Внеклассное занятие по курсу Основы православной культуры Рождество Христово

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие по курсу

"Основы православной культуры "

Тема: "Рождество Христово "

1КЛАСС, автор учебника Погорелов С.

Учитель начальных классов Пивнева Н.А.

Цель: Повторить знания о празднике Рождество Христово. Познакомить с праздничной иконой Рождества Христова. Продолжить формирование понимания символического языка иконы. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Ход урока.

1.Вопросы к учащимся:

-Какой сейчас год? (2011 -и.)

- Какое событие явилось началом нашего летоисчисления? (Рождество Христово.)

-Какого числами его празднуем? (7 января-по новому стилю, в других странах 25 декабря - по старому стилю.)

-Какому событию посвящён наш плакат?

-Почему этот праздник называется Рождеством? (В этот день родился Иисус Христос.)

-Как вы думаете, ребята, зачем Иисус Христос сошел на землю? (Что­бы спасти нас от грехов и научить нас любить друг друга. Он пришел рассказать, что люди умирают не всегда и что будет день, когда все люди воскреснут и оживут.)

Послушайте, как об этом говорил священномученик Владимир (Бого­явленский): «Стоял некогда в одном месте прекрасный город. В этом городе жил Великий Царь. Он имел единственного Сына, Которого очень любил. «Все, чем я обладаю, говорил Царь, принадлежит Тебе. Мы с Тобой - одно целое». Это была дивная жизнь, полная радости и блаженства. Там не было ни голода, ни болезней, все любили друг друга, там никто никогда не умирал, и все всегда были молоды.

Чудесный город этот стоял на высокой горе, с которой можно было видеть другой город. Но как не похож был этот город на первый! Там жили бедные люди, которые часто болели, ссорились, дрались и убивали друг друга.

Когда Царевич увидел все бедствия этих людей, Ему стало очень жаль их. Он побежал к Отцу и сказал: «Отец, нельзя ли помочь этим людям?» Но Отец строго ответил: «Сколько раз Я приглашал этих людей к Нам, в город, но они не пожелали». «Позволь мне Самому пойти к ним,-попросил Сын,-Я им скажу, как ты добр и как хорошо у Нас». «Они не послушают Тебя, примут за обманщика, они убьют Тебя»,-ответил Отец. Но мужественный и любвеобильный Сын ответил. «Все равно, дозволь Мне пойти сделать это! Если я не спасу всех, то спасу по крайней мере некоторых из них, и за это Я охотно отдам Свою жизнь».

Вопросы к учащимся:

- Как вы думаете, ребята, кто такой Царь и Его Сын? (Бог и Иисус Христос.)

- А что за прекрасный город? (Небо.)

- А бедный город? (Наша земля.)

2.Работа по учебнику (с. 44)

Чтение учителем слов из Евангелия.

Как понимаете эти слова?

(На иконе изображён Спаситель у двери. Он готов прийти ко всем и показать путь спасения. Духовный мир открывается людям искренним, бескорыстным.)

3.Работа с учебником и тетрадью.

Запись темы в тетрадях.

Прочитайте слова с которыми мы будем работать.

Дева Мария-Матерь Божия, Пресвятая Богородица.

Иисус Христос- Сын Божий

Богомладенец - младенец Божий

Вифлеемская звезда- указала рождение Спасителя, по названию города Вифлием.

-Чтение стихотворения

Рассмотреть икону (Ангелы прославляют Бога, возвещают всему миру о рождении спасителя.)

Словарик.

Боговоплощение - рождение Богочеловека.

Вышнее-небеса

-Просмотр фильма «Рождество Христово»

Работа по учебнику с. 46-47 самостоятельно.

Рассматривание икон с. 46

Икона Рождества Христова рассказывает о важнейшем в истории событии, от которого ведёт от­счёт современное летоисчисление.

