Мастер-класс Пути развития самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мастер-класс»: по теме «Пути развития самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Савенкова Лилия Степановна Цель: распространение опыта работы по внедрению самостоятельности младшего школьника во внеурочной деятельности.

План проведения:

  1. Актуализация выбора темы.

  2. Практическая часть.

  3. Рефлексия.

Ход мастер-класса

1. Актуальность темы.

Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке, обусловливают актуальность проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач школы является формирование самостоятельной, творческой личности, которая будет востребована и сможет реализоваться в любой сфере жизнедеятельности. Ее решение предполагает развитие у школьника желания, способности и умения проявить инициативу, нестандартность мышления, готовность адаптироваться в постоянно-меняющихся социально-экономических условиях.

Коротко о понятии «самостоятельность».

Самостоятельность в энциклопедических изданиях также определяется как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Отправной точкой служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать,- это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что они этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо.

Древняя поговорка Услышал - забыл Увидел - запомнил Сделал - понял Усвоение информации учащимся:
10% того, что слышит 50% того, что видит 90% того, что делает сам

Воспитание данных характерных черт самостоятельности у младших школьников наиболее ярко будет осуществляться во внеурочной деятельности. Одной из целей Программы внеурочной деятельности: «Школьный театр «Петрушка», является развитие творческой самостоятельности и инициативы учащихся.

Моя главная задача состоит в том, чтобы в процессе обучения постепенно формировать у школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике. И потому я ставлю перед собой такую цель, как формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся. Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создать условия для самостоятельной работы;

  • вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;

  • обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;

  • предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

О самостоятельной деятельности учащихся много говорят и пишут. А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. Самостоятельное добывание знаний, усвоение новых знаний не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Моя задача заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Здесь я обращаю внимание на содержание и объем самостоятельной работы, которую предлагаю на каждом этапе, работу строю так, чтобы она была посильной для учащихся. На первых порах у учащихся формирую простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы, который сопровождается четким объяснением. Для самостоятельной работы предлагаю такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым правилам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся. В организации самостоятельной работы учитываю, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществляю это путем дифференцированного подхода к учащимся. Работая в группе, сочиняем сказки по изготовленным работам. В конце каждого занятия подводим итог: Для чего выполняли работу? Где можно применить? Чему научились? Достигло ли цели наше занятие? Внеурочная деятельность с точки зрения учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение. Наиболее эффективным средством в развития самостоятельности является игра. Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности.

В процессе игры у детей возникают три вида целей.

Цель первая - наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть!»

Вторая цель - это и есть собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует в виде требования «надо»: «Надо играть так, а не иначе!»

Третья цель связана с процессом выполнения игровой задачи, что составляет творчество и одновременно выдвигает третий принцип - «Могу!»

С помощью такой трехступенчатой мотивации «хочу! - надо! - могу!» игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.

В работе активно использую игры для формирования самостоятельности и развития артистических способностей.

Например: Игра "Веселые мартышки".

Ведущий читает стихотворение, а дети должны изобразить то, о чем в нем говорится.

«Круг» Встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

Благодаря таким играм приобщаю своих учеников к театральной деятельности, стараюсь дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театральной деятельности.

Сегодня я вам покажу фрагмент занятия внеурочной деятельности детского объединения «Школьный театр «Петрушка» для обучающихся 4класса.

Выполнение кукол своими руками - наилучший способ познания о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

Превращается рука

И в котёнка и щенка

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант - и всё в порядке!

В. Берестов


2. Практическая часть.


Тема занятия: «Порядок изготовления кукольного персонажа из перчатки (клоун)».

Цель: Ознакомление с процессом изготовления кукольного клоуна из перчатки.

Задачи: Обучающие: познакомить с этапами работы над выполнением изделия.

Развивающие: развивать творческие возможности детей, эстетический вкус, мелкую моторику пальцев.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, вызывать положительные эмоции у ребёнка к творческой деятельности.

Оборудование: Перчатка, кружево или лента, клей, ножницы, цветная бумага, игла, нитки, презентация.

Ход работы: Показ клоуна (слайд №3 )

  1. Для работы нам необходимы : Перчатка, кружево или лента, клей, ножницы, цветная бумага, игла, нитки, (слайд №4 )

  2. Пришиваем к перчатке три пуговицы. (слайд №5 )

  3. Для головы возьмём футляр от киндер-сюрприза или крышку от флакона. Делаем из цветной бумаги колпак. К колпаку приклеиваем локоны. (слайд №6 )

  4. Наклеим заготовки из бумаги для глаз, носа, рта с весёлой улыбкой. (слайд №7)

  5. Делаем жабо. Для этого кружево или ленту стягиваем ниткой (слайд №8 )

  6. Надеваем на указательный и средний пальчик жабо, а затем голову клоуна. (слайд №9)

  7. Клоун готов. (слайд №10-11)

3. Рефлексия. Быстро время пролетело И идёт к концу урок. Так давайте без задержки Подведём всему итог.
  1. Понравилась ли вам выполненная работа?
  2. В чем были трудности?
  3. Почувствовали вы себя народными умельцами?
  4. Как вы думаете, что нужно ещё сделать? (Дать имя своему клоуну).



© 2010-2022