- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок вежливости
Урок вежливости
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Постникова Т.И. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа город Фролово
Урок вежливости
Т.И. Постникова,
учитель начальных классов
г.Фролово
2015 г.
Тема: «О вежливых словах и их применении».
Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Материалы:
-
аудиозапись песни «Чебурашка»;
-
таблички с вежливыми словами на доске;
-
указатель «Спасибоград»;
-
разрезанные буквы, из которых можно составить несколько «волшебных» слов;
-
рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».
Ход занятия
Занятие начинается со звучания песни «Чебурашка». По окончании учитель задает вопросы: Учитель. Ребята, продолжите слова - «Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка…(«При встрече сразу лапу подает…».) Что мы можем сказать об этой собаке? (Она вежливая, добрая.) А что значит «вежливость»? (Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.) Так вот, с сегодняшнего дня, представьте, мы с вами отправляемся в путешествие по стране Вежливости и культуры поведения. Вы побываете в разных городах, на различных станциях и узнаете много нового и интересного. Кто еще недостаточно вежлив и культурен, наверстывает упущенное. Но это в будущем… А сейчас мы прибываем на первую остановку в город вежливости Спасибоград. А вы когда-нибудь бывали В городе Спасибоград, Где на Вежливом бульваре Вежливо благодарят?
Обратите внимание на название города, на слова, которые помещены на доске, и скажите, о чем мы будем говорить? (О вежливых словах.) Для начала загадки: Растает даже ледяная глыба От слова теплого…(спасибо). Зазеленеет старый пень, Когда услышит…(добрый день). И во Франции и в Дании На прощенье говорят… (до свидания).
Теперь поиграем в игру «Пожалуйста». Учитель показывает различные движения (например, руки вверх, в стороны, за спину, за голову и другие). Дети должны выполнить эти движения лишь в том случае, когда учитель скажет слово «пожалуйста». Кто ошибся, выходит из игры. Оставшийся ребенок - победитель. Учитель. В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку ввергнуть хорошее настроение. А что значит слово «здравствуйте»? «Здравствуйте!» Добрая ласковость слова Стерлась на нет в ежедневном привете, «Здравствуйте!» - это же «будьте здоровы», Это же «дольше живите на свете!» Сейчас я прочитаю стихотворение об одной девочке. Она знала вежливые слова, но одно забыла. Подскажите ей. Маша знала слов немало, Но одно из них пропало. И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Если вас благодарят. (Спасибо.)
Следующая игра так и называется - «Вежливые слова». Каждый по очереди называет вежливые слова. Кто скажет последним, тот и выиграл. Теперь мы познакомимся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово». Я вам его прочитаю, и мы обсудим, как он связан с нашей темой. Чтение рассказа.
- Как вел себя Павлик в сквере?
- На что он жаловался старику?
- Какое «волшебное» слово назвал старик Павлику?
- Как его нужно было говорить?
- Почему изменилось отношение к Павлику сестры, брата, бабушки?
- Был ли старик волшебником?
- Далее будем составлять «волшебные» слова из разрезанных букв.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа город Фролово
«Бросьте природе спасательный круг»
Утренник на экологическую тему
для учащихся начальных классов
Т.И. Постникова,
учитель начальных классов
г.Фролово
2015 г.
Цель:
- воспитывать любовь к окружающей нас природе;
- учить охранять все живое, помогать ему;
- видеть взаимосвязь человека с природой.
- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания,
- развивать интерес к различным представителям животного мира,
- развивать интерес к растительному миру и его роли в жизни человека;
- развивать наблюдательность детей, воспитывать эстетическое
Ведущий. Наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Чтец. Услышу ль сосен шум в полдневный час, Журчанье струй средь камешков и брода - О люди, мыслю я, у всех у нас Есть Мать одна по имени Природа! У неё для всех хватает доброты, И мы живем, запечатлев навеки, В душе ее прекрасные черты - Поля, луга, леса, моря и реки. Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух - Три ее основы. Какая бы ни грянула беда - Все возродится снова, Но если… Впрочем, в наш жестокий век Понятно всем, Что это «если» значит? О человек! Природа-мать ни рек и ни морей От глаз твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озер… Цени его, доверие Природы! Не обмани его! И в темный лес входи, Как в храм под мраморные своды. Ведущий. Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что все богатство природы принадлежит народу, значит, и нам, детям. Чтец. Все богатства русского пейзажа В полное владенье нам даны: Вьюжных зим серебряная пряжа, Кружева зеленые весны, Летний полдень в поволоке зноя, Вечер, заглядевшийся в ручей, Узорочье луговин цветное, Теплый воск желтеющий полей, Расписные крылья листопада Над бездонной синевой озер. Все это твое, и сердце радо Целый мир влюбить в родной простор. Ведущий. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища - поля, леса, реки, дары природы и живых ее обитателей. Очень часто, отдыхая на берегу водоема, люди забывают об охране водоемов, сбрасывают туда мусор, разбитые бутылки, банки из под консервов. Что же происходит с водоемом? Чтец. Речушка вдоль околицы текла Негромкая… Но мы любили, дети, Ее - она ведь первою была Для нас и, значит, Лучшая на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь зеленая, И хвощ болотный вылез… Как будто люди целью задались Убить ее - и своего добились.
