Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Введение в тему урока. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы начинаем изучать

новую тему. А вот какую, попытаемся узнать вместе с вами в течение урока.

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы;

-формулирование познавательной цели

2

Актуализация знаний.

Однажды на лугу мне пришлось подслушать такой разговор:

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка - гусеница.

Вопрос учителя: родственница ли гусеница гусю?

Но прежде чем вы ответите на этот вопрос, попробуйте объяснить, а кто такие родственники?

(предполагаемые ответы детей: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, родные)

Учитель: То есть, можно сказать, что это родные люди, у которых много общего и которые нередко похожи друг на друга.

А вот теперь попробуйте ответить на заданный вопрос: родственница ли гусеница гусю?

( Предполагаемый ответ: нет. Они не похожи и у них нет ничего общего).


- А кого можно назвать родственниками? Почему?

- Гуся, гусыню, гусят.

( У них семья, они похожи друг на друга, у них много общего)

Познавательные (общеучебные ):

-самостоятельно выделять и формулировать понятия;

Предметные:

-выбирать из предложенных слов родственные слова;

-наблюдать за группами родственных слов.

3






4.


5.


6.





7.


8




9.

Изучение нового материала






Работа с новыми словами.


Физкультминутка.


Закрепление полученного знания.





Дифференцированная работа


Рефлексия.




Домашнее задание.

На экране интерактивной доски появляются слова:

Гусь, гусыня, гусята

Ребята, а есть ли что - то общее в словах, называющих этих животных.

( Предполагаемый ответ детей:

- Да, у них есть одинаковая часть - гус- )

- А в слове гусеница разве не такая же часть?

(Но слово гусеница обозначает совсем другое животное, отличное от гуся, ничем на него не похожее).

- Верно, имеет другое значение.

Тогда, может быть гусь, гусыня, гусята - это формы одного слова?

( Нет, формы слова имеют одно и тоже значение, а значения этих слов различаются: гусь- папа, гусыня - мама, гусята - дети.)

- Ребята, как вы думаете, какое название можно дать словам - родственникам.

(желательный ответ детей - родственные.)

- Молодцы! А объединяет их общая часть, которая называется - корень слова.

Такое же название носит и тема нашего урока:

Корень.

( на экране появляется тема урока:

Корень как часть слова.

Чтение правила вслух С. 81.

Нахождение корня в словах гусь, гусыня,

гусята.

А какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

( Предполагаемые ответы детей:

Мы должны научиться определять родственные слова и находить в них корень).

Упражнение в нахождении корня родственных слов.

Упражнение 1 стр.81 (устно)

Дети по цепочке читают группы слов и называют корень.

Работа в тетрадях.

Каллиграфическая минутка

:кК, кК

Знакомство с новым словарным словом

Корзина

Ребята, давайте попробуем подобрать однокоренные слова к этому слову

( Подбор слов детьми - корзинка, корзиночка)

А теперь придумайте предложения с одним из этих слов.

Запись одного предложения под диктовку учителя.

Не ленись и улыбнись.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

А сейчас, ребята, мы с вами потренируемся сами находить родственные слова. Выполнять работу будем в парах. Но сначала вспомним правила работы в парах.

Уважайте мнение друг друга!

Говорите по очереди.

Не согласен - предлагай!

Упражнение 2 стр.82 .

Чтение текста учителем.

Чтение текста детьми.

Работа в парах. Дети ищут слова с одинаковым корнем. ( Поскольку работа новая, прочитать все найденные детьми слова и только потом приступить к продолжению).

Затем дети выписывают родственные слова.

Гриб, грибники, грибочки, грибной

Формы слова:

Гриб, грибы, (за) грибами, грибов

Проверка.

На доске слайд:

Родственные слова -

Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (2 класс)Гриб, грибы, грибочки, грибной

Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (2 класс)Гриб, грибы, (за) грибами, грибов

Самопроверка.

Выбери задание по желанию

1.Заполните пропуски в словах.

Сн_жок, м_розный, М_розко, снеж_нка, м_розит, снежная, моро_.

Выпишите все группы родственных слов.

2. Выпиши родственные слова. Какое слово лишнее и почему?

Рыба, рыбак, рыбалка, рыбешка, рыбный (суп), рыбаки, рыбка.

3.упр.4 стр.83

- Какую задачу мы поставили на этом уроке?

- Удалось ли нам её достичь?

- Что вы делали для того, чтобы этому научиться?

- Что нужно знать, чтобы правильно подбирать родственные слова?

Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (2 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (2 класс)

Я не все понял! Я понял, но не могу

объяснить!

Конспект урока по русскому языку на тему Корень слова (2 класс)

Мне понятно и я могу объяснить другому!

Упражнение 3 стр.82

Предметные:

-выделять родственные слова;

-наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова;

Личностные:

-проявлять учебно - познавательный интерес к учебному материалу;

Регулятивные:

-определить цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

-самостоятельно называть и формулировать тему и задачи урока.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками и приходить к общему решению.


Предметные:

-находить общую часть значения родственных слов и повторяющуюся в этих словах общую часть

Предметные:

-вспомнить особенность написания строчной и прописной буквы к,К;

-подбирать однокоренные слова;

-выделять и характеризовать корень как главную часть слова.


Регулятивные:

-учиться работать по предложенному учителю плану;

Предметные:

-находить слова с одинаковым корнем;

-различение родственных слов и форм одного и того же слова

Регулятивные:

-применять установленные правила

Коммуникативные:

-договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные:

-делает вывод о результате совместной работы с одноклассниками


Предметные:

-находить слова с одинаковым корнем;

-различение родственных слов и форм одного и того же слова

Личностные:

-проявляет учебно - познавательный интерес к учебному материалу;

-понимает причины успеха в учебной деятельности

Личностные:

-проявляет учебно - познавательный интерес к учебному материалу;

-понимает причины успеха в учебной деятельности




Предметные:

-различать родственные слова и формы одного и того же слова

Использованная литература:

1. О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс, М, «Вако», 2008 г.

2. «Анализ урока. Типология, методика, диагностика», Волгоград, «Учитель», 2008 г.

3. « Как проектировать универсальные учебные в начальной школе», М, «Просвещение», 2008 г.

4. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», М, «Просвещение», 2010г .

© 2010-2022