Но рождение Спасителя происходило более чем скромно и почти тайно. Икона Рождества Христова на­поминает нам, что Божественный Младенец родился вдали от дома, в вертепе (пещере) для загона скота, на окраине города Вифле­ема. Не нашлось в гостини­це места Иосифу и Марии, прибывшим по случаю пере­писи населения в город, из которого они были родом.

Спелёнатый Ребёнок ле­жит в яслях - деревянном ящике, в который складыва­ли корм для скота. Всё это тоже имеет глубокий смысл. Тесно в многолюдном мире, выполняются разные дела, а для Бога не находится ме­ста. Но Господь рождается независимо ни от каких дел и планов человеческих, даже самых важных, каким, например, была всенарод­ная перепись. Все дела человеческие и государствен­ные идут своим чередом, а вдали от суеты, в тихой пе­щере среди смирных домашних животных уже явился и растёт Спаситель мира.

И только ангелы в небе пением восславили Бога.

-Прослушивание песнопения «Слава в вышних Богу..»

с.47

Но незамеченным не прошло это событие и для лю­дей. Первыми узнали о рождении Христа те, кого Гос­подь Сам известил через ангела. Простые пастухи, то­же вдали от суеты выполнявшие свой скромный труд, удостоились чести первыми из людей приветствовать Божественного Младенца.

Словарик:

Вифлием - город в котором родился Христос,

В человецех - среди людей

Песнь - торжественная песнь

С.47 Чтение вслух. Рассматривание икон.

с. 48

Узнали об этом событии и волхвы, которые стреми­лись к знаниям, к постижению тайн мира. Мудрецы-волхвы принесли подарки Христу, которые имели сим­волический смысл: золото - как царю, ладан - как Бо­гу, смирну - как человеку, идущему на смерть.

На иконе Рождества Христова всегда присутствует дивная путеводная звезда, получившая название «Вифлеемская звезда» за то, что привела в Вифлеем людей, искавших высшей мудрости в жизни. На иконе нет ничего случайного, всё символично и поучительно.

Дальний и опасный путь проделали волхвы, чтобы поклониться и принести свои дары Господу. Другие люди отправлялись в дальние путешествия по другим причинам. Торговцы, например, постоянно возили то­вары из одной страны в другую и в этом видели свою цель, получали прибыль, богатели. Не их, привычных к дорогам, вела звезда, и не их мы видим на иконе че­рез две тысячи лет. Древний мир знал немало сильных и опытных вои­нов, уходивших за тысячи километров от дома, чтобы покорять народы, разорять города, грабить и делать рабами других людей. Конечно же, и не их, способных преодолевать любые трудности ради добычи, привела Вифлеемская звезда. В мире обычный порядок: кто к чему стремится, тот то и находит. С добычей возвра­щается тот, кто её добивается, а прибыль получает тот, для кого это самое главное. Духовные знания же о судьбах мира открываются совсем другим людям: про­стым пастухам только потому, что их искренние и бес­хитростные сердца открыты Богу, и волхвам, потому что они стремились не к деньгам, власти, а к истине, духовным знаниям и посвя­тили этому свою жизнь.

Так и теперь духовный мир открывается искренним и бескорыстным людям: од­ни получают духовные по­дарки даром, как пастухи на иконе, другие - за усердие, доверие Богу, как волхвы.

Словарик.

Физкультминутка

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

Давайте и мы сделаем доброе дело, возьмите листочки с изображением ангелов, приклейте их в тетради и разукрасьте.

Ангелы в небе высоком живут,

Богу Всевышнему Славу поют,

К небу возносят молитвы людей,

Сладкие грезы детей!

(фоном звучит песня « Рождество»)

Рождественская викторина.

Итак, приступаем к проведению викторины. Я задам вам вопросы в стихах - на них можно отвечать всем вместе, хором.

1.Где родился наш Спаситель?

Место вам известно всем,

Ну, скорее назовите,

Это город... (Вифлеем.)

2. Соломку вместо пеленок

Имеет с рожденья Ребенок.

В нужде он родился и рос.

