Проект МБОУ СОШ №2 Учить учиться

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ МОУ ИНСАРСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №2 РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Тема проекта: «Учить учиться»
Название образовательного учреждения: МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» Республики Мордовия
Сведения об авторах: Бирюкова Любовь Алексеевна - учитель начальных классов; высшая квалификационная категория; педагогический стаж - 24 года; Лапшина Елена Александровна - учитель начальных классов; высшая квалификационная категория; педагогический стаж - 23 года.
Суть инициативы: Опыт внедрения Образовательной системы «Школа 2100» - результат работы авторского коллектива: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Г.Петерсон, А.А.Вахрушев. Это система организационных, интеллектуальных, оценочных и коммуникативных общеучебных умений в их последовательном развитии от начальной - к основной и старшей школе. Данные умения развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном ученикам соответствующей возрастной группы. Сегодня очевидно, что при оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения, поскольку именно они в первую очередь помогают в решении различных жизненных задач, а значит - являются неотъемлемой составляющей функционально грамотной личности.
Обоснование значимости: Демократические преобразования, быстро меняющиеся социально - экономические и политические обстоятельства современной жизни выдвигает новые требования к образованию. Но приоритетность целей первого школьного звена сохраняется многие годы без изменений. Главной, центральной, а порой и единственно осознаваемой целью является обучение конкретному предмету, вооружение суммы знаний, умений и навыков. При этом предполагается, что реализация такой цели сама собой обеспечить решение развития ребенка. Но это не так. Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда дает необходимый развивающий эффект. Ученик выступающий преимущественно в ролях слушателя, зрителя и «репродуктора» быстро теряет интерес к обучению. Поэтому, необходим нестандартный подход, постановка проблемных задач перед детьми, развитие каждой индивидуальной личности.

Основные идеи: - целостное гармоничное развитие личности школьника; - формирование готовности к самообразованию. Ученик должен стать соратником учителя, вместе с ним научиться учиться, должен учиться не потому, что боится получить плохую отметку, а потому, что любит учиться. Система педагогических принципов как развивающая парадигма вариативного, гуманистического, личностно ориентированного образования. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности. Культурно ориентированные принципы: принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип.

Образование и здоровье.
Важнейшая функция образовательной системы в обществе и особенности целей и задач развивающего образования.
Развивающее образование с точки зрения технологии психологии учения. Деятельность и знание. Проблема разграничения деятельности с предметом и его словесной схемой (образом). Специфика научных и житейских понятий. Ситуативный характер нашего образа мира. Соотношение эмпирических и содержательных (теоретических) обобщений. Предметное значение и личностный (смысловой) опыт. Проблема взаимоотношений у ребенка предметной и познавательной (учебной) деятельности.
Соотношение Образовательной системы «Школа 2100» с психолого-дидактическими концепциями развивающего обучения. Общность с концепциями Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Главные отличия: 1) охват всех аспектов деятельности обучения и деятельности учения, обеспечивающих самостоятельность и творческую ориентацию ученика в процессе учения; 2) максимальное соотношение с практикой реальной массовой школы; 3) ориентация на особенности современной образовательной среды и современного школьника.
Важнейшие теоретические схождения и расхождения с концепциями развивающего обучения.
Непрерывность и преемственность как фактор эффективности образования. Внешняя и внутренняя непрерывность (преемственность) образования. Целевое и содержательное единство всей системы непрерывного образования. Содержательно-целевые линии развития и этапы процесса непрерывного образования.
Этап дошкольного образования и его линии развития: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации и линия мотивационной готовности. Этап начального образования и его важнейшие линии развития. Этап общего среднего образования, его специфика и основные линии развития. Проблемы мотивации учения, профессиональной и профильной ориентации старшей школы, готовности школьника к дальнейшему развитию, функциональной грамотности учащихся.



Цель проекта: Давать детям чувство свободы выбора при решении учебных задач, чтобы обучение было сознательным, продуктивным и более результативным.
Задачи: - построение процесса обучения, специально ориентируясь на развитие воображения и мышления, что специально изменяет позицию ученика - существенное место начинает занимать роль творца своей деятельности; - построение обучение так, чтобы ученик преодолевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата; - направленность процесса обучения на решение поисковых, исследовательских и творческих задач; - уважение к возможностям школьника и создание условий для их полноценного использования.
Исходные теоретические обоснования: Педагогика здравого смысла как концептуальная основа образовательной системы «Школа 2100». Основные идеи концепции: ориентация на потребности и возможности современной массовой школы; опора на педагогическое наследие Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Л.Н. Толстого; психологические идеи Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леотьева, С.Л. Рубинштейна; не противопоставление концепциям развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.); использование открытий, сделанных Временным научно-исследовательским коллективом «Школа»; освоение разработок создателей авторских школ - Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, Е.А.

Ямбург и др.

