Конспект урока по окружающему миру по теме Как путешествует письмо?

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Как путешествует письмо?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: • Первоклассники познакомятся с работой почты, видами почтовых отправлений, узнают этапы путешествия письма. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: видеоаппаратура, мультфильм «Зима в Простоквашино», образцы конвертов, открыток, почтовых марок, телеграмм; магнитофон, запись разговора Муравья и Черепахи, клей, ножницы, рисунки почтовых голубей, бутылка с запиской внутри.

ХОД УРОКА 1. Актуализация знаний

- Вспомните, откуда в наш дом приходит электричество? Назовите электрические бытовые приборы.

Послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака и скажите: о каких лампах в нём говорится?

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

- Высыхает мой фитиль,

На стекле густая пыль.

Почему - я не пойму -

Не нужна я никому?

А, бывало, зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырёк под абажуром!

В середине пузырька

Три-четыре волоска.

Говорю я: - Вы откуда,

Непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть.

Пузырёк у вас запаян.

Как зажжёт его хозяин?

Вы, гражданка, - самозванка!

Вы не лампочка, а склянка! - О каких же лампах шла речь? Что это за пузырёк под абажуром, в котором несколько волосков? - Как надо обращаться с электрическими приборами? 2. Мотивация учебной деятельности Учитель включает аудиозапись диалога Муравья и Чере­пахи. Муравей. Черепаха, я уже очень многому научился вместе | ребятами, умею читать и писать. О многом они мне рассказали. Всем этим я бы хотел поделиться со своим другом, который живёт в Мексике. Черепаха. В чём же проблема? Муравей. Я не знаю, как это сделать. Съездить к нему я не могу, так как ещё не закончился учебный год. Что же мне делать? Черепаха. Есть несколько вариантов. Ты можешь позвонить своему другу, а можешь написать ему письмо. Муравей. А что такое письмо? Как оно попадёт к моему другу? Черепаха. На эти вопросы тебе помогут найти ответ на уроке. - Ребята, поможем Муравьишке Вопросику узнать, как путешеству­ет письмо? 3. Работа по теме урока - Что такое письмо? Это написанный текст, сообщение, ко­торое посылается кому-либо. Возьмём текст, который Му­равьишка написал своему другу. Учитель показывает листок с текстом детям. - Это письмо? Ещё нет. Что нужно, чтобы этот текст стал письмом? Его надо положить в конверт, запечатать и приклеить марку. Что такое конверт? Это пакетик из бумаги для вкладывания в него письма (учитель показывает). Что такое почтовая марка? Это знак опла­ты почтовых услуг. Выглядит марка как бумажный квадратик или прямо­угольник с различными изображениями и указанием цены (учитель по­казывает). Итак, мы купили конверт и приклеили на него марку. Рассмотрите конверты и догадайтесь, что надо сделать дальше? Правильно. Написать адрес и имя. Чьи? На конверте пишется два адреса и два имени. Найдите на конверте слова «от кого» и «кому». Посылая письмо, вы должны написать адрес и имя человека, кото­рому пишете. Такого человека называют адресат. На этом же конверте вы должны написать свои адрес и имя, чтобы в случае отсутствия или переезда адресата письмо вернулось к вам обратно. Вы являетесь отправителем письма. Рассмотрите рисунок на странице 64. Найдите на­шего Муравьишку. Кем он является - адресатом или отправителем? По­чему? Между Муравьём и его другом много пустых квадратиков. Вся эта цепочка - маршрут движения письма от отправителя к адресату. Мы его пока не знаем, но на уроке должны заполнить. Пригодится нам приложение рабочей тетради. Дети вырезают из Приложения (с. 65) изображения почтовый ящиков, самолёта, сумки почтальона, стопок писем. - Мы написали адреса, имена. Куда идти дальше?

Я синего цвета, вишу на стене.

