Планирование по внеурочной деятельности Проекты 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













































П



ояснительная записка Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение всеразличных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждённой Президентом РФ Д. Медведевым. Среди характеристик школы XXI века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения. Программа «Учебные творческие проекты» ориентирована на применение широкого комплекса методик добычи знаний. Программа построена на основе методического пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». - 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. - 208 с.
Цель программы - формирование умений проектной деятельности обучающихся.
Задачи программы:

  • Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
  • Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
  • Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 68 часов во 2 классе.




Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Социальные проекты». В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: творческом проекте. Умеет: Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.

Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект.

Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект).

Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно: а) личностные универсальные учебные действия: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты); б) регулятивные универсальные учебные действия: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. в) познавательные универсальные учебные действия: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта. г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

творческих проектов Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи. Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Наблюдение младших школьников за окружающим миром. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.) Проектирование - познание в действии. Практическая работа. Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов. Практическая работа на выдвижение гипотез, постановка цели проекта Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану. Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану. Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов. Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися. Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации работы. Подготовка выступления. Практическая работа. Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Учить излагать добытую информацию.

Учебно-тематический план

1 полугодие

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1-2 Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). Умозаключения, выводы увиденного.

2

3 Проект «Мой родной город»

1

4-5

Проект. Что это? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования.

2

6-7

Проект «Математика вокруг нас»

2

8-9

Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему

1

10

Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…».

1

11-12

Проект «Детский журнал»

2

13-14

Рисунок, схема, график. Практические задания по созданию схем, графиков

2

15-16

Классификация. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок.

3

17 -18

Как работать с книгой. Научные книги.

2

19-20

Проект «В библиотеке. Почему интересно ходить в библиотеку»

2

21-24

Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание)

4

25-26

Проект «И в шутку и всерьёз»

2

27-28

Проект «Пишем письмо Деду Морозу»

2

29-31

Мини-конференция. (Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта)

3

Итого:

31

2 полугодие

№п/п

Темы занятий

Количество часов

1-2

Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

2

3-4

Проект «Аквариум»

2

5-6

Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

2

7-8

Проект «Основные правила этикета»

9-12

Выбор темы творческого проекта

Индивидуальные проекты

4

13-14

Проект «Моя семья»

2

15-16

Подбор методов исследования

2

17-18

Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

2

19-20

Проектирование - познание в действии. Практическая работа.

2

21-22

Проект «Части речи»

2

23-24

Гипотезы и идеи.

2

25-26

Искусство делать сообщения.

2

27-28

Проект «Путешествие по родной стране»

2

29-30

Обработка полученных результатов.

2

31-32

Подготовка отчёта.

2

33-34

Подготовка презентации и выступления.

2

35-36

Заслушивание проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

2

Итого:

36


Литература

  1. Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. - 2, 34 Mб
  2. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. - С.2-3

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
  4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70

  5. Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
  6. Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе.

  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара, издательство «Учебная литература», 2006. - 208 с
  8. Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник - тетрадь для младших школьников. - Самара: Изд-во «Учебная литература». - 2004. - 32 с.


© 2010-2022