Этапы проекта и прогнозируемые результаты I этап - 2001-2002 год подготовительный 1) В 2002 году была организована курсовая подготовка по УМК «Школа 2100» в г.Саранске; 2) провели беседу с родителями будущих первоклассников, ввели в курс дела. 3) За счет родителей приобрели рабочие тетради и часть учебников. II этап - 2003 - 2004 учебный год. Внедренческий.

  1. Начали работу по УМК «Школа 2100». В первый класс поступило 23 ученика в 2002-2003 учебном году, 22 ученика в 2003-2004 учебном году.
  2. Проведена педагогическая диагностика, с той целью, чтобы иметь представление о развитии каждого ребенка к начальному этапу работы и чтобы знать, над чем необходимо работать с каждым ребенком.
  3. Посетили семинар по теме: «Изучение дидактических возможностей учебников УМК «Школа 2100».
  4. Проводили круглый стол по работе по УМК «Школа 2100».
  5. Проводили диагностики по предметам в конце первого полугодия и в конце года.

III этап - 2005 - 2007 уч. года. Основной.
  1. Наши дети учились учиться, овладевать ведущей для младшего школьника деятельностью - учебной, формировались познавательные и учебные интересы. Им нравится учиться, они задумываются над тем, что им рассказывают на уроках, задают массу вопросов, спорят друг с другом, добиваясь понимания и решения любой поставленной проблемы.
  2. Наши дети - не редкие гости, а постоянные посетители библиотеки, они любят читать, умеют хорошо рассказывать о прочитанном, пишут рефераты. Дети готовы к учебе в основной школе.

Прогнозируемые результаты Анализ проведенной работы показывает, что дети, которые занимались в начальном звене по УМК «Школа 2100» существенно отличаются от прежних выпускников: - могут работать самостоятельно; - возникшую проблему могут решить своими силами; - умеют организовывать свою деятельность без участия педагога; - владеют самоконтролем и самооценкой; - могут самостоятельно соотнести результат своей деятельности с эталоном, найти ошибку устранить ее причину и исправить; - значительно лучше и быстрее читают, хорошо понимают условия учебной задачи, умело пользуются алгоритмом при решении задач; - выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах, устанавливать простейшие связи и закономерности между ними. Предполагаемый общий результат Существенным результатом обучения по УМК является не только более высокий уровень полученных знаний, но сформированность общеучебных умений (определять способ действия, объяснять, характеризовать, анализировать, сравнивать, различать и др.) наличие которых обеспечивает каждому ученику успешную деятельность как в начальной школе, так и в основной. Особое внимание уделяется развитию умения контролировать и оценивать свою деятельность, находить причину в трудности и искать пути ее устранения. Умения принимать и решать учебную задачу. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Работа с моделями. Контроль и самоконтроль, самооценка. Оценка правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. Развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценка выполнения каждой операции. Выделение этапов собственной работы и их последовательности, оценивание меры освоения этих этапов. Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия. Методические разработки. - составлены рабочие программы по всем классам начального звена с учетом особенностей класса; - разработаны проблемные уроки по русскому языку и математике, окружающему миру и литературному чтению; - разработаны уроки по технологии критического мышления. - разработаны уроки по технологии развивающего обучения. Методы и технологии УМК «Школа 2100» вырабатывает определенные умения учащихся:

1. Технологические основы Образовательной системы «Школа 2100». Технологии обучения в развивающем образовании. Основные параметры, условия и ограничения учебных технологий: опора на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся и учителя; подвижность классно-урочной системы; переход к развертывающейся системе упражнений (учебных задач); отказ от «линейного» принципа построения и реализации программ; двойная - контролирующая и обучающая - функция средств контроля; «максимум оценок - минимум отметок»; минимизация экзаменов; стирание границ между классными и домашними заданиями.
Технологии мотивационного обеспечения учебного процесса опора на внутреннюю мотивацию и опора на мотивы успешности. Деятельностный метод обучения, его структура

и основные этапы.
Учебники (учебно-методические комплексы) и информационно-технологические средства в технологии развивающего образования.
2. Технология проблемного обучения. Теоретические основы технологии проблемного обучения. Характеристика основных этапов научной творческой деятельности: 1) постановка проблемы; 2) поиск решения; 3) выражение решения; 4) реализация продукта. Особенности учебной творческой деятельности. Структура технологии проблемного обучения. Методы проблемного обучения и их классификация.
Методы постановки учебной проблемы. «Классические»: 1) приемы создания проблемной ситуации («с удивлением» и «с затруднением»); 2) приемы вывода из проблемной ситуации (воспринимающие, самостоятельные и совместные с учителем действия учащихся; побуждающий диалог); 3) приемы принятия формулировок проблемы (вербальное подтверждение, подтверждение с побуждением, положительное оценивание). «Сокращенные»: 1) подводящий диалог; 2) сообщение учебной проблемы с ее принятием.
Методы поиска решения учебной проблемы. «Классические»: 1) приемы для выдвижения/проверки гипотез (воспринимающие, самостоятельные и совместные с учителем действия учащихся); 2) приемы принятия гипотез/проверок (подтверждение и подтверждение с побуждением). «Сокращенные»: 1) подводящий диалог от сформулированной проблемы и 2) подводящий диалог без сформулированной проблемы.

