- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цесарская В.А. |
Дата | 01.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели урока:
-
Формировать навыки правильного письма с безударными гласными (уметь выделять безударный слог, уметь применять правило и находить проверочное слово).
-
Развивать словарный запас.
-
Воспитывать внимание, организованность, наблюдательность, любовь к природе, коммуникативные отношения.
-
Вызвать интерес к урокам русского языка.
Методы и приёмы:
-
слово учителя;
-
разноуровневые задания;
-
беседа
Ход урока. 1.Организационный момент 2.Повторение изученного. Осенние желтые листья Украсили грустный лес, Рябинушки красные кисти Ждут солнца с холодных небес. Замёрзло наше озеро, Покрылось тонким льдом, И речку заморозило, Белеет снег кругом. Падают снежинки сегодня, Падали они и вчера. Словно легкий пушок холодный, Будут падать всю ночь до утра. - О каком времени года идёт речь?
Идут последние дни осени. Зима постепенно вступает в свои права.
- Запись в тетрадь словосочетаний о приметах зимы , имеющих парные согласные.
Низкие тучи ,резкий ветер, редкий лес, хрупкие листья, лёгкий мороз, короткие дни, гладкий лёд, скользкий лёд, тёплые варежки, зимние шапки, меховые сапожки.
- Подчеркните парные согласные, которые следует проверять, объясните их написание. Напомните правило, по которому проверяем парные согласные.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Вывод. Чтобы проверить парный согласный в корне, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
- Составим маленький рассказ о зимних забавах детей, используя эти словосочетания.
- Я прочту стишок, вы угадайте, с какой целью я его читаю.
Из снега скатали снежный ком,
На улице очень снежно,
Ночной снегопад всё усыпал снежком,
Снежинок принёс нам нежных.
(Снега, снежный, снежно, снежком, снежинок - однокоренные слова, корень - снег, г-ж чередуются).
-Какие слова называются однокоренными? (Однокоренные слова имеют одинаковый корень). Как пишутся однокоренные слова? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково).
Самостоятельная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
Выполнение задания 1. Карточка А (для сильных учеников):
1. Узнай слово по описанию:
а) корень такой же, как в слове садовник;
приставка такая же, как в слове поход;
суффикс такой же, как в слове тучка;
окончание как в слове речка.
б) корень такой же, как в слове берёзонька;
приставка как в слове подставка;
суффикс как в слове садовая;
ещё один суффикс как в слове кустик;
окончание как в слове листики.
2.Подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы:
в. левой, сп. ртивный, пр. мой,
п. лезный, сч. стливый
Карточка Б (для средних учеников):
1.Придумать слова по схеме:
2.Подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы:
обл. тели, п. хал, к. тается, пок. зался, пол. вает
Карточка В (для слабых учеников):
-
Разобрать по составу данные слова:
кустики, берёзка, подруга
2. Подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы:
з. ма, тр. ва, д. жди, сн. га, гр. да
Проверка.
-Какие темы мы вспомнили?
(Правописание парных согласных, однокоренные слова, разбор слов по составу, придумывание слов по данной схеме).
4. Определение темы и целей урока.
- Напишем под диктовку предложение:
Зима подарила нам пушистые снежинки.
Разберём слово «подарила» по составу. (Ударение падает на «и», корень - дар, по - приставка, «и», «л» - суффиксы, «а» - окончание). Отметим безударные гласные (гласные о, а, а). В какой части слова находятся безударные гласные? (В приставке, в корне, в окончании).
Наш урок будет посвящён правописанию безударных гласных в корне слова. Будем учиться правильно писать слова с безударными гласными в корне, выделять безударный слог, применять правило и находить проверочное слово.
5. Работа по теме урока.
На доске написаны слова:
с. ды, п. ля, з. ма, р. ка, р. ды
Вставьте вместо точек пропущенные буквы. (Подбираем проверочные слова: сад, поле, зимы, реки, ряд). Почему они являются проверочными? (Безударные гласные стали ударными). Значит, какие буквы в корне проверяем? (а, о, и, е, я). Делаем вывод.
Вывод. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, надо слово изменить так, чтобы гласный стал ударным.
Работа с учебником. Чтение правила.
Если буква гласная вызвала сомнение,
То немедленно ставь её под ударение.
-
Закрепление изученного.
Запись под диктовку предложения.( подчёркнуть безударные гласные, подобрать проверочные слова)
Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.
(Вёсны, красный, цвет, осенний, хлеб, зимы, снег).
Объясните смысл пословицы. (В наших краях с наступлением весны природа утопает в цветах. Хлеборобы осенью убирают урожай, а зима у нас снежная. Снега - это добрая примета будущего богатого урожая).
6. Формирование умений и навыков.
Самостоятельная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
Выполнение задания 2.
Карточка А. К какой части речи относятся эти слова? (Какой? - это прилагательные). Какой человек обладает такими качествами? (Спортсмены, обладая такими чертами характера, добиваются высоких результатов, личных и мировых рекордов).
Карточка Б. (Это глаголы, означают действия предметов. Эти глаголы можно связать с временами года. Осенью жёлтые листья облетели. Тракторы вспахали поля. Зимой дети катаются на лыжах. Весной показалась первая травка. летом дети поливают овощи).
Карточка В. (Это существительные, отвечают на вопрос - что? Их можно связать с природой. Прошла морозная зима. Снега растаяли. Показалась первая травка. Идут тёплые дожди. На грядках растут овощи).
7. Домашнее задание.
8. Подведение итогов. Оценки за урок.