сердце радо Целый мир влюбить в родной простор. Ведущий. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища - поля, леса, реки, дары природы и живых ее обитателей. Очень часто, отдыхая на берегу водоема, люди забывают об охране водоемов, сбрасывают туда мусор, разбитые бутылки, банки из под консервов. Что же происходит с водоемом? Чтец. Речушка вдоль околицы текла Негромкая… Но мы любили, дети, Ее - она ведь первою была Для нас и, значит, Лучшая на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь зеленая, И хвощ болотный вылез… Как будто люди целью задались Убить ее - и своего добились.
Ведущий. А вы, ребята, тоже так делаете? На школьном участке засоряете бассейн? Как жаль, когда безответственные, безжалостные люди бросают в лесу не затушенный костер или спичку. Сколько здорового леса гибнет во время пожаров от халатного поведения людей! Чтец. Пожар отклокотал и умер. И умер лес, отзеленел. Трагедию исчислил в сумме Один хозяйственный отдел. Хватили горя комары, В жилищах птиц сварились яйца От неестественной жары. Стоит, как братская могила, Безрукий, безволосый лес! Что ни пихта - иссякла сила, И что ни лиственница - крест! Я уходил из этой жути С большой тревогой за людей… Не люди лес сожгли, не люди! Не человек…Злодей, злодей.
Ведущий. А ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес? 1-й ученик. Лес - наше богатство! 2-й ученик. Лес - воздух для легких, влага и тень! 1-й ученик. Лес - дом для зверей и птиц! 2-й ученик. Лес - наш друг: он, задерживая влагу, помогает человеку вырастить хороший урожай.

1-й ученик. Лес - кладовая, бесплатно отдающая свои дары - орехи, ягоды, грибы.

2-й ученик. Лес - зеленый наряд нашей планеты!

Ведущий. Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Сберечь природное богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг.

Чтец. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


Ведущий. А знаете ли вы что такое «Красная книга природы»? Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно. Очень много животных, птиц, насекомых исчезло совсем. По данным ученых за 200 лет на земном шаре исчезло 100 видов млекопитающих. В настоящее время почти 600 видам и формам позвоночных угрожает исчезновение, если не будут приняты срочные меры по их охране. Знаете ли вы, ребята, какие звери водятся в наших лесах и надо ли их охранять? В далеком прошлом на территории нашей страны было несметное количество пушных зверей, всевозможной пернатой дичи, ценных пород рыб. Однако с течением времени хищнический промысел и постоянная охота на животных, а также ухудшение условий их существования в результате бесплановой вырубки лесов, распашки целинных земель, загрязнения и обмеления рек и других изменений привели к резкому снижению численности многих видов животных, а в других случаях - к полному исчезновению некоторых из них. За уничтожение животных дают штраф. Каких животных надо охранять? Дети показывают картинки с изображением исчезающих животных. Чтец. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом! Ведущий. Зимой снег закрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Ребята, что надо сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Сделать кормушки.)

Чтец. Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Ведущий. В «Красную книгу» занесено очень много трав. Травы по-разному можно оценить. С одной стороны, - это сорняки, если они растут на посевах зерновых, овощных культур. С другой стороны, травы, растущие на лугах и пастбищах, - основной корм для скота. Есть лекарственные травы, есть ядовитые. Лекарственные травы используются для медикаментов. В медицине используется примерно около 180 видов лекарственных растений. Запомните эти травы, ребята.

Ребята показывают открытки с лекарственными травами, называя их.

Чтец. Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Чтец. На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

Чтец. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Чтец. Все-все на свете, на свете нужны,
И Мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд ,
Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки - не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!

Чтец. Хочу, чтоб в мире было много света,

Хочу, чтоб в мире было много лета,

В котором - солнце, птичьи голоса

И на траве - зеленая роса.

Хочу, чтоб в мире было меньше плача,

А больше смеха, радости, удачи.

Улыбок детских, как цветенье зыбких,

Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.

Монолог природы


Я - природа. Я великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастье Подарить - в моей все это власти - Гриб в лесу, ромашку на лугу. Небо в час восхода и захода, Небо в час восхода и захода, Иву над рекой… И наконец, Солнцем прокаленный рыжеватый хлебный колос! Как всему венец… Только ты мой дар, мое ученье Не прими за дань: я не раба. Не забудь, ты сам мое творенье! И у нас с тобой одна судьба! Да, ты вырос. Ты простился с детством. Шире - что ни год - твои шаги… Но не занимайся самоедством! И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, береги! Мы с тобой дорогою одною Катимся - ни часу врозь, ни дня… И не можешь быть ты надо мною, Как не можешь быть и вне меня.
В заключение утренника можно провести викторину «Знаете ли вы природу?»

© 2010-2022