Проблемно-диалогические методы обучения.
Задания на продуктивное воспроизведение (выражение и реализацию) знаний.
3. Урок в Образовательной системе «Школа 2100».
Целевые установки процесса обучения: развивающие, воспитательные и образовательные цели.
Типология уроков в системе образовательных целей.
Урок изучения нового материала в традиционном и проблемном обучении: этап введения знаний (постановка учебной проблемы и поиск ее решения); этап воспроизведения знаний (выражение решения и реализация продукта). Общая схема анализа урока изучения нового материала. Урок с одиночной проблемой и урок с общими и частными проблемами. Пути усиления проблемности урока.
Урок закрепления нового материала и формирования умений. Домашнее задание и виды опроса (устный и письменный; фронтальный, индивидуальный и групповой с взаимопроверкой и др.). Тренинговые упражнения и творческое закрепление.
Урок повторения и обобщения (систематизации). Урок контроля.
Используя эти технологии, мы заметили, насколько развито оценочное, рефлексивное, открытое, самостоятельное мышление учащихся. Благодаря этому учащиеся с большей уверенностью, желанием, интересом, увлечением начинают учиться. Они сами добывают знания, а учитель только направляет, координирует.
Необходимые условия реализации проекта: 1. Желание учителя работать, используя современные технологии и системы обучения 2.Построение учебного процесса так, чтобы ребенок верил в собственные силы, его саморазвитие и самосовершенствование. 3. Обеспечение необходимыми учебными принадлежностями каждого школьника (учебники, рабочие тетради), поддержка родителей в приобретении учебников. 4. Понимание и поддержка администрацией школы. 5. Продолжение системы развивающего обучения в среднем и в старшем школьном звене.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта

Уровень успешности в обучении выявляется при проведении педагогической диагностики, что позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала и, прежде всего, умение детей применять полученные знания в нестандартных ситуациях - самостоятельно находить способ решения новой учебной задачи, сопоставлять текст задачи с возможными вариантами ее решения, выбрать правильный ответ, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Педагогическая диагностика не проверяет отдельные мыслительные операции, умственные действия, она направлена на изучение целостной учебной деятельности школьников, включающей мотивационную операционную (учебные действия) и регуляционную (контроль и оценка, самоконтроль и самооценка) ее части. Анализ хода и результата диагностической работы позволяет определить насколько сформирована учебная деятельность: как ученик выполняет учебные действия; как умеет задавать вопросы самому себе в ходе выполнения того или иного задания, как проверяет и обосновывает каждый выполняемый шаг решения, как выбирает из текста данные, необходимые для выполнения задания, как умеет объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие, как понимает конкретный смысл выполненных действий.


Диагностика и мониторинг. Психолого-педагогическое обследование детей 4 лет, его основные способы и формы. Параметры обследований: 1) общее развитие ребенка (умственное развитие, внимание, работоспособность, счет); 2) речь ребенка (общее звучание речи, фонетический слух, произношение, словарь, словообразование и словоизменение, грамматический строй речи и

связная речь). Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла. Основные виды мониторинга. Сбор, хранение и анализ информации. Метод массовых измерений уровня подготовки учащихся. Деятельность учащихся как объект измерения.
Тест как средство измерения. Основные требования, предъявляемые к тестам: 1) валидность целям измерения; 2) объективность и достоверность получаемой информации. Проблема стандартизации тестов достижений и критериально - ориентировочных тестов.
Условия проведения мониторинга на различных уровнях управления обучения. Реализация мониторинга уровня подготовки учащихся по УМК «Школа 2100». Электронные приложения к школьным учебникам, обеспечивающие информационную поддержку

учебного процесса.

Предложения по возможному распространению проекта Во все времена и в разных странах школьное образование подвергалось критике со стороны общественности, семьи, педагогов. Это объективное явление показывает, что по сравнению с растущими требованиями общества к уровню образованности подрастающего поколения школа несет на себе элементы консерватизма, не успевает корректировать педагогический процесс согласно растущим общественным потребностям. Массовая школа продолжает работать по старинке, делая основной упор на формирование предметных знаний - умений - навыков. Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели: 1)целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. 2) становление элементарной культурой деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др. 3) формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов. Направленность процесса обучения на достижении этих целей обеспечит развитие школьника, появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии. Считаем, что стране нужны думающие, самостоятельные и активные люди. Работа по Образовательной системе «Школа 2100» готовит таких людей.

8

© 2010-2022