Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Планета знаний

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования; требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОШ №15» г. Салавата; авторской программой Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова «Окружающий мир» и ориентирована на работу по УМК «Планета знаний». Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования - формировать универсальные учебные действия (общие учебные умения, обобщённые способы действий, ключевые умения), обеспечивающие готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». Общая характеристика учебного предмета. Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практикооориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов. Целью изучения предмета является: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач: 1)систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире; 2)формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; 3)знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); 4)социализировать ребенка; 5)развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); 6)воспитывать внимательность, наблюдательность и любознательность; 7)формировать самостоятельную познавательную деятельность; 8)воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей. Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания окружающего мира в начальной школе в направлении интеграции знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие и гуманистические ценности. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 летнего возраста целостного представления о мире и месте человека в нём. В курс изучения "Окружающего мира» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Место учебного предмета в учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов.

Класс

Количество часов

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого за год

3

21

25

22

68
Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» Личностные У учащихся будут сформированы: понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы; ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека; осознание своей этнической принадлежности; чувство гордости свою Родину; могут быть сформированы: осознание себя как гражданина России; уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию; понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями. Метапредметные Регулятивные Учащиеся научатся: понимать цель познавательной деятельности; планировать свои действия при выполнении заданий учебника; осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий. Учащиеся могут научиться: самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий; самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности). Предметные Человек и природа Учащиеся научатся: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; объяснять, что такое экология; понимать, что такое горизонт, линия горизонта; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы; рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе; устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы; характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан); объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер; рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования; характеризовать органы растений и животных и их значение; характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных; различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы; рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны; характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции; выполнять основные правила личной гигиены; проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты. Учащиеся получат возможность научиться: различать существенные и несущественные признаки; приводить примеры физических и химических явлений природы; рассказывать об использовании энергии воды и ветра; рассказывать о четырех царствах живой природы; рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени; рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека; объяснять особенности питания и дыхания растений; характеризовать условия прорастания семян; рассказывать о предках культурных растений и домашних животных; приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе; выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Человек и общество Учащиеся научатся: характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты; рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны; описывать устройство города, жизнь и быт горожан; различать символы государства; показывать на политической карте РФ столицу России - город Москву; описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении; характеризовать главный закон страны; рассказывать об устройстве нашего государства; раскрывать основные права и обязанности ребенка. Учащиеся получат возможность научиться: узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев; устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона; рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края; рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города; объяснять историю происхождения и развития основных символов государства; приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами. Познавательные Учащиеся научатся: доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов; сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам; находить необходимую информацию в учебнике; получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы; моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную на исторической карте. Учащиеся могут научиться: получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой; самостоятельно моделировать некоторые природные процессы. ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); сравнивать исторические события. Коммуникативные Учащиеся научатся: выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях; совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы. Учащиеся могут научиться: распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов. Основное содержание программы Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами: Природа вокруг нас Окружающая человека среда. Экология - наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества. Вода, воздух, горные породы и почва Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан - естественные водоёмы; пруд, водохранилище - искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух - необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы - плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. О царствах живой природы Четыре царства живой природы - растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Человек Человек - часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно - двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент. Человек в обществе Народы, живущие на территории России, Башкортостан. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва - столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

Требования к уровню подготовки учащихся

по данной учебной программе Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений: - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, учиться планировать учебную деятельность на уроке; - высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике); - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); Познавательные универсальные учебные действия: - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; - добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»); - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Коммуникативные универсальные учебные действия: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - вступать в беседу на уроке и в жизни; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений.

  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  • различать наиболее распространенные растения (5-6);
  • различать наиболее распространенных животных (7-8);
  • проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
  • устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
  • приводить примеры положительного и отрицательного отно­шения человека к природе;
  • оценивать свое поведение в природе;
  • выполнять правила поведения в природе; находить на карте город (село), в котором они живут; рассказывать о главных символах государства; рассказывать о символах своего города; рассказывать о главных достопримечательностях своего го­рода;
  • рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.

Оценка достижений планируемых результатов освоения

учебной программы Личностные результаты третьеклассников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:

  1. в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;
  2. в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):
-оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений; -оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры); -психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей). Оценка предметных результатов. Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов - промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки - портфеля достижений (или другой формы, принятой в образовательном учреждении). Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки начальной школы являются итоговые комплексные работы. При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме портфеля достижений. Достижения опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. Анализ достижений учащихся включает: - текущую успеваемость обучающихся; - динамику личных достижений в освоении предметных учений; - активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности.

Нормы оценки знаний учащихся

Основная цель контроля по предмету «Окружающий мир»- проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по предмету оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

Отметка"5" - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Отметка "4"- ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Отметка "3" - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Отметка "2" - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Тест

Отметка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий.

