Конспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Новоузенска

Саратовской области»



КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВО 2 «А» КЛАССЕ

Выполнила учитель

первой квалификационной категории

МОУ «СОШ №8 г. Новоузенска

Саратовской области»

Прядко Елена Анатольевна

2015 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 «А» КЛАССЕ

МОУ «СОШ №8 г. НОВОУЗЕНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


Программа «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Чередование согласных звуков в корне слова, которое не видно на письме.

Тип урока: урок - обобщение и систематизация знаний.

Дата проведения: 24 ноября 2014 года Место и роль урока в обучаемой теме: пятый урок
Цель: уточнение знаний обучающихся об особенностях правописания чередующихся парных согласных в корне слов, которое не видно на письме, развитие умения подбирать проверочные слова. Задачи: Обучающая: формировать умение писать слова с парными согласными в корне слова, умение находить слова с парными согласными в корне слова и подбирать к ним проверочные. Развивающая: развивать мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, воспитывать чувство коллективизма и уважения к труду. Формируемые УУД: Познавательные УУД 1. Развивать умение извлекать информацию из сообщений и текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 4. Уметь работать в паре, группе. Личностные результаты 1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки для работы в парах, иллюстрация дерева (вяз), материал для рефлексии и физминутки. Учебник «Русский язык» , Н.А. Чуракова, часть №1.









































Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент (2 минуты)


Включение в деловой ритм.

--- Ребята, давайте возьмёмся за руки и образуем круг дружбы.

--- Что вы ощущаете через общее рукопожатие?

--- Это нам поможет в работе на уроке мыслить, рассуждать, не бояться ошибиться, делать выводы.

--- Произнесите вслух шёпотом своё полное имя.

--- Займут свои места дети: Кирилл, Данила, Дарья, Самира.

А теперь садятся все остальные дети.

--- Сделайте предположение: почему именно эти дети сейчас привлекли моё внимание?

Дети берут друг друга за руки, закрывают глаза

--- Мы ощущаем руку друга.

Дети произносят.

Дети присаживаются на свои места

Высказывают предположения, что это может быть связано с темой урока.


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Вхождение в тему урока.

(5 минут)


Минутка чистописания.

А)моторика (зарядка для пальчиков)

Б)посадка

В)положение тетради, ручки во время работы

--Рассмотрите, какие буквы записаны на доске?

з г и а л к

--- На какие группы можно разделить буквы?

--- Какое слово можно составить из этих букв?

--- С помощью ударения измени слово.

--- Назови значения этих слов.

--- Запиши чередование букв и получившееся слово.

--- Как понимаешь выражения (фразеологизмы)?

А) Мозолить глаза

Б) Хлопать глазами

В) Пускать пыль в глаза

--- Происходит ли чередование звуков в корне слова?

---А как называется это правило?

--- Как проверить парную согласную в слове?


Учащиеся выполняют зарядку для пальчиков.

Рыбки весело плескались

В чистой, светленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Ученики их называют

--- Гласные, согласные и а/ згкл

---По написанию элементов и а л / г к з

/ /

---Глазки - глазки

1.Орган зрения

2.Отверстия в изделиях

3.Отростки у картофеля -- глазки

Ученики записывают чередование слов и получившиеся слова.

---То и дело появляться и мешать работе

--- Ничего не понимать

--- Говорить неправду

Да. [ С - з]

-- Парная согласная в корне слова.

--- Подобрать проверочные слова: глаза, глазок


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.


3.Постановка учебной задачи. Закрепление понятий во внешней речи.

(5 минут)


Итак, с какой целью мы провели минутку чистописания?

--- Попытайтесь сформулировать тему урока.

---Правильно.

--- Сегодня на уроке закрепим умения проверять и грамотно писать парные согласные в корне слова.

--- Прочитай слова на доске.

[п] [с ] [ т ] [ ш] [ с ] [п]

Зуб, вяз, мёд, книжка, слёзки, суп.

--- Что объединяет все эти слова?

--- Какую букву проверяли в каждом слове? --- Почему?

--- Как проверяли чередующиеся звуки в корне слова?

--- Что такое вяз? (Приложение 1)







--- Перепишите слова, подчеркни орфограммы.

Высказывания детей.

--- Учащиеся называют тему урока «Чередование звуков в корне слова»



-- Одно правило

---Называют в словах буквы

--- Слышатся не так, как пишутся, происходит чередование звуков в корне слова.