Ведущий. А вы, ребята, тоже так делаете? На школьном участке засоряете бассейн? Как жаль, когда безответственные, безжалостные люди бросают в лесу не затушенный костер или спичку. Сколько здорового леса гибнет во время пожаров от халатного поведения людей! Чтец. Пожар отклокотал и умер. И умер лес, отзеленел. Трагедию исчислил в сумме Один хозяйственный отдел. Хватили горя комары, В жилищах птиц сварились яйца От неестественной жары. Стоит, как братская могила, Безрукий, безволосый лес! Что ни пихта - иссякла сила, И что ни лиственница - крест! Я уходил из этой жути С большой тревогой за людей… Не люди лес сожгли, не люди! Не человек…Злодей, злодей.
Ведущий. А ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес? 1-й ученик. Лес - наше богатство! 2-й ученик. Лес - воздух для легких, влага и тень! 1-й ученик. Лес - дом для зверей и птиц! 2-й ученик. Лес - наш друг: он, задерживая влагу, помогает человеку вырастить хороший урожай.
1-й ученик. Лес - кладовая, бесплатно отдающая свои дары - орехи, ягоды, грибы.
2-й ученик. Лес - зеленый наряд нашей планеты!
Ведущий. Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Сберечь природное богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг.
Чтец. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий. А знаете ли вы что такое «Красная книга природы»? Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно. Очень много животных, птиц, насекомых исчезло совсем. По данным ученых за 200 лет на земном шаре исчезло 100 видов млекопитающих. В настоящее время почти 600 видам и формам позвоночных угрожает исчезновение, если не будут приняты срочные меры по их охране. Знаете ли вы, ребята, какие звери водятся в наших лесах и надо ли их охранять? В далеком прошлом на территории нашей страны было несметное количество пушных зверей, всевозможной пернатой дичи, ценных пород рыб. Однако с течением времени хищнический промысел и постоянная охота на животных, а также ухудшение условий их существования в результате бесплановой вырубки лесов, распашки целинных земель, загрязнения и обмеления рек и других изменений привели к резкому снижению численности многих видов животных, а в других случаях - к полному исчезновению некоторых из них. За уничтожение животных дают штраф. Каких животных надо охранять? Дети показывают картинки с изображением исчезающих животных. Чтец. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом! Ведущий. Зимой снег закрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Ребята, что надо сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Сделать кормушки.)
Чтец. Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Ведущий. В «Красную книгу» занесено очень много трав. Травы по-разному можно оценить. С одной стороны, - это сорняки, если они растут на посевах зерновых, овощных культур. С другой стороны, травы, растущие на лугах и пастбищах, - основной корм для скота. Есть лекарственные травы, есть ядовитые. Лекарственные травы используются для медикаментов. В медицине используется примерно около 180 видов лекарственных растений. Запомните эти травы, ребята.
Ребята показывают открытки с лекарственными травами, называя их.
Чтец. Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Чтец. На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Чтец. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Чтец. Все-все на свете, на свете нужны,
И Мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд ,
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки - не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
Чтец. Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором - солнце, птичьи голоса
И на траве - зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье зыбких,
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.
Монолог природы
Я - природа. Я великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастье Подарить - в моей все это власти - Гриб в лесу, ромашку на лугу. Небо в час восхода и захода, Небо в час восхода и захода, Иву над рекой… И наконец, Солнцем прокаленный рыжеватый хлебный колос! Как всему венец… Только ты мой дар, мое ученье Не прими за дань: я не раба. Не забудь, ты сам мое творенье! И у нас с тобой одна судьба! Да, ты вырос. Ты простился с детством. Шире - что ни год - твои шаги… Но не занимайся самоедством! И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, береги! Мы с тобой дорогою одною Катимся - ни часу врозь, ни дня… И не можешь быть ты надо мною, Как не можешь быть и вне меня.
В заключение утренника можно провести викторину «Знаете ли вы природу?»