Отметка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий.

Отметка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий.

Отметка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.

Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:

Ошибки: неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной; неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса; неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам; незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение; неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.

Недочёты: преобладание при описании объекта несущественных признаков; неточности в определении назначения прибора, его использование; неточности при нахождении объектов на карте.







Тематическое планирование
№ Дата проведения Тема Примеча ние план факт 1 триместр «Природа вокруг нас» (8 ч)

02.09
Что нас окружает
04.09
Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»
09.09
Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»
11.09
Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу
16.09
Ориентирование по компасу и местным признакам
18.09
Экскурсия «Ориентирование на местности»
23.09
Явления природы
25.09
Свойства тел и веществ
«Вода, воздух, горные породы и почва» (16 ч)
30.09
Свойства воды в жидком состоянии
02.10
Вода-растворитель
07.10
Свойства льда, снега и пара
14.10
Родники
16.10
Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище). Водоемы Башкортостана.
21.10
Облака, роса, туман, иней, изморозь
23.10
Круговорот воды в природе
28.10
Использование и охрана воды
30.10
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха
04.11
Свойства воздуха
06.11
Ветер
11.11
Охрана воздуха
13.11
Горные породы
2 триместр
25.11
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк). Полезные ископаемые в Башкортостане.
27.11
Использование, добыча и охрана полезных ископаемых
02.12
Почва
«О царствах живой природы» (16 ч)
04.12
Четыре царства живой природы
09.12
Строение растений
11.12
Разнообразие растений
16.12
Дикорастущие и культурные растения. Растения Башкортостана.
18.12
Жизнь растений
23.12
Размножение и развитие растений
25.12
Развитие растения из семени
30.12
Охрана растений
13.01
Строение животных
15.01
Разнообразие животных. Животные Башкортостана.
20.01
Домашние и дикие животные
22.01
Как животные воспринимают мир
27.01
Передвижение и дыхание животных
29.01
Питание животных
03.02
Размножение и развитие животных Охрана животных
05.02
Грибы и бактерии
«Человек» (10 ч)
10.02
Человек - часть живой природы
12.02
Кожа - первая «одежда»
17.02
Скелет
19.02
Мышцы
24.02
Кровеносная система
26.02
Дыхание

3 триместр

09.03
Питание и выделение
11.03
Органы чувств
16.03
Нервная система
18.03
Эмоции и темперамент
«Человек в обществе» (18 ч)
23.03
Народы нашей страны, Башкортостана.
25.03
Традиции народов нашей страны, Башкортостана.
30.03
Путешествие по ленте времени
01.04
Города и сёла
06.04
Названия городов
08.04
Кремль - центр города
20.04
Улицы города
22.04
Герб - символ города
27.04
Памятные места городов
29.04
Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»
04.05
Современный город
06.05
Москва - столица России
11.05
Что такое государство
13.05
Конституция - основной закон нашей страны
18.05
Права ребёнка
20.05
Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России
25.05
Государственный гимн России
27.05
Государственные награды

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Книгопечатная продукция Учебники и учебные пособия:
  • Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» 1,2 части для учащихся 3 класса, ООО «Астрель», 2013 г.
  • Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов Рабочие тетради 1,2 части. ООО «Астрель», 2013г.
  • Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир»: методические рекомендации, тематическое планирование. /М.: АСТ: Астрель, 2013г.
Дополнительная литература:
  • Е.В. Григорьева. Природа Южного Урала. Учебное пособие для 1 - 4 классов. - Челябинск: ЮУКИ, 2010г.
  • Е.В. Кучеров «Природа Башкортостана», Уфа: Китап, 2009
  • А.А.Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение - 2011 .-222с.
  • А.А. Плешаков «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение - 2010 .-224с.
  • А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение - 2011.- 160 с.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс (Диск CD-ROM). Интернет-ресурсы
  • Архив учебных программ и презентаций rusedu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации: viki.rdf.ru/
  • Методический центр NUMI.RU. numi.ru/
  • Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовые звуки,сигналы и много другое): tatarovo.ru/
  • Сеть творческих учителей it-n.ru/
  • Сайт для учителя uroki.net/
  • Сайт учителей начальной школы nachalka.com/
  • Портал компании «Кирилл и Мефодий» km.ru
  • Сеть творческих учителей it-n.ru/
  • Учительский портал: uchportal.ru/
  • Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" festival.1september.ru/
  • Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": bigpi.biysk.ru/
  • Энциклопедия комнатных и садовых растений: sad.zeleno.ru/
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
  • Муляжи овощей, фруктов.
  • Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
  • Предметы ухода за растениями, животными.
Натуральные объекты
  • Коллекции плодов и семян растений, полезных ископаемых.
  • Гербарии культурных и дикорастущих растений.
  • Живые объекты (комнатные растения).
Технические средства обучения
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц (магниты).
  • Персональный компьютер .
  • Проектор, экран, веб-камера.
  • Сканер, принтер, ксерокс.




© 2010-2022