- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер-класс Пути развития самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности
Мастер-класс Пути развития самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савенкова Л.С. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Мастер-класс»: по теме «Пути развития самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности»
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Савенкова Лилия Степановна Цель: распространение опыта работы по внедрению самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности.
План проведения:
-
Актуализация выбора темы.
-
Практическая часть.
-
Рефлексия.
Ход мастер-класса
1. Актуальность темы.
Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач школы является формирование самостоятельной, творческой личности, которая будет востребована и сможет реализоваться в любой сфере жизнедеятельности. Ее решение предполагает развитие у школьника желания, способности и умения проявить инициативу, нестандартность мышления, готовность адаптироваться в постоянно-меняющихся социально-экономических условиях.
Коротко о понятии «самостоятельность».
Самостоятельность в энциклопедических изданиях также определяется как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Отправной точкой служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать,- это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.
10% того, что слышит 50% того, что видит 90% того, что делает сам
Воспитание данных характерных черт самостоятельности у младших школьников наиболее ярко будет осуществляться во внеурочной деятельности. Одной из целей Программы внеурочной деятельности: «Школьный театр «Петрушка», является развитие творческой самостоятельности и инициативы учащихся.
Моя главная задача состоит в том, чтобы в процессе обучения постепенно формировать у школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике. И потому я ставлю перед собой такую цель, как формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся. Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:
-
создать условия для самостоятельной работы;
-
вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
-
обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
-
предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).
В процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая - наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть!»
Вторая цель - это и есть собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования «надо»: «Надо играть так, а не иначе!»
Третья цель связана с процессом выполнения игровой задачи, что составляет творчество и одновременно выдвигает третий принцип - «Могу!»
С помощью такой трехступенчатой мотивации «хочу! - надо! - могу!» игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.
В работе активно использую игры для формирования самостоятельности и развития артистических способностей.
Например: Игра "Веселые мартышки".
Ведущий читает стихотворение, а дети должны изобразить то, о чем в нем говорится.
«Круг» Встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
Благодаря таким играм приобщаю своих учеников к театральной деятельности, стараюсь дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театральной деятельности.
Сегодня я вам покажу фрагмент занятия внеурочной деятельности детского объединения «Школьный театр «Петрушка» для обучающихся 4класса.
Выполнение кукол своими руками - наилучший способ познания о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
Превращается рука
И в котёнка и щенка
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант - и всё в порядке!
В. Берестов
2. Практическая часть.
Тема занятия: «Порядок изготовления кукольного персонажа из перчатки (клоун)».
Цель: Ознакомление с процессом изготовления кукольного клоуна из перчатки.
Задачи: Обучающие: познакомить с этапами работы над выполнением изделия.
Развивающие: развивать творческие возможности детей, эстетический вкус, мелкую моторику пальцев.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, вызывать положительные эмоции у ребёнка к творческой деятельности.
Оборудование: Перчатка, кружево или лента, клей, ножницы, цветная бумага, игла, нитки, презентация.
Ход работы: Показ клоуна (слайд №3 )
-
Для работы нам необходимы : Перчатка, кружево или лента, клей, ножницы, цветная бумага, игла, нитки, (слайд №4 )
-
Пришиваем к перчатке три пуговицы. (слайд №5 )
-
Для головы возьмём футляр от киндер-сюрприза или крышку от флакона. Делаем из цветной бумаги колпак. К колпаку приклеиваем локоны. (слайд №6 )
-
Наклеим заготовки из бумаги для глаз, носа, рта с весёлой улыбкой. (слайд №7)
-
Делаем жабо. Для этого кружево или ленту стягиваем ниткой (слайд №8 )
-
Надеваем на указательный и средний пальчик жабо, а затем голову клоуна. (слайд №9)
-
Клоун готов. (слайд №10-11)
- Понравилась ли вам выполненная работа?
- В чем были трудности?
- Почувствовали вы себя народными умельцами?
- Как вы думаете, что нужно ещё сделать? (Дать имя своему клоуну).