• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Технологическая карта урока по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»




Технологическая карта урока

по теме «Дружба»

по предмету «Основы светской этики»

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»











Составитель:


Губанова Н.В. учитель начальных классов

МКОУ СОШ №3 г. Михайловск







2014г.


Предмет: ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Базовый учебник: ОРКСЭ «Основы светской этики» 4-5 класс, изд. Просвещение, Москва, 2010 год Тема: «Дружба» Аннотация: Данный урок является четырнадцатым в модуле «Основы светской этики» Технологии: личностно - ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельностный подход. При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: синквейн, кластер «Дружба» Цель: формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы. Задачи: Образовательные: дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу. Развивающие: научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения; Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними. Тип урока - изучение и первичное закрепление нового материала. Оборудование: учебники, тетради, карточки с заданиями, картинки сказочных персонажей, карточки со словами, фонограмма песни «Настоящий друг» (сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского), толковый словарь С.И.Ожегова, презентация. Критерии достижения: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; доброжелательное и эмоционально-нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей.
Планируемые образовательные результаты Предметные: понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека Метапредметные: произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме общий прием решение задач

способность к анализу и синтезу информации

Регулятивные: способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке

самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

контролировать и оценивать свои действия

Коммуникативные: умение работать в команде

понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные: формирование у учащихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений,роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга. Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве

Методы: проблемно - поисковый, словесный Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка. Оборудование: учебник по ОРКСЭ М. Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс, «Словарь современного русского языка» Ожегова, карточки с пословицами, аудиозапись для физкультминутки, презентация, плакат «Дерево дружбы»; рисунок ладоней детей класса

Основные понятия, изучаемые на уроке: друг, дружба, друзья, приятель, товарищ, доверие, доверительные отношения, обида, ссора, прощение.

Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, экран, электронная презентация









Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

(Формируемые УУД)

I. Организационный момент. Учитель приветствует детей. -Мне бы хотелось, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Успехов вам и удачи! - Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.






Дети поднимают карточку - «настроение» в виде разных смайликов.

КоммуникативныеУУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем

II. Сообщение темы и цели урока - «вызов» - Ребята, тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете песню.



-Какая же тема нашего урока? -На какие вопросы мы сегодня должны получить ответы? - Откройте стр. 32 и давайте прочитаем, правильно ли мы определили тему и цели урока? ( дети читают)

Что мы сейчас делали? (планировали свою деятельность)
Учащиеся слушают песню «Настоящий друг», сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского. Когда учащиеся песню прослушают, рассказывают о чём поётся в песне. Ключевое слово ДРУЖБА.
Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. По ходу учитель помещает на доску схематический план урока: Что такое дружба? Настоящий друг- кто он? Кто такие : друг? Приятель? Товарищ?

Познавательные УУД: «извлечение» необходимой информации из текста песни

Личностные УУД: самоопределение

- смыслообразование

Познавательные УУД: целеполагание

- понимание информации, представленной в неявном виде

- принятие и сохранение учебной задачи

РегулятивныеУУД: планирование своих действий

III. Изучение нового учебного материала.




1.Работа с текстом учебника, с.32

2. Работа с толковым словарем.

3. Работа с учебником.

4. Беседа с опорой на жизненный опыт.



- Давайте послушаем стихотворение «Что такое дружба?»














- Как вы поняли из стих-ия, что такое дружба? Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Все версии записываются на доске в виде кластера «Дружба» (Приложение № 1) Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». - Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь» - Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения). - А вот такое определение «дружбы» можно прочитать в Толковом словаре В.И.Даля : «Дружба - это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении»

- Найдите в толковом словаре Ожегова определение слову ДРУГ. Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?

- Общность интересов?

- Привязанность?
- Поработайте с учебником с.32-33 и найдите отличительные черты дружбы по рядам: - 1 ряд избирательность, 2ряд - бескорыстность, 3ряд - общность интересов и взаимная симпатия.
- Какие слова вы связываете со словом «дружба»? Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами. - А зачем человеку друг? - Кто может быть вашим другом?








Работа в группах. -Очень часто в речи мы слышим слова друг, приятель, товарищ. -Чем отличаются эти слова? (Каждой группе предлагается найти в словаре определения и значение этих слов.) -Какой вывод можно сделать?


Хорошо подготовленная ученица читает стихотворение:

« Что такое дружба?»

Спросила я у птицы.

-Это, когда коршун

Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:

« Что такое дружба?»

- Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

« Дружба что такое?»

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,

Вместе играют.

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!


Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «ДРУЖБА».












Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь.





Дети отвечают на вопросы, объясняя, как они понимают эти определения.

Дети работают в парах. Высказывают свое мнения, подтверждая строками из текста











Ответы детей. • Друг - это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней; • друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; • друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; • друг - это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо.
Ответы детей. Работа в группах со словарями.


Вывод: Друг один, а товарищей и приятелей может быть много.

Познавательные УУД: - сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- подведение под понятие

- интерпретация и обобщение информации

- извлечение необходимой информации из текстов

- анализ и объяснение понятий

- сравнение понятий

- формулировка выводов на основе анализа объектов

РегулятивныеУУД: -в ыполнение пробного действия

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей

КоммуникативныеУУД:

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

- учет разных мнений

- аргументация своего мнения

- достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные УУД: - смыслообразование

IV. Практическое закрепление. Игровое упражнение. Ученики встают в круг. Учитель просит их взять по одной картинке(сказочные герои). Учитель дает задание детям: - Найти «себе пару» и стать рядом.
Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: Почему твой герой не нашел себе пару? Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей. Обсуждение. - Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения? - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки? Что такое дружба? Каждый знает. Может быть и спрашивать смешно. Ну, а все же, что обозначает Это слово? Значит что оно? -Я предлагаю расшифровать слово дружба необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба. Д-доверие, доброта, доброжелательность Р-радость У-уважение, ум, уверенность Ж-жизнь, желание Б-борьба, благодушие А-активность, аккуратность

Дети действуют по инструкции учителя.

Ответы детей.

Каждой группе выдается по одной букве.

Буквы размещают на доске, группы проговаривают подготовленные слова.

КоммуникативныеУУД:

- адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач

Личностные УУД: - осознание ответственности за общее дело

VI. Закрепление изученного материала.



1.Анализ проблемной ситуации


2.Работа в микрогруппах


- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. - Предлагаю вам послушать притчу, которая называется «Поступок друга» (Приложение № 2) - С каким вопросом обратился человек к учителю? - Что посоветовал мудрец? - Как вы считаете, кого нужно выбирать себе в друзья? Как это выяснить?

- У кого из вас есть настоящие друзья?

Почему вы считаете их настоящими?

- А сейчас вновь поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист со словами, обозначающими нравственные качества личности. Прочитайте, обсудите и распределите их на два столбика « Что мешает дружбе» «Что помогает дружбе» (Приложение №3)

- Какими качествами, по вашему мнению, обладает настоящий друг?

- А должны ли вы сами обладать этими качествами? Почему?

- Действительно, не зря народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга - это только половина дела: нужно ещё и самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим и настоящим другом?



Учащиеся слушают.


Ребята отвечают на вопросы.

Выражают свое мнение, учитывают другие точки зрения.




Учащиеся объединяются и работают в микрогруппах.




Читают свои слова. Учащиеся высказывают свои мнения.





- осознание ответственности за общее дело

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации из текстов

- формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций

- осуществление синтеза, составление целого из частей

- подведение под понятие

- построение логической цепи рассуждений, доказательство

РегулятивныеУУД: - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

КоммуникативныеУУД:

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

- использование критериев для обоснования своего суждения

- достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе

- определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил

Личностные УУД:

- формулировка выводов

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

- сопоставление положительных и отрицательных поступков людей

- осознание ответственности за общее дело

V. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
- Составьте синквейн по нашей теме урока. Лучший вариант я размещу на доске:

- Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения:

Получили ли вы ответы на поставленные в начале урока?

Закончите предложения:

Я понял на уроке…

Я думаю, что… - Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали. А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Ребята составляют свои синквейны.

Дружба.

Настоящая, лживая.

Создается, укрепляется, разрушается.

Улей дружбой крепок.

Друг.

Учащиеся оценивают свою работу.

РегулятивныеУУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

КоммуникативныеУУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

- формулирование и аргументация своего мнения

- использование критериев для обоснования своего суждения

Личностные УУД:

- формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований VI. Домашнее задание

Взять интервью у родителей на тему: «Невыдуманные истории о дружбе»





































Приложение № 1

дружба

Приложение № 2

ПОСТУПОК ДРУГА.

Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:

- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?

- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.

- Конечно, - ответил человек.

- Тогда подойди к нему и спроси прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.

- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?

- Не держать обиды,- сказал учитель.






Приложение № 3

Разбейте слова на два столбика

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ МЕШАЕТ ДРУЖБЕ

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________



© 2010-2022