- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация окружающий мир на тему Экологическая система
Презентация окружающий мир на тему Экологическая система
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Хораськина Е.Ю. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Окружающий мир (3-й класс)
Урок 15. Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Тема: Экосистема луга Цели: - Ознакомить учащихся с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме. - Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. - Приводить примеры организмов разных профессий. - Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование: фотографии лугов, гербарии с растениями луга, ёмкость с песком, в котором пророщена пшеница, стакан с водой, рисунки животных, плакат «Экосистема луга» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
3 3 - Давайте вспомним, а что такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ.) - Почему экосистема может существовать сколь угодно долго без чьей-то помощи? (Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни, поэтому экосистема может существовать без посторонней помощи как угодно долго.) - Обратите внимание на схему на доске. Составьте по ней связный рассказ.
экосистема
производители → потребители
↑ ↓
разрушители ← мёртвые
организмы ↓ - Где встречались с этой схемой? (Эта схема подходит к экосистеме «озеро», «болото».) - Что интересного узнали об экосистеме «озеро», «болото»? Делятся своими мнениями.
- Как бы вы связали карточки с названиями экосистема «озеро», «болото»? (Экосистема «озеро» со временем превращается в экосистему «болото». Значит, эти карточки можно связать стрелкой.) - На этом заканчивается цепочка превращений? Что происходит с экосистемой «болото»? (Нет. Болото зарастает травянистыми растениями и превращается в луг.) - Какая сегодня тема урока? (Экосистема луга.) - На какие вопросы хотите получить ответ в течение урока? - Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.
План (примерный) 3
- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
-Какое умение формировали?
- Рассмотрите гербарий на доске. Как вы назовете эти растения? (Злаки.) - Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с. 54. - О чём рассуждают герои? На что они обратили внимание? Какой у вас возникает вопрос? (Что такое злаки?) - Мы сегодня попытаемся выяснить тайну злаков.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
4 5 4 2 3 Работа в группах. Работа в учебнике. - Прочитайте текст на с. 54-55, выпишите на листочки с заголовком «Тайны злаков» всё, что найдёте интересного, необычного. (Ключевые слова при обсуждении вынести на доску.) Запись на доске Травы, стебель-соломина, дернина, мелкие невзрачные цветы, особый рост листа. - Давайте посмотрим, чем такой способ роста (дернина) поможет злакам. Для этого проведём опыт: у меня здесь выращена пшеница на песке. Как вы знаете, песок очень сыпучий материал. Давайте подсчитаем, сколько потребуется волн, чтобы размыть горку песка, на котором растёт пшеница? Какой вывод можно сделать? ( Дернина помогает скреплению почвы.) - Используя рисунки с. 55, составьте цепи питания. (Злаки - мышь - ласка; травы - гусеница - жужелица.) - Что происходит со старыми, мёртвыми остатками растений? Много ли работы у разрушителей? Все ли справляются? (Благодаря разрушителям поддерживается высокое плодородие почв. На лугу растений много и отмерших частей растений много, значит, и работы у разрушителей много. Они не справляются.) - Посмотрите на схему, которой мы пользовались в начале урока. Что можете сказать применительно к нашей теме урока? (Эта схема подходит и к экосистеме луга.) - Что можно сказать о нашей цепочке превращений? (Надо поставить стрелку от болота к лугу.) - Можем ли мы сказать, что луг - это экосистема? Мы открыли тайну злаков? Назовите ключевые слова урока. Называют ключевые слова. - Чем превращение экосистем заканчивается? - Почему это произойдёт? Почему это неизбежно? - Поставить стрелку от экосистемы луга дальше. А вот что произойдёт, мы и узнаем на следующем уроке. - Я представляю слово ребятам, которые приготовили сообщения об обитателях луга.
- Что мы сейчас делали?
-Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
2 1
1. Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради. - Давайте попробуем ответить на вопросы на с. 57.
2. Работа в рабочей тетради. - Задания из рабочей тетради на выбор.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Проверочная работа.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ
ΙV. Домашнее задание. Чтение текста темы 14, по желанию можно предложить подобрать загадки об обитателях луга.
V. Итог урока. - Какие знания этой темы человек использует в своём хозяйстве?
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Чему научились?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому пока было трудновато?
- Кто или что вам помогло справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Какую бы отметку вы себе поставили?
Возможные ответы на задания проверочной работы № 6 Вариант 1. 1) Необходимый уровень. Рак - разрушитель (можно признать верным отнесение его к потребителям). Карась - потребитель. Микробы - разрушители. Сфагнум - производитель. Злак - производитель. Повышенный уровень. Рак - озеро. Карась - озеро. Микробы - луг (а также болото и озеро). Сфагнум - болото. Злак - луг. Максимальный уровень. Останки отмерших организмов превращаются в торф. Густые кочки из сплетённых корней образуют дернину. Болотные растения, впитывающие воду, называются сфагнумом. Организмы, плавающие в толще воды, называются планктоном. 1) Необходимый уровень. Луг - экосистема, в которой главными производителями являются злаки. Болото - экосистема, в которой накапливается торф. Повышенный уровень. Незамкнутый круговорот смена условий. Максимальный уровень. Неверный ответ Саши: все обитатели экосистемы погибнут. Вариант 2. 1) Необходимый уровень. Элодея - производитель. Карась - потребитель. Микробы - разрушители. Клюква - производитель. Лягушка - потребитель. Трясогузка - потребитель. Повышенный уровень. Элодея - озеро. Карась - озеро. Микробы - луг (а также болото и озеро). Клюква - болото. Лягушка - болото или озеро. Трясогузка - луг. Максимальный уровень. Лишнюю воду в болоте впитывает мох-сфагнум. Луговые производители - злаки. Озёрный разрушитель - речной рак. На болоте растёт ягода клюква. 2) Необходимый уровень. Если круговорот веществ замкнут не полностью, то условия в экосистеме постепенно изменяются. Повышенный уровень. Озеро болото луг. Максимальный уровень. Неверный ответ Гали: все обитатели экосистемы погибнут.
© ООО «Баласс», 2013