Урок по окружающему миру на тему Вода и её роль в природе 2класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока окружающего мира

2 класс Тема: «Вода и её роль в природе».
Цель: познакомить учащихся со свойствами воды, с 3-мя состояниями воды. Задачи: 1) дать представление о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе; 2) развивать навык выполнения практической работы; приёмы умственной деятельности, такие как сравнение, классификация, анализ и синтез. 3) воспитывать экологическое мышление, чувство сотрудничества. Планируемые результаты: Предметные: - различать три состояния воды; - понимать причины и процесс круговорота воды в природе. Метапредметные: - понимать цель урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы; Личностные: - иметь представление о целостности окружающего мира; - испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимать свою роль в деле охраны окружающей среды; - актуализация своего опыта. Формы и методы организации урока: индивидуальная, групповая, фронтальная объяснительно-иллюстративный, практический Оборудование для учителя: компьютер с программой PowerPoint, интерактивная доска, презентация. Для учащихся: стаканы с водой, ложка, соль или сахар, измельченный мел.

Ход урока:


  1. Орг. момент.

Вот уже заливисто прозвенел звонок. Мальчики и девочки сели за урок.

Поприветствуем наших гостей.

2.Целеполагание.

- Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло?

- Без чего еще не может жить ничто живое?

- Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня? Какие вопросы поставим сегодня на урок? (дети высказывают предположения, ставят вопросы).

-Вы всё говорите правильно, но мы с вами сегодня остановимся на следующем:

1.Три состояния воды.

2.Круговорот воды.

3.Свойства воды.

-Оцените себя по этим пунктам, знаю(+), не знаю(-).(Каждый ребёнок ставит перед собой цель, что он должен узнать, чему научиться).

3. Изучение нового материала.

-Отгадайте загадку: Что умеет застывать, летать, бегать? (вода)

-В этой загадке отражены три состояния воды. Назовите слова которые отражают каждое состояние.

-Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это состояние? (твёрдое).

-Когда вода становится летучей? (пар) Какое это состояние? (газообразное).

-Когда вода бежит? Какое это состояние?(жидкое).

Работа в парах. Прочитайте загадку, обсудите и запишите в таблицу воду в разных состояниях.

Я и туча и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

Твёрдое состояние

Газообразное состояние

Жидкое состояние

лёд

Туча,туман

Ручей,океан

Физминутка.

- Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние? (нужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, т.е. при изменении температуры).

- Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Попробуйте своими словами сформулировать правило: что такое круговорот.

- Вода как будто перемещается по кругу, меняя свое состояние (схема).

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

- Итак, мы выяснили, что вода может менять своё состояние при изменении температуры, а какими же еще свойствами обладает вода.

4.Практическая работа.

Проведем опыты и определим свойства воды. Какие правила безопасности вы должны соблюдать?

Но прежде чем приступить к опытам, ответьте на вопросы в таблице. Определите что вы знаете, а что нет. (Дети отвечают и ставят цель, что каждый из них должен узнать выполнив практическую работу.)

До опыта

После опыта

да

нет

Она имеет цвет?

да

нет

Она имеет запах?

да

нет

Она имеет вкус?

да

нет

Она прозрачна?

да

нет

Она имеет форму?

да

нет

Она текуча?

да

нет

Она хрупкая?

По ходу выполнения опытов заполним таблицу в которую внесём свойства воды.

- У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.

1) Рассмотри воду в стакане.

Какого она цвета?

Можно ли через нее увидеть предметы?

  • Вывод: вода бесцветная и прозрачная

2) Понюхай:

Есть ли у неё запах?

Вывод: вода не имеет запаха

3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая?

Имеет ли она вкус?

  • Вывод: вода не имеет вкуса

4) Положи в стакан немного соли или сахара и размешай.

Что произошло?

  • А теперь насыпь немного мела.

Что ты замечаешь?

  • Вывод: вода может растворять некоторые вещества

- А где в быту можно использовать это свойство воды? (мытье посуды, стирка, уборка, рисование)

5)Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Капните на крышку и наклоните её.

Что произошло? Почему? (Вода течет, потому что жидкая).

Вывод: вода текуча.

6)Посмотрите внимательно, вода налита в банку, в стакан, колбу.

Что можно сказать о форме воды?

Вывод: вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда в котором находится.

- Итак, какими же свойствами обладает вода?

Вернёмся к таблице. Ответьте на вопросы. Выясняем у кого не совпали ответы, что нового узнали выполнив опыты.

5) Закрепление. Применение новых знаний. Работа в группах.

-Предлагаю вам поработать в группах. Вам даны задания, обсудите и дайте ответ.

1.В одной из русских загадок говорится, что воду нельзя унести в решете, в руках не удержать, нельзя вкатить в гору. Почему? О каких свойствах воды вы вспомнили?

2.Змей Горыныч пообещал отпустить детей домой, которых он взял в плен. Но поставил условие, что дети принесут ему воды без посуды. Помогите детям. Как это сделать?

3.Человеку предложили воспользоваться мутной, подкрашенной, с запахом водой. Какие свойства имеет чистая вода?

Какое свойство воды использовал человек:

-пьёт чай;

-если вода имеет вкус, то о чём это говорит?

4.Подумай, какие свойства воды проявились при образовании подземных пещер.

Проходя свой подземный путь, вода образует сложные, запутанные лабиринты ходов, пещер. Большинство горных пород не растворяется в воде, но такие, как каменная соль, гипс, известняк и другие растворимы. И просачивающаяся по ним вода уносит частицу за частицей и таким образом расширяет трещины, прокладывая себе подземный путь.

6) Итог.

Оцените себя по плану начала урока.

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на этом уроке?

5) Домашнее задание:

- Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:

  • Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.

  • Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.

  • Подумай, почему это происходит?

  • Запиши свой вывод

А на следующем уроке мы поговорим о том, как используется людьми и как сохранить на Земле это удивительно ценное вещество - воду.

Спасибо за урок.


© 2010-2022