И много приветов хранится во мне. Опускаем письмо в почтовый ящик. Дети накладывают изображение почтового ящика в первый квад­ратик. - Каков путь письма дальше? Несколько раз в день работники поч­ты высыпают письма из ящиков в специальные мешки (дети приклады­вают квадратик). Письма привозят на почту и сортируют, то есть распределяют по адресам. Одни письма отправят в Санкт-Петербург, другие - в Москву, третьи - в Самару. Набирается определённое ко­личество писем, которые поедут в одни и те же города (накладывается следующий квадратик). На каждое письмо ставится штамп с датой и временем его отправле­ния. Куда письмо отправляется дальше? Каждое в свою сторону. Часть писем поедет на почтовой машине на вокзал. Их отправят в специаль­ном почтовом вагоне поезда в нужный город. А если до города адресата не ходят поезда, то письмо отправится самолётом вместе с другим бага­жом (дети заполняют квадратики). Наконец, письма попадают в нужный город. На почте их снова сортируют. Раскладывают по адресам. Эти письма - на проспект Мира, а эти - на Цветочную улицу. Почтальон кладёт их себе в сумку и разносит по адресам. Именно почтальон кладёт письмо вам в почтовый ящик (дети докладывают последние рисунки). Таков маршрут движения письма. Расскажите по полученной схеме о путешествии письма. Поменяйте местами картинки, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, найдите допущенные ошибки. Мы с вами уже говорили о марках, которые надо приклеивать на конверт. Посмотрите на письма у меня в руках. Что вы можете сказать об этих марках? Действительно, марки бывают разного размера, с разными рисунка­ми и разной ценой. Чем дальше будет ехать письмо, тем больше будет на нем марок. И эти марки будут стоить дороже. Марка - это проездной билет письма. Точно так же, как вы за себя платите в транспорте, так и за письмо мы платим. Марки бывают очень красивыми. Со временем лю­ди стали собирать красивые марки. На почте стали выпускать специальные экземпляры, которые люди уже не наклеивают на конверт, а коллекционируют- кладут в специальные альбомы и показывают друзьям и знакомым. Несколько ребят в нашем классе коллекционируют марки. Они принесли их, чтобы показать вам. Дети рассматривают несколько коллекций. Самостоятельная работа - В рабочей тетради (с. 42 № 1) изображены различные марки. Прочитайте задание рядом с рисунком. Как вы понимаете выражение «марку, выпущенную для тебя? Что должно быть изображено на такой марке? Попробуйте нарисовать мар­ку, которая выпущена именно для вас. Дети работают самостоятельно. Несколько работ можно обсу­дить с классом. - Но по почте можно отправить не только письмо. Что ещё можно пересылать по почте? Расскажет нам об этом почтальон Печкин. Учитель включает фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино». - Какие пересылки упомянуты в мультфильме? (Телеграмма, банде­роль, посылка.) Телеграмма - сообщение, переданное по телеграфу, а также бланк с таким сообщением. Учитель показывает образцы телеграмм: обычных и поздрави­тельных. Бандероль - почтовое отправление в бумажной обёртке. Посылка - вещь, посланная в специальной упаковке. Дети рассматривают рисунки на странице 65. - Что ещё отправляют по почте, но не было упомянуто Печкиным? Открытка - специальная почтовая карточка для открытого письма. В магазинах вы видите огромное количество различных открыток. Для чего их выпускают? С какими праздниками вы поздравляете своих друзей и близких? Кого из них вы поздравляете лично? Кому вы звоните по телефону? Кому из них вы бы могли послать открытку?

Нарисуйте красивую открытку для своего друга или подруги. Дети выполняют задание 3 на странице 43 рабочей тетради. - Что можно отправить бандеролью? Что можно положить в посылку? Рассмотрите изображение предметов в рабочей тетради, с. 42 № 2, которые находятся в каждом почтовом отделении. Что это за предметы и зачем они нужны? Для чего на почте весы? Как и любые весы, они нужны для взвешивания. За пересылку тяжё­лого письма надо заплатить дороже, поэтому письма взвешивают перед тем, как наклеить на них марки. На странице 65 учебника мы видим Мудрую Черепаху с голубем, ко­торый держит в клюве письмо. Рядом старинные фотографии, на кото­рых изображены голуби. Как вы думаете, какое отношение имеют эти птицы к теме нашего урока? Дети высказывают предположения и проверяют их на стра­нице 92. - Голубь стал почтальоном поневоле. Несколько тысячелетий назад люди заметили способность голубей ориентироваться на местности и возвращаться домой с относительно большой скоростью - 60-80 ки­лометров в час. (С такой скоростью едет машина.) Эти способности птиц человек стал использовать для получения информации с караванных пу­тей. Голуби также приносили вести с мест военных действий, о победах в Олимпийских играх. В настоящее время голубиная почта сохранилась в Швейцарии и на Кубе. Посмотрите на предмет, который я держу в руках. Что это? Что внут­ри бутылки? Откупорим бутылку и посмотрим, что там внутри. Учитель открывает бутылку и достаёт листок с текстом. На нём написаны слова «бутылочная почта». - Что такое бутылочная почта? Издавна «почтой Нептуна» поль­зовались люди, потерпевшие кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми. «Бутылочная почта» существует и сегодня. Ею часто пользуются рек­ламные фирмы, которые запечатывают в бутылки рекламу своих товаров. 4. Рефлексия учебной деятельности - Мы с вами совершили длинное путешествие вместе с письмом. Какие этапы оно пройдёт, прежде чем попадёт к другу Муравья Вопросика? Что ещё, кроме письма, можно отправить по почте? Благодаря кому мы получаем письма? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли? Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записы­вает на доске, и показывают оценку.



© 2010-2022