Конспект урока на тему Русский алфавит

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработала Куршева Марина Абубекировна, учитель начальных классов МКОУ «Гимназия им. Амирокова И. А. а. Кош-Хабль», Хабезского района , КЧР.

Тема: Русский алфавит.

Цели: обобщение первоначальных сведений об азбуке и её роли в общении людей;

развитие умения использовать алфавит на практике;

воспитание чувства коллективизма.

Материал к занятию: портреты сказочных героев, письма ученикам, задания от сказочных героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Игра «Дежурная буква»

(Учитель называет дежурную букву и идёт между рядами. Тот, перед кем останавливается, называет слово, начинающееся с этой буквой. Кто повторит уже названное слово или промедлит, выходит из игры)

3. Самоопределение к деятельности.

Загадка: На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

--О чём мы будем говорить сегодня?

--Да, дети, мы сегодня повторим алфавит. Сколько букв в русском алфавите?

4. Работа по теме.

-- Ой, дети, чуть не забыла! Когда я к вам шла на урок, почтальон Печкин вручил мне письма. Давайте раскроем первое письмо. В этом письме загадка:

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это?

(Буратино)

(Появляется Буратино с письмом)

«Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы вспомнили обо мне и решил к вам зайти. Мне Мальвина сказала, что вы повторяете весь алфавит и хотите поиграть с буквами. Можно вас послушать? Вы же знаете, что я продал азбуку и не выучил буквы. Вот и остался неграмотным. Будьте самыми послушными, внимательными и исполнительными.

Ваш друг Буратино.»

--Давайте, ребята, покажем Буратино, как мы знаем алфавит.

(Дети читают стихи о буквах)

1. Вот буква вроде шалаша,

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.

2. Буква «Б» проснётся рано,

Буква «Б» - бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

3. Вот буква «В»

Видна вдали-

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

4. Перед нами буква «Г»

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге

Горбит спину буква «Г».

5. Вот стоит дымок пуская,

Буква «Д»-труба печная.

«Д» - стоит и очень твёрдо!

6. На дворе - такая жалость!-

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква «Е» зато осталась.

7. «Е» и «Ё» - родные сёстры

Различать сестёр не просто,

Но у буквы «Ё» две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

8. Букву «Ж» увидев

Наклонился жираф:

Побежала буква вдруг,

Да ведь это просто жук.

9. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

10. На калитку посмотри,

Чем она не буква «И»?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

11. Букву «Й» зовут «и кратким»,

«Й» и «И» в твоей тетрадке.

Чтобы «Й» не путать с «И»

Сверху галочку пиши.

12. Ай да клоун!

Знаешь кто он?

Этот клоун

Буква «Н».

13. Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш.

14. Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я -это мы».

А между тем

Получилась буква «М».

15. На букве «Н»

Я как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки.

16. В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

17. Букву «П» в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну - ка, милый, не ленись-

Подойди да подтянись.

18. Буква «Р» - на мачте парус,

Вдаль плывёт небес касаясь.

19. Полумесяц в небе тёмном

Буквой «С» повис над домом.

20. Буква «Т» стоит на крыше.

Телевизор в доме том.

«Т» в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

21. Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

22. Всем известно без подсказки:

Буква «Ф» как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

23. «Х» - забавная игрушка

Деревянная вертушка

Деревянная вертушка

Ветру вольному подружка.

24. Вот какая буква «Ц»

С коготочком на конце.

Коготок - царапка

Как кошачья лапка.

25. Да, вы правильно решили:

«Ч» мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

26. Посмотри на букву «Ш» -

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать «Е» и «Ё».

27. На расчёску

«Щ» похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

28. Из ведра не просто так

Нам воды напиться.

Нужен ковшик - твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

29. Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «ы» -

Все мы знать её должны.

30. Буква «Р» перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

31. Буква «Э» на «С» дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

32. На арене укротитель -

Грозных тигров повелитель

Он, как буква «Ю», с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

33. Буква «Я» шагает гордо.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

А вы знаете кто я?

