Конспект урока русского языка 4 класс по теме Глаголы - исключения

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Русский язык Класс: 4 В класс (УМК Школа России) Учитель Краева С.А.

ТЕМА Глаголы - исключения.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Цель: Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о глаголах - исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

- Учебник «Русский язык» авторы Т.Г. Рамзаева

- тетрадь

- карточки с заданиями

- памятка-стихотворение

Этапы урока

Деятельность учителя и учеников. I Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности ) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой. Мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха на уроке, плодотворной и эффективной работы.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.


II. Актуализация знаний.

Цель: -актуализировать знания по теме глагол

Игра «Путаница»

Вы должны собрать слова, переставив буквы в правильном порядке.

Строит терпит едет лечит дышит бреет

Оиттср еиттрп тдее тчлие ыиштд реетб

-Какие слова у вас получились? (глаголы, отвечают на вопрос что делает?)

-Что вы знаете про глагол? (обозначает действие, имеет три формы времени, бывает 1 и 2 спряжения, в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и по числам, а в прошедшем времени по родам и числам.)

-Как определить спряжение глагола? (Поставить глагол в неопределённую форму: если глагол на -ить, то это 2 спр., все остальные глаголы -1спр. или поставить глагол в 3 лицо мн. число : если окончание -ат, -ят --2 спр.; если -ут, -ют-- 1 спр.)

Запишите в тетрадь глаголы выделите окончания, подберите начальную форму и форму 3 лица, множ. числа, определите их спряжение.


III. Проблемное объяснение нового знания. Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы .
- Объясните свой выбор. Строит - строить, строят -2 спр. Терпит - терпеть, терпят ? Едет - ехать, едут - 1 спр. Дышит - дышать, дышат - ? спр. Лечит -лечить, лечат - 2 спр. Бреет - брить, бреют - ?

У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.

- Какой можно сделать вывод?

(не все глаголы относятся к правилу, какое- то другое правило существует и т.д.) (Значит, есть особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это - исключения из правил)

- Какова цель нашего урока?

-Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями. -Назовите тему нашего урока. «Глаголы - исключения»

(Учитель читает стихотворение и появляются глаголы - исключения).

Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на "е" спрягать нельзя.

Распределим глаголы, учитывая суффикс перед -ТЬ:

-ЕТЬ: Смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

-АТЬ: гнать, дышать, держать, слышать.

ОНИ относятся к I спряжению

-ИТЬ: брить, стелить - ко II спряжению. -Мы создали с вами карту - помощницу.

-Как вы думаете, почему она так называется?

Проверим свои выводы, обратимся к правилу учебника стр. 99

- Сколько глаголов - исключений на -ать? Назовите их.

-Сколько на -еть? Назовите их.

Сколько на -ить? Назовите их.

-Давайте теперь попробуем определить спряжение глаголов ДЫШИТ, ТЕРПИТ, БРЕЕТ. - -- -Обоснуйте свой ответ.

Физкультминутка.

Цель: отдых

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)


IV.Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. -Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1 Задание на доска(устно) Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор. Писать, дышать, бежать, читать Гореть, смотреть, петь, лететь Ходить, чистить, стелить, купить

2 Задание. Проспрягайте глаголы - исключения. 1 ряд 2 ряд 3 ряд Смотреть слышать стелить (Проверка на доске) - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.


V.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки Задание. (на карточке) -Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится ? - Вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. Мягко стел_т, да жестко спать. В чужом глазу соринку вид_т, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обид_т никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слыш_т, а душа.

(Проверка: по эталону на доске.)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.


VI. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Цель: Организовать выполнение типов заданий, где используется новый способ действия

-А теперь поработаем над закреплением полученных знаний. Упр 480


VII. Итог урока (Рефлексия учебной деятельности на уроке ) Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись? Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? Рифмованное стихотворение. Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на -Е спрягать нельзя!

- Оцените свою работу. (зеленые листочки - отлично; желтые - хорошо, красные - материал урока не понял.)

VII Домашнее задание

Выучить стихотворение. Правило с 99 упр. 481



© 2010-2022