- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер - класс «Групповая форма организации учебной работы как фактор саморазвития младших школьников»
Мастер - класс «Групповая форма организации учебной работы как фактор саморазвития младших школьников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сапрыкина Л.И. |
Дата | 28.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Оборудование: мультимедийный проектор
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе); 3) если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему
отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках; 4) нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы:
дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к
работе товарища; 5) овладение умением учащихся необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью; 6) при оценке работы группы следует подчеркивать не столько
ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость,
доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь
общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим
вместе, разных оценок. Результат Если цели групповой работы достигнуты, то можем рассчитывать на получение качественно нового результата, где - каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»; - каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе; -полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам. Результат диагностики по русскому языку 2007 - 2008 г. 4-б класс 2009 - 2010 г. 2-а класс 2010 - 2011 г. 3-а класс УУ УКЗ УУ УКЗ УУ УКЗ 100%
100%
100%
Наблюдается положительная динамика
Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент групповой работы на уроке в 3 классе. Тема «Правописание безударных гласных»
Группы получают задания. 1 группа Алгоритм работы:
- Первый ученик читает предложение, называет пропущенные орфограммы и объясняет какую букву надо писать и почему.
- Учащиеся записы первое предложение.
- Второй ученик читает предложение, называет пропущенные орфограммы и объясняет какую букву надо писать и почему.
- Учащиеся записы второе предложение и т. д.
Карточка Спишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы. Пт…нцы с…дят в гн…зде. Они п…щат. М…лыши х…тят есть. Мама л…тит к ним. Она н…сет ч…рвячка. Птичка сп…шит нак…рмить св…их детей. 2 группа Алгоритм работы:
- Первый ученик комментирует свои слова (вставляет орфограмму, ставит ударение, подбирает проверочное слово). Запись слов.
- Второй ученик комментирует свои слова (вставляет орфограмму, ставит ударение, подбирает проверочное слово). Запись слов.
Задания для всех учащихся. Работа в паре сменного состава Алгоритм работы:
- Первый ученик диктует слово (вставляет орфограмму, ставит ударение, подбирает проверочное слово).
- Второй ученик диктует слово (вставляет орфограмму, ставит ударение, подбирает проверочное слово).
- Взаимопроверка.
- Смена партнера по схеме
7 8
5 6
3 4 1 2 Карточка 1 П…л…сатый Карточка 2 Г…л…сок Карточка 3 З…л…той Карточка 4 К…л…сок
Уважаемые участники! Чему мы учились? Рефлексия. Для оценки моей деятельности воспользуемся педагогической техникой «Незаконченные предложения»: Мне бы хотелось…. У меня возникло… Мне не понравилось… Интересным было… Мастер - класс я хотела бы закончить словами древней мудрости: «У человека к истине есть три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый легкий; путь личного опыта - самый трудный, но самый благородный» Выбирайте сами…
Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы коллективные учебные занятия можно проводить на протяжении всего урока. При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей: При построении учебного сотрудничества детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. поэтому детское сотрудничество следует развивать с той же тщательностью, что и любой другой навык: как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих «ритуалов» до автоматизма невозможно организовать более сложные - свободные и творческие формы совместной работы учащихся. Я вместе с 1-2 детьми у доски показываю на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?...» Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия. Первый опыт организации коллективной работы может быть неудачным: медленный темп работы учащихся, излишний шум, неумение детей работать совместно. Но если работать в системе, то через некоторое время будут видны положительные результаты: более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными умения, более надежными навыки. Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. На уроках чтения некоторые виды работы ребята выполняют в парах. Нужно обращать внимание на то, что, когда дети работают вместе, то результат работы получается более интересными. На первом этапе необходимо научить детей сотрудничать друг с другом при выполнении заданий, умению слушать и слышать друг друга. Например, я организую игру «Снежный ком»: первый ученик называет какое-нибудь слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками и называет свое и т.д. Взаимные диктанты в парах постоянного состава провожу, начиная с 1 класса. Очень часто такой вид работы использую при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Даю тему диктанта (например, тема «Огород», «Школа», «Слова с удвоенной согласной», «Месяцы», «Числительные» и т.д.).
- Запишите по 7 слов на заданную тему. Вначале комментирует ученик, сидящий на первом варианте (называет орфограммы, ставит ударение), затем, свои слова комментирует ученик, сидящий на втором варианте. Затем они обмениваются тетрадями и указывают друг другу ошибки. При несогласии друг с другом обращаются к словарю или к памяткам (такие памятки имеет каждый ученик). Такой же вид работы можно использовать и в практической работе на уроках русского языка. Например, классу дается упражнение, в котором необходимо вставить пропущенные буквы. Учащиеся работают парами (в нашем УМК заданий для работы в парах очень много). Первым предложение по учебнику читает сильный ученик, называет пропущенные орфограммы и объясняет какую букву нужно писать и почему. После этого оба ученика записывают предложение. Затем в той же последовательности ведет пояснение второй ученик, и так до тех пор, пока оба не выполнят упражнение. Очень удобно работать в парах при проверке домашнего задания по чтению. Спросить всех детей мы не имеем возможности, а при работе в паре каждый ребенок имеет возможность почитать несколько минут. На уроке русского языка работа в динамических парах провожу и с диктантами. Сначала заготавливаю разные тексты диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке: один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет; затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет; потом каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант; открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе); допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок; каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок, снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и, подняв руку «сигнализируют» об окончании работы. У каждого на парте карточка со словом с двумя безударными гласными в корне слова. Надо записать слово в тетрадь, поставить ударение, подобрать два проверочных слова. Затем взаимопроверка в парах и смена партнера по схеме. Новые пары обмениваются карточками со словами, записывают и проверяют новое слово и т.д. Таким образом, отрабатывается алгоритм проверки и объяснения. На уроках групповой работы детям можно и нужно делать то, что на других уроках не разрешается, - двигаться, ходить по классу, подсказывать и слушать подсказки. Они учатся помогать друг другу и обращаться друг к другу за помощью. Это поддерживает интерес ребенка к уроку, вызывает желание учиться.