Дети называют к словам проверочные слова.

--- Дерево

Познавательный материал о дереве сообщают ученики (индивидуальное задание - 2 ученика)

!! За что дерево назвали вязом? У этого дерева очень вязкая, то есть очень плотная древесина. Вяз трудно рубить, колоть.

Эх, раз! Эх, два! (Смена позы детей)

Колет старший брат дрова.

Почему ж один чурбак не развалится никак?

В чурбаке топор увяз - не расколешь вязкий вяз!

За это свойство дерево получило своё название. На улицах нашего города очень много таких деревьев, которые в летний зной дают нам тень и помогают пережить жару. Не забудь и ты в жаркие летние дни отблагодарить вяз около своего дома. Сделай лунку и напои его прохладной водичкой.

Ученики пишут, а во время проверки комментируют проверочные слова.

Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция.

Познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

А)

(3 минуты)





(3 минуты)



Б)

( 5 минут)

Приложение 2



( 6 минут)



(1 минута)

Приложение 3



В)

(3минуты)





(5 минут)





Приложение 4

(3 минуты)


---- Исследование слова. Я буду рассказывать о слове слёзки. Если моё утверждение верно, то вы ставите +, если нет, то - (минус)

--- Верно ли моё утверждение, что в слове слёзки:

А) два слога

Б)четыре согласных

В) одна согласная мягкая

Г) есть непарные согласные

Д) в слове нет орфограммы

--- Почему моё последнее утверждение неверно?

--- А мы продолжаем грамотно учиться писать чередующиеся парные согласные в корне слова. Но сначала отдохнём.

Физминутка в движении.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

---Какие слова с чередующимися парными согласными услышали?

---Где они находятся? В конце слова или в середине?

Индивидуально за доской работают 2 ученика.

В тетрадях и на доске появляется запись.

1 2 3 4 5

+ + -- + --

(Индивидуальную работу около доски проверяют консультанты)

Самопроверка( учащиеся самостоятельно проверяют работу по доске)

--- Здесь есть орфограмма - чередующаяся согласная в корне слова.

Проводит физорг класса

[Ш] [ ш] [ш]

---Подружки, лягушки, ножками


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества усвоения материала.

Познавательные: моделирование.

Логические: решение проблемы, рассуждение, доказательства.

Коммуникативные: сотрудничество.

Личностные: самоопределение.







































Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества



Познавательные: создание способов решения проблемы.






Решаем грамматическую задачу.

Работаем по карточкам в парах

самостоятельно.

Задание. К словам - предметам подбери родственные проверочные слова.

1вариант. Зу[п ]- ……, хле[п]-…., ба[п]ка -….,

лоша[т]ка - …., но[ш]ки -….. .

2 вариант.Гря[т]ка -…., арбу[с] -….., го[т] - ..., эта[ш]-….,сугро[п] -… .

Вывод: как проверяли чередующиеся парные согласные в корне?

--- А мы продолжаем учиться грамотно писать слова с чередующимися парными согласными в корне слова.

Работа с Обратным словарём.

Откройте учебник №1 на странице133, упражнение 98 и выполни работу по заданию. Работать будем с учебником №2.

--- А сейчас у нас зарядка для глаз.

Зарядка для глаз.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води,

И на бочок её клади.

Теперь гляди горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась! Ты - молодец!

ученик + слабый по карточкам

!Взаимопроверка в парах

Дети говорят правило в стихотворной форме хором.

Чтобы грамотно писать,

Надо слово изменять,

Чтоб за звуком непонятным гласная стояла.

Дети открывают учебник «Русский язык» №2. Из Обратного словаря выписывают 5 любых слов с парной согласной и подбирают к ним проверочные слова.

Самопроверка работы.

Дети работают по плакату.




Графический диктант. Я читаю слова, а вы записываете только парную согласную, которая вызывает сомнение.

Шубка, лодка, рыбка, город, дорожка, беседка, варежка, робкий.

Вывод: как проверяли чередующиеся парные согласные в корне слова?

-- Кто запомнил, какое слово было последним?

--- Назови слово близкое по смыслу (синоним)

--- Назови слово противоположное по смыслу (антоним)

--- Составь предложение с этим словом так, чтобы в нём были слова на изучаемое правило.

