Использование игр и упражнений в коррекционной работе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение игр и упражнений на основе технологии

М. Монтессори в коррекционной работе учителя. Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача учителя - просто помочь ребенку раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода: "Помоги мне сделать это самому". В Монтессори - материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль педагога состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори - одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. Таким образом, педагогика М. Монтессори - гуманистическая педагогика, близкая современным концептуально гуманистическим тенденциям в педагогики и психологии.

Принципы системы работы:

  1. Ребенок активный. Роль взрослого вторична.

  2. Ребенок сам себе учитель, имеет полную свободу выбора и действий.

  3. Дети учат детей.

  4. Полноценное саморазвитие.

  5. Занятия проходят в специально подготовленной среде.

  6. Дети принимают самостоятельные решения.

  7. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

  8. Ребенок становится самим собой.

  9. Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

  10. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам

Задача учителя: помочь ребенку организовать свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Мы предлагаем ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.

Итак, основные составляющие системы позволяющей реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. В своей работе я использую различные игры, направленные на развитие речи, моторики, памяти, внимания, мышления и т.д. Особенно интересны детям (с нарушением интеллекта) игры Монтессори и разработанные на их основе игры - занятия с природным и рукотворным материалом по методике Л. Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, а также придуманные мной лично.

Игры, используемые в практической работе с детьми:

Игра «Больше и меньше» Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинчиваю крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров. Показываю ребёнку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Далее ребёнок действует самостоятельно. (Игра для детей классов «Особый ребёнок»(школ VIII вида).

Игры с застёжками Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки. В зависимости от сложности игры - эти игры я использую в младшем школьном возрасте (Игра для детей классов «Особый ребёнок» (VIII вида).

Игра - упражнение «Соберём все бусинки» Материал: песок, маленькие камушки или разноцветные бусинки, сито, поднос. Камешки (бусинки) лежат на подносе, засыпанные песком. Сначала я предлагаю ребёнку собрать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка), затем то же самое левой рукой. Самостоятельно изготовленное пособие «Весёлые пробочки».Использование игр и упражнений в коррекционной работе

Использование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работе Использование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работе

Использую пробочки для конструирования букв.

Использование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работе

Планирование конструирования из пробочек в соответствии с лексическими темами:

Тема

Игра

«Семья»

«Мамины глаза», »Домик», «Папа»

«Игрушки»

«Пирамидка», «Мишка», «Машинка»

«Осень»

«Дождик», «Зонтик»

«Фрукты»

«Яблони», «Груша», «Яблоко»

«Овощи»

«Солим помидоры», «Репка», «Морковка»

«Домашние животные»

«Кошечка», «Щенок»

«»Новогодний праздник»

«Разноцветные шары», «Огоньки на ёлке»

«Домашние птицы»

«Цыплята», «Петушок», «Уточка на волнах»

«Птицы Зимой»

«Кормушка», «Птицы зимой»

«Дикие животные

«Что несёт ёжик?», «Зайчик»

«Мамин праздник»

«Цветы для мамы», «Бусы для мамы», «Чашка» (подарок маме)

«Транспорт»

«Машинка», «Паровоз», «Самолёт»

«Весна»

«Ручейки», «Кораблик», «Мостик»

«Зима»

«Горка», «Снеговик»

«Мебель»

«Стол», «Стул», «Кровать»

«Насекомые»

«Бабочка», «Божья коровка» «Гусеница»

«Одежда»

«Шарф», «Платье»



Игры с природным и рукотворным материалом:

1.Игры с песком и другими сыпучими материалами. Разнообразие этих игр огромно. При работе с детьми использую: например, подносы с крупой, испитым кофе для «рисования» букв и др. Интересно использовать песочный ящик, как плоскость для моделирования ситуации сказки. Для таких игр подбираются пластмассовые игрушки (по сказкам), веточки, шишки, семена и др.

2.Игры с бросовым материалом, бумагой и тканью.

Бумагу, вату использую для упражнений на развитие дыхания, например: упражнение «Снегопад» (особенно нравится детям). Использование игр и упражнений в коррекционной работе

Мы начали составление альбома «Наша азбука» «А» - арбузные семечки «Б» - бобы, бинт, бархат «В» - вата, верёвка «Г» - горох, гречка, гвозди «И» - изюм «К» - карандаш, кожа, краски, картон, каштаны «Л» - липучка, листья, лента «Ж» - жёлуди, железо «Л» - липучка, листья, лента «М» - мох, макароны, манка «П» - пуговицы, печенье, пластилин, пробки, проволока

«Р» - ракушки, рожки, резина «Ф» - фасоль, фольга, фломастеры, финики

«Ц» - цепочка «Ш» - шишки, шоколад, шерсть

Использование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работе

Игры с бытовыми предметами-орудиями. Одна из разновидностей этих игр - игры с бельевыми прищепками, которые впервые использовала М. Монтессори. В моей работе такие игры применялись с целью: -обучения детей сериации по цвету, величине и т. д.; - формирования у детей навыков счёта количества предметов, звуков и т. п. и соотнесения их с определённым количеством прищепок, которые прикрепляются в различном пространственном расположении: прямо, по кругу, на сторонах квадрата, треугольника и т. д. - для игр с прищепками применяются различные фигуры.





Использование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работеИспользование игр и упражнений в коррекционной работе

Также составляли небольшие рассказы, сказки, что способствовало не только развитию воображения, но и развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Игры с водой. Приведу несколько примеров: -«Шторм в стакане» (игры на дыхания); - «Большой и маленький» (закрепления понятий цвет, форма, величина); -«Разноцветные фигурки»; -«Найди квадрат» и т.п. Также мы с детьми составляли рассказы с плавающими игрушками. Есть интересная серия игрушек , например: «Зоопарк» , в которой игрушки опускаются в воду, а затем приклеиваются к зеркалу. Далее даются различные задания (снимите с зеркала те игрушки название которых начинается со звука «Ж» и т.д.)

Выводы: Используя данное направление работы я убедилась в разумности Марии Монтессори, которая считала, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори просты, не требуют каких-то специальных игрушек. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Это облегчает работу учителя. Все эти игры и упражнения я использую в совместной деятельности с детьми, индивидуально, а также включаю, в учебные занятия, что даёт положительный результат в коррекционной работе с детьми и доказывает эффективность использования данной методики. «Если понаблюдать за трехлетним ребёнком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в своё сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная , могучая сила ведёт ребёнка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком» М. Монтессори.













Список литературы

  1. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. - 339c.

  2. Монтессори М. Руководство к моему методу. М. Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. - 64c.
  3. Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек/ / Просвещение. - 1921. - № 1. - C.125-133.
  4. Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К.Памфиловой //Русская школа за рубежом. - Прага, 1926. - Кн.17. - C.419-424.
  5. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168c.
  6. Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176 с.
  7. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
  8. Монтессори М. Дети - другие. // C о вступительной статьей и комментариями К. Е. Сумнительного. ИД «Карапуз». М. 2004








Государственное бюджетное специальное «коррекционное»

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальное «коррекционное» общеобразовательная школа интернат (VIII вида) №37 Фрунзенского района Санкт-Петербурга









Использование игр и упражнений на основе технологии М. Монтессори в коррекционной работе с учащимися









Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

Кузьмина Вера Михайловна















2014 год



© 2010-2022