Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели урока:

  1. Формировать навыки правильного письма с безударными гласными (уметь выделять безударный слог, уметь применять правило и находить проверочное слово).

  2. Развивать словарный запас.

  3. Воспитывать внимание, организованность, наблюдательность, любовь к природе, коммуникативные отношения.

  4. Вызвать интерес к урокам русского языка.

Методы и приёмы:

  • слово учителя;

  • разноуровневые задания;

  • беседа

Оборудование урока: Сигнальные карточки, карточки по составу слова, картины.
Ход урока. 1.Организационный момент 2.Повторение изученного. Осенние желтые листья Украсили грустный лес, Рябинушки красные кисти Ждут солнца с холодных небес. Замёрзло наше озеро, Покрылось тонким льдом, И речку заморозило, Белеет снег кругом. Падают снежинки сегодня, Падали они и вчера. Словно легкий пушок холодный, Будут падать всю ночь до утра. - О каком времени года идёт речь?

Идут последние дни осени. Зима постепенно вступает в свои права.

- Запись в тетрадь словосочетаний о приметах зимы , имеющих парные согласные.

Низкие тучи ,резкий ветер, редкий лес, хрупкие листья, лёгкий мороз, короткие дни, гладкий лёд, скользкий лёд, тёплые варежки, зимние шапки, меховые сапожки.

- Подчеркните парные согласные, которые следует проверять, объясните их написание. Напомните правило, по которому проверяем парные согласные.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Вывод. Чтобы проверить парный согласный в корне, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

- Составим маленький рассказ о зимних забавах детей, используя эти словосочетания.

- Я прочту стишок, вы угадайте, с какой целью я его читаю.

Из снега скатали снежный ком,

На улице очень снежно,

Ночной снегопад всё усыпал снежком,

Снежинок принёс нам нежных.

(Снега, снежный, снежно, снежком, снежинок - однокоренные слова, корень - снег, г-ж чередуются).

-Какие слова называются однокоренными? (Однокоренные слова имеют одинаковый корень). Как пишутся однокоренные слова? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

Самостоятельная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Выполнение задания 1. Карточка А (для сильных учеников):

1. Узнай слово по описанию:

а) корень такой же, как в слове садовник;

приставка такая же, как в слове поход;

суффикс такой же, как в слове тучка;

окончание как в слове речка.

б) корень такой же, как в слове берёзонька;

приставка как в слове подставка;

суффикс как в слове садовая;

ещё один суффикс как в слове кустик;

окончание как в слове листики.

2.Подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы:

в. левой, сп. ртивный, пр. мой,

п. лезный, сч. стливый

Карточка Б (для средних учеников):

1.Придумать слова по схеме:

2.Подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы:

обл. тели, п. хал, к. тается, пок. зался, пол. вает

Карточка В (для слабых учеников):

  1. Разобрать по составу данные слова:

кустики, берёзка, подруга

2. Подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы:

з. ма, тр. ва, д. жди, сн. га, гр. да

Проверка.

-Какие темы мы вспомнили?

(Правописание парных согласных, однокоренные слова, разбор слов по составу, придумывание слов по данной схеме).

4. Определение темы и целей урока.

- Напишем под диктовку предложение:

Зима подарила нам пушистые снежинки.

Разберём слово «подарила» по составу. (Ударение падает на «и», корень - дар, по - приставка, «и», «л» - суффиксы, «а» - окончание). Отметим безударные гласные (гласные о, а, а). В какой части слова находятся безударные гласные? (В приставке, в корне, в окончании).

Наш урок будет посвящён правописанию безударных гласных в корне слова. Будем учиться правильно писать слова с безударными гласными в корне, выделять безударный слог, применять правило и находить проверочное слово.

5. Работа по теме урока.

На доске написаны слова:

с. ды, п. ля, з. ма, р. ка, р. ды

Вставьте вместо точек пропущенные буквы. (Подбираем проверочные слова: сад, поле, зимы, реки, ряд). Почему они являются проверочными? (Безударные гласные стали ударными). Значит, какие буквы в корне проверяем? (а, о, и, е, я). Делаем вывод.

Вывод. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне, надо слово изменить так, чтобы гласный стал ударным.

Работа с учебником. Чтение правила.

Если буква гласная вызвала сомнение,

То немедленно ставь её под ударение.


  1. Закрепление изученного.

Запись под диктовку предложения.( подчёркнуть безударные гласные, подобрать проверочные слова)

Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.

(Вёсны, красный, цвет, осенний, хлеб, зимы, снег).

Объясните смысл пословицы. (В наших краях с наступлением весны природа утопает в цветах. Хлеборобы осенью убирают урожай, а зима у нас снежная. Снега - это добрая примета будущего богатого урожая).

6. Формирование умений и навыков.

Самостоятельная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Выполнение задания 2.

Карточка А. К какой части речи относятся эти слова? (Какой? - это прилагательные). Какой человек обладает такими качествами? (Спортсмены, обладая такими чертами характера, добиваются высоких результатов, личных и мировых рекордов).

Карточка Б. (Это глаголы, означают действия предметов. Эти глаголы можно связать с временами года. Осенью жёлтые листья облетели. Тракторы вспахали поля. Зимой дети катаются на лыжах. Весной показалась первая травка. летом дети поливают овощи).

Карточка В. (Это существительные, отвечают на вопрос - что? Их можно связать с природой. Прошла морозная зима. Снега растаяли. Показалась первая травка. Идут тёплые дожди. На грядках растут овощи).

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов. Оценки за урок.



© 2010-2022