- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка 4 класс по теме Глаголы - исключения
Конспект урока русского языка 4 класс по теме Глаголы - исключения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Краева С.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Русский язык Класс: 4 В класс (УМК Школа России) Учитель Краева С.А.
ТЕМА Глаголы - исключения.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Цель: Познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о глаголах - исключениях.
Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.
Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.
Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной. Прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы:
- Учебник «Русский язык» авторы Т.Г. Рамзаева
- тетрадь
- карточки с заданиями
- памятка-стихотворение
Этапы урока
Деятельность учителя и учеников. I Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности ) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой. Мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха на уроке, плодотворной и эффективной работы.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
Цель: -актуализировать знания по теме глагол
Игра «Путаница»
Вы должны собрать слова, переставив буквы в правильном порядке.
Строит терпит едет лечит дышит бреет
Оиттср еиттрп тдее тчлие ыиштд реетб
-Какие слова у вас получились? (глаголы, отвечают на вопрос что делает?)
-Что вы знаете про глагол? (обозначает действие, имеет три формы времени, бывает 1 и 2 спряжения, в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и по числам, а в прошедшем времени по родам и числам.)
-Как определить спряжение глагола? (Поставить глагол в неопределённую форму: если глагол на -ить, то это 2 спр., все остальные глаголы -1спр. или поставить глагол в 3 лицо мн. число : если окончание -ат, -ят --2 спр.; если -ут, -ют-- 1 спр.)
Запишите в тетрадь глаголы выделите окончания, подберите начальную форму и форму 3 лица, множ. числа, определите их спряжение.
III. Проблемное объяснение нового знания. Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы .
- Объясните свой выбор. Строит - строить, строят -2 спр. Терпит - терпеть, терпят ? Едет - ехать, едут - 1 спр. Дышит - дышать, дышат - ? спр. Лечит -лечить, лечат - 2 спр. Бреет - брить, бреют - ?
У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.
- Какой можно сделать вывод?
(не все глаголы относятся к правилу, какое- то другое правило существует и т.д.) (Значит, есть особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это - исключения из правил)
- Какова цель нашего урока?
-Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями. -Назовите тему нашего урока. «Глаголы - исключения»
(Учитель читает стихотворение и появляются глаголы - исключения).
Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на "е" спрягать нельзя.
Распределим глаголы, учитывая суффикс перед -ТЬ:
-ЕТЬ: Смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
-АТЬ: гнать, дышать, держать, слышать.
ОНИ относятся к I спряжению
-ИТЬ: брить, стелить - ко II спряжению. -Мы создали с вами карту - помощницу.
-Как вы думаете, почему она так называется?
Проверим свои выводы, обратимся к правилу учебника стр. 99
- Сколько глаголов - исключений на -ать? Назовите их.
-Сколько на -еть? Назовите их.
Сколько на -ить? Назовите их.
-Давайте теперь попробуем определить спряжение глаголов ДЫШИТ, ТЕРПИТ, БРЕЕТ. - -- -Обоснуйте свой ответ.
Физкультминутка.
Цель: отдых
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
IV.Первичное закрепление.
Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. -Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.
1 Задание на доска(устно) Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор. Писать, дышать, бежать, читать Гореть, смотреть, петь, лететь Ходить, чистить, стелить, купить
2 Задание. Проспрягайте глаголы - исключения. 1 ряд 2 ряд 3 ряд Смотреть слышать стелить (Проверка на доске) - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
V.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки Задание. (на карточке) -Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится ? - Вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. Мягко стел_т, да жестко спать. В чужом глазу соринку вид_т, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обид_т никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слыш_т, а душа.
(Проверка: по эталону на доске.)
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Цель: Организовать выполнение типов заданий, где используется новый способ действия
-А теперь поработаем над закреплением полученных знаний. Упр 480
VII. Итог урока (Рефлексия учебной деятельности на уроке ) Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись? Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? Рифмованное стихотворение. Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на -Е спрягать нельзя!
- Оцените свою работу. (зеленые листочки - отлично; желтые - хорошо, красные - материал урока не понял.)
VII Домашнее задание
Выучить стихотворение. Правило с 99 упр. 481