Роль народной песни в воспитании

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История человечества предстает как череда поколений, как межпоколенная трансляция социального опыта, то и история народного творчества тоже складывается из исторической преемственности его поколений, основана на механизме трансляции, передачи этнического опыта, константных характеристик этносов, представленных компонентами и структурой этнического социума. Этот процесс можно определить как «социализацию этносов». Тысячелетний опыт функционирования традиционной этнической социализации позволил объективно отобрать наиболее эффективные средства воздействия на личность. Наличие сознательного элемента в народном педагогическом творчестве подтверждается поражающей воображение дифференциацией факторов и средств, связанных с формированием вполне определенных черт совершенной личности у каждой этнической группы.

Постижение самобытности внутреннего мира, всего контекста образа жизни этнической группы возможно только на основе глубокого проникновения в живую плоть его педагогических традиций. То же самое можно сказать и о формировании нравственных принципов представителей любого из этносов: оно реализуемо только на основе традиционной этнической системы воспитания; разгадка сложнейших этнических загадок чаще всего в особенностях этой системы. Необходимо анализировать не отдельные приемы народной педагогики, а рассматривать этническую педагогическую систему как целостный процесс, представляющий естественное единство со всей многообразной жизнью народа.

Поэтому правомерно специальное рассмотрение активного взаимодействия таких важнейших факторов народного воспитания как природа, труд, общение, быт, искусство, детская этническая среда, пример-идеал и средств традиционной педагогики как праздники, обряды, мифы, сказки, пословицы, поговорки.

Музыка как искусство основано на символических средствах, которые являются оптимальными для формирования теоретического мышления. Педагогический потенциал музыки как средства патриотического воспитания заключен в символической природе искусства в целом. Пути достижения развивающего эффекта символических средств подробно исследованы психологами. Исходя из этого, мы рассматриваем символическую природу средств народной музыки как фактор личностного развития школьника. Роль музыкального искусства в патриотическом воспитании изучались специалистами в области музыкального воспитания: Ю.Б.Алиевым, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевским. Основополагающим является положение Д.Б.Кабалевского, в соответствии с которым задачей музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования является «не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» . Народной музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики О.А.Апраксина, НЛ.Брюсова, Н.А.Ветлугина, Г.С.Виноградов, Н.П.Гродзенская, В.А.Дышлевская, М.А.Румер, В.Н.Шацкая и др. В частности, Н.Я.Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни»

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь человека: календарные праздники годового земледельческого круга, полевые работы, рождение, свадьбу ,смерть.

Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (протяжная песня) и инструментальные.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением этической, эстетической, педагогической идей. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не, только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песня -это уже более развернутая форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению необходимо учить, а оно, в свою очередь, учит прекрасному и доброму. Песня - сложная форма народного поэтического творчества и являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Воспитание и формирование юного музыканта должно быть комплексным, оно должно включать и шедевры мировой классики, и многовековую мудрость народной музыки, и современную эстраду. Когда ученик знаком с огромным музыкальным миром у него есть возможность полноценно использовать накопленный опыт.


© 2010-2022