Я не только буква «Я» -

Буква,

Слог

И слово!

--Вот мы и повторили весь алфавит. Я думаю, Буратино доволен нами и он дарит вам свой портрет.

--А сейчас раскроем второе письмо. Оно пришло от Вини Пух.

«Дорогие мои друзья! Я шёл к вам в гости. По дороге в школу я нашёл дупло. В дупле мёд, который я очень люблю. Я заглянул в дупло, а там сидит пчела Майя. Она предложила мне поиграть в игру. Я один не смогу справиться с этим заданием. Помогите, пожалуйста, мне, иначе Майя не даст мне мёда. А игру сами угадаете, если прочтёте это стихотворение:

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

Но едва туда вошла

Буква озорница,

Очень странные дела

Начали твориться».

--Вот какие задания у Вини Пух:

1. Закричал охотник - ой!

Двери гонятся за мной!

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры.

3. Посмотрите-ка, ребятки

Раки выросли на грядке.

4. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

5. Говорят один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

6. Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

7. Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки.

8. Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

9. Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело.

10. На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

11. Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

12. Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

13. Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

14. Забодал меня котёл

На него я очень зол!

15. Врач напомнил дяде Мите

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

--Вот мы и нашли все звуки, которые заблудились. Вини Пух благодарит нас и даёт орешки.

--Вот ещё одно письмо, которое пришло от Белоснежки и семи гномов.

«Ребята , я с гномами пришла на ваш праздник. Мы хотим проверить как можете отгадывать загадки.

Нет конца у строчки,

Где стоят три точки

Кто придумает конец,

Тот и будет молодец ».

(Дети берут загадки, читают и дают ответы)

1. Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся? (мухами)

2. Всё жужжит она, жужжит,

Над цветком кружит, кружит.

Села, сок с цветка взяла,

Мёд готовит нам … (пчела)

3. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей)

4. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели ,

Голосистее, нежней,

Кто же это? (соловей)

5. И в лесу мы и в болоте,

Нас всегда везде найдёте:

На поляне, на опушке

Мы зелёные … (лягушки)

6. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь

Чистоплотный серый… (гусь)

7. Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика - крючок,

Голос мой визглив и звонок

Я весёлый … (поросёнок)

8. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь - лесной… (медведь)

9. Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки,

Кто несёт меня? (коньки)

10.. Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? (лыжи)

11. На ледяной площадке крик.

К воротам мчится ученик -

Кричат все «Шайба! Клюшка! Бей!»

Весёлая игра … (хоккей)

12. Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы … (сани)

--Молодцы, дети! Примите подарок от Белоснежки и семи гномов. Они принесли вам печенье.

--А четвёртое письмо от Красной Шапочки.

«Выручайте! Помогите! Беда! Я бежала с пирожками к вам, а Серый Волк поймал меня и не отпустит, пока я не разгадаю ребусы, которые взял он у Мурзилки. Помогите, пожалуйста, мне,

А то я одна не смогу быстро разгадать их и пирожки мои остынут»

(Дети разгадывают ребусы и Красная Шапочка дарит подарки)

--А Зайка шёл к нам с барабаном и пожеланием. От радости, что встретится с нами, громко забарабанил и буквы от этого рассыпались. Давайте соберём их и прочтём, что же он написал нам.

М о о д ы л ц!

ы в н ь е ч о р о х о ш о б о п о р а л и т а. о й м ко р а д о п д о п л о с т о м.

к а п о. к а й з а.

(Молодцы!

Вы хорошо поработали. Мой подарок под столом

Пока. Зайка)

5. Рефлексия.

--Дети, вы все молодцы. Я думаю, что вы заслужили все подарки сказочных друзей.

А вы как думаете? (Дети рисуют смайлики)

6. Итог занятия.

(Всех приглашаем на чаепитие.)

© 2010-2022