А звали Его... (Иисус Христос.)

Теперь отвечаем по одному, поднимая руку.

3. Кто были земными родителями Иисуса Христа? (Дева Мария и Иосиф.)

4. А кто на самом деле было отцом Младенца? (Бог.)

Да, правильно. Поэтому Иисуса Христа и называют Богочеловеком. Он был и Младенцем, каким бывает всякий ребенок, но Он был и Сыном Божьим, Вторым Лицом Святой Троицы.

5. А теперь давайте вспомним, из какого города и почему приехали в Виф­леем Его родители: Дева Мария и Иосиф? (Они приехали из Назарета для уча­стия в переписи населения: в Вифлееме жили их предки из рода царя Давида.)

6. Где остановились Иосиф и Дева Мария? (В пещере ,в хлеву, куда в непогоду загоняли скот)

7. Как называют эту пещеру? (Вертеп.)

8. Куда Дева Мария положила новорожденного Младенца? (В ясли.)

9. Что означает слово «ясли»? (Деревянный решетчатый ящик для кормления скота.)

10. Кто первым узнал о рождении Богомладенца? Каким образом? (Па­стухи, которые пасли поблизости свои стада, были первыми. Им явился Ангел и сообщил радостную весть.)

11. Что сказал пастухам Ангел Божий, какой он им сделал знак? (Он ска­зал: «Я пришел возвестить вам великую радость, сегодня в городе Давидовом родился Спаситель, Христос Господь, Его вы найдете, спеленатого в яслях».)

12. Мы знаем, что в эту минуту открылось небо, появилось много свет­лых ангелов. Что они пели? (Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение.)

13. Как вы понимаете эти слова? (Хвалите всевышнего Бога! Теперь на земле мир, среди людей благоволение-доброе расположение друг к другу).

14. Кто еще пришел поклониться Богомладенца? (Волхвы.)

15. Как вы понимаете слово «волхвы»? (Мудрецы, ученые, халдейские цари)

16. Что привело мудрецов к месту, где родился Иисус Христос? (Звезда.)

17. Что принесли Младенцу волхвы? (Дары: золото, ладан и смирну.)

18. Что означают эти дары? (Золото - это поклонение Младенцу как Царю; ладан - как Богу: им кадят во время богослужения; смирну - как Человеку: ей помазывают тело умершего.)

19. А теперь давайте ответим на такой вопрос, какие же дары вы можете принести Иисусу за Его крестный путь, который Он совершил на земле ради нас? (Веру и послушание, надежду на исправление своих грехов и спасение, благодар­ность и любовь к Нему, смирение, добрые дела своим близким и другим людям.)

Действительно, в Рождественские дни люди стараются больше, чем обычно, времени и сил отдавать совершению добрых дел. Хри­стиане держат пост, молятся о спасении души и о здоровье родных и близких, ни на кого не обижаются и ни с кем не ссорятся, помогают бедным, дарят рождественские подарки.

с.50

Сейчас идет Святочная неделя, это дни, следующие после Рождества. Не стоит причислять к традициям празднования Рождества языческие обычаи переодевания, гадания. К истинным рождественским традициям можно отнести - славления. Этот обычай был широко распространен среди простого народа. Люди ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали всем добра и благоденствия. Давайте и мы будем славить Христа.

Сочинение рождественских стихов и колядок: Учитель (начинает):

Вот настало...

Дети (продолжают): Рождество.

Учитель: Наступило торжество.

Извещают нас...

Дети: Волхвы.

-От востока до...

-Москвы Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло... Рождество.

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет

Рождество Твое,

Христе Боже наш...

с.50 чтение стихотворения.

Словарик

Нам еще предстоит много узнать о жизни Иисуса Христа и Его учении. Он открыл всему миру великие тайны о жизни. Через Него мы узнали Божьи заповеди. Если жить по ним, то ты все выдержишь, никакие беды тебя не по­губят. Успехов вам в вашем духовном развитии!

5

© 2010-2022