--- Запиши предложение с комментированием на доске.

Робкий зайчишка побежал по узкой дорожке.

--- Зашифруй орфограммы. Учитываем

не только парные согласные, но и другие изученные орфограммы.

Р ба шо епоз оро ж

Вывод :какие слова с чередующимися парными согласными надо обязательно проверить?

--- Почему?

--- Для чего проверяем слова?

---А теперь я проверю, насколько хорошо вы запомнили правило проверки чередования парных согласных звуков в корне. Возьмите карточки. Прочитайте текст и исправьте ошибки в словах.

Снех укутал деревья. Дуп в мохнатой шабке. На ветках берёс белый иней. Ёлочка спряталась в сугроп. Не страшен деревьям холот и морос.

Индивидуально 2 ученика работают за доской. Работу проверяет сильный ученик.

Б д б д ж д ж б

Дети записывают в тетради.

Самопроверка по доске

Говорят правило проверки.

--- Робкий

--- Трусливый

--- Смелый

Выслушиваю составленные предложения со словом робкий.

Предложение записываем с комментированием на доске.

( индивидуально - 1 ученик)

Учащиеся цепочкой выходят к доске, составляют схему и шифруют орфограммы.

Звуки слышим одни, а буквы пишем другие.

Чтобы грамотно писать.



Дети работают по карточкам и сдают их учителю.

Коммуникативные: учебное сотрудничество со сверстниками.

Регулятивные: умение решать учебную задачу.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство.





5.Подведение итогов работы учащихся на уроке. Комментирование домашнего задания.

(1 минута)

1.Выучить правило проверки парных согласных.

2.Записать 10 слов с парными согласными и подобрать к ним проверочные слова. Дам некоторым ученикам карточки -

помощницы.

Слабоуспевающие ученики получают карточки -

помощницы из которых они могут выписать слова по заданию.



6.Рефлексия деятельности.

( 1 минута)

Приложение 5

(2 минуты)

Самооценка работы на уроке. На доске висит плакат.

Я доволен …

Я научился …

Я смог сам ….

Я думаю, что ещё …

Сообщение отметок за урок, их комментирование.

Хвалю ребят за работу на уроке.

--- Поделитесь впечатлениями об уроке.

Нарядите осеннее дерево.

! Если ты всё понял на уроке - зелёный листочек

! Если ты понял тему, но есть проблемы - жёлтый

! Я не всё понял на уроке - красный листочек.

--- Всем спасибо за работу.



Наряжают дерево осенними листочками.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Приложение 1

Конспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письме

Конспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письме

Приложение 2

РАБОТА В ПАРАХ

1вариант.

Зу[п ]- ……, хле[п]-…., ба[п]ка -….,

лоша[т]ка - …., но[ш]ки -….. .

2 вариант.

Гря[т]ка -…., арбу[с] -….., го[т] - ..., эта[ш]-….,сугро[п] -… .



Конспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письме























Приложение 3

Конспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письме





































Приложение 4

ИСПРАВЛЯЕМ ОШИБКИ.

Индивидуальные карточки для учащихся.

Снех укутал деревья.

Дуп в мохнатой шабке.

На ветках берёс белый иней.

Ёлочка спряталась в сугроп.

Не страшен деревьям холот и морос.

Снех укутал деревья.

Дуп в мохнатой шабке.

На ветках берёс белый иней.

Ёлочка спряталась в сугроп.

Не страшен деревьям холот и морос.

Снех укутал деревья.

Дуп в мохнатой шабке.

На ветках берёс белый иней.

Ёлочка спряталась в сугроп.

Не страшен деревьям холот и морос.

Снех укутал деревья.

Дуп в мохнатой шабке.

На ветках берёс белый иней.

Ёлочка спряталась в сугроп.

Не страшен деревьям холот и морос.

Снех укутал деревья.

Дуп в мохнатой шабке.

На ветках берёс белый иней.

Ёлочка спряталась в сугроп.

Не страшен деревьям холот и морос.

Снех укутал деревья.

Дуп в мохнатой шабке.

На ветках берёс белый иней.

Ёлочка спряталась в сугроп.

Не страшен деревьям холот и морос.





Приложение 5

РЕФЛЕКСИЯКонспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письме















































Конспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письмеКонспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письмеКонспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письме

© 2010-2022