Конспект урока по окружающему миру Как жили наши древние предки (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12.01.2016 урок 33 ТЕМА:КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ Цель: формировать представления о жизни восточных славян.

Предметные результаты: Строить небольшие сообщения в устной форме. Использовать для построения сообщений различные источники информации.

Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян).Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): регулятивные: анализируют собственную самостоятельную работу и работу одноклассников при работе в парах; отбирают материал для сообщения; познавательные: воспроизводят информацию, необходимую для сообщения; выделяют в тексте главное, приводят примеры; коммуникативные: умеют договариваться в группах друг с другом, высказывают свою точку зрения, приводят аргументы при работе в паре. Оборудование: иллюстрации жилища, предметов быта, орудий труда славян, иллюстрация славянского поселка.

Этап урока

Содержание урока, направляющая деятельность учителя

Форма работы, деятельность обучающихся

I.Организационный момент. Вот прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Вы - любознательные дети, Хотите все узнать на свете. - Что вы ждете от сегодняшнего урока? Что хотели бы узнать?

Фронтально: проверяют готовность к уроку.

II

Работа над пробелами в знаниях(по итогам контрольной работы)

Кто расскажет о погоде сегодня? Что мы относим к показателям погоды?(температуру, осадки, направление ветра)

Что такое погода?

Что такое климат?

Назовите океаны Земли. Назовите материки на которые разделена Земля.

Фронтально: отвечают на вопросы

II. Определение темы и целей урока. - Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд)

- Прочитайте название темы. Сформулируйте другие вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: (Слайд)

Кто? (Кто были наши далекие предки?)

Где? (Где они жили?)

Какие? (Какие они были?)

Как? (Как вели своё хозяйство?

Поиском ответов будет посвящен сегодня урок.

Коллективно: по вопросам учителя

Самостоятельно

IV.

Работа по теме

1. Работа в группах. - С сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела курса истории. Для того, чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий. Задание 1: (Слайд) -Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов. -В слове «предки», корень -пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами. В слове «современники» корень -врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время. В слове «потомки» корень -потом-, так называют людей, которые будут жить после нас. 2. - Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне. (Видеофрагмент) 01.38-2.14 - Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев. (Слайд)

Работа в группе: принимают задачу

V. Физк-ка

Раз, подняться, потянуться

Два- согнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка

На четыре- руки шире

Пять- руками помахать

Шесть- за парту нужно сесть.

Коллективно повторяют движения

VI.Работа по теме (продолжение) 1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте. ...Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

(Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек? 2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд) Видеофрагмент 2.15-3.14 - Найдите описание жилища в тексте (с.128), прочитайте и сравните свои предположения с описанием. ...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели. 3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян? 4.00-7.57

(Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки. Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник.

- Прочитайте в учебнике на с. 126-127 о занятиях древних славян.



Работа в паре: работают по атласу.



Коллективно



Самостоятельно

VII. Итог урока. Конспект урока по окружающему миру Как жили наши древние предки(3 класс) Что узнали нового? Что вы должны знать?
Конспект урока по окружающему миру Как жили наши древние предки(3 класс)

Дают самооценку деятельности

VII Д\З: Резерв Послушайте, что рассказывает о славянах Ишимова в своей книге по истории России в рассказах для детей. Славяне были очень честны: уж если что обещают, то непременно сдержат слово. Когда славянин скажет: «Если не сдержу слово, то будет мне стыдно», - так можно на это слово смело положиться. Может быть, с этих еще пор появилась пословица: «Не давши слово - крепись, а давши - держись», потому что как сами мы, русские, от славян произошли, так и язык наш от славянского. Прочитать стр.37-41




Определите корни в следующих словах предки современники потомки


Определите корни в следующих словах предки современники потомки


Определите корни в следующих словах предки современники потомки


























© 2010-2022