- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по окружающему миру Тема «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)
Открытый урок по окружающему миру Тема «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иконописцева М.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71
Открытый урок по окружающему миру
Тема: «Экологическое равновесие»
4 класс
( Школа России)
Тема: Экологическое равновесие.
Цели и задачи урока:
1.Создать условия для формирования понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии; совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения; развивать познавательную активность и речь учащихся.
2.Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение, внимание, память, развивать умение делать выводы, рассуждать и объяснять.
3.Создать условия для формирования:
-коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;
-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.
4.Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
5. Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока; создать эмоционально-положительный комфорт на уроке; прививать интерес к окружающему миру.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и взрослые! Подарите свои улыбки друг другу. Если вы будете улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка вернётся к вам с добром и радостью. Окружающий нас мир - это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить, беречь.
- Актуализация знаний.
Об экологии думать - полезно. Прочитайте высказывание. Как вы понимаете это высказывание? Почему об экологии думать полезно?
Давайте вспомним, что означает слово «экология»? (Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеками природой.) - Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.) 3.Постановка проблемной ситуации. Перед вами весы, если в одну чашу положить груз, что произойдет, а если в обе чаши положить одинаковый груз, что произойдет? - Что же такое "равновесие"? (Это значит "равное по весу"). Как понимаете?
- Найдите толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова. (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь) 4. Сообщение темы и целей урока. Образуем от имени существительное экология прилагательное ( экологическое) + равновесие, какое словосочетание получится ( экологическое равновесие). Определите тему нашего урока: Экологическое равновесие. Что такое экологическое равновесие?
Как думаете Что мы будем рассматривать на уроке?
Сегодня на уроке мы определим, что лежит в основе экологического равновесия и какое влияние оказывает человек на окружающий мир.
Работать будем по плану:
1. Исследование связей экологического равновесия. Как связаны:
а) живая и неживая природа
в) растения и растения
г) растения и животные
3. Человек и экологическое равновесие.
4. Экологическое равновесие - это очень важно или нет?
5. Работа над темой урока.
Работать будем по группам. Сейчас мы рассмотрим как связаны между собой живая и неживая природа, растения и животные, растения и растения.
1 группа получает задание, на слайде две картины. Что изображено?
ЛЕС И РЕКА. Подумайте, как они взаимосвязаны, как зависят друг от друга? Можно ли сказать, что между ними существует природное равновесие? (обсуждение в группах).
-По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду).
Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки).То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.
- Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой?
2 группа -- . Работает по экологической пирамиде.
Исследует Что происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными.
Беседа "Экологическая пирамида".
- Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник)
Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.
А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)
- А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.
3 группа исследует взаимосвязи между растениями.
Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу.
Вот история о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном большом лесу. Главный лесничий рассуждал так. Лес - это деревья, всё остальное - лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу...
Прошёл год, второй, третий. И видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Что же тут случилось? Отчего деревья сохнут?»
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых...
В данной ситуации кто нарушил равновесие?
- Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.
-Вырубка леса может привести к экологической катастрофе?
-Какой мы можем сделать вывод?
Важно ли экологическое равновесие между растениями и растениями?
6.Предоставление работы группы, обсуждение результатов.
7.Физ.пауза.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела
Работа по учебнику.
Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия. Что произошло в Австралии? Прочитайте на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4. - О каком происшествии в Австралии вы прочитали?
- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между растениями и животными.)
-Какой мы можем сделать вывод?
- Важно ли экологическое равновесие между растениями и животными? (Ответы детей)
8.Закрепление. Экологические прогнозы. ( по группам) Каждый день по телевизору, передают прогноз погоды - это научно обоснованное предложение о будущем состоянии погоды. На основе проведенных наблюдений мы можем составить некоторые экологические прогнозы, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимосвязей. Давайте по вопросам составим свои прогнозы. 1 прогноз: Мыши и полевки, живущие в лесу, поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? ( В лесу есть лисицы, совы, которые поедают мышей). Составьте пищевые цепочки. 2 прогноз: В одном месте люди уничтожили всех волков за то, что они охотятся на оленей. Через несколько лет оленей стало так много, что они съели в этом месте весь корм, стали голодать, болеть. Множество оленей погибло. Что произошло? Как должны были поступить люди? ( Животных в лесу можно отстреливать только строго определенное количество.) Составьте пищевые цепочки. 3 прогноз: Был случай, когда в одной стране стало очень много воробьёв. Они клевали зерна. И люди решили уничтожить всех воробьёв. Но когда они сделали это, размножились насекомые и погубили немалую часть урожая. Почему это произошло? ( Нельзя убивать всех птиц - обязательно расплодятся насекомые, которыми они питаются.) Составьте пищевые цепочки.
-Какой мы можем сделать вывод? Вывод: в природном сообществе все организмы живут сообща, совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.
Мы с вами не распахиваем земель, не осушаем водоемов, не занимаемся браконьерством, а тоже нарушаем экологическое равновесие.
- Как быть в этой ситуации? (Выполнять простые экологические правила).
Какие правила вы знаете?
- Если мы с вами будем выполнять эти простые, но важные правила, то экологическое равновесие будет в порядке. И тогда растения и животные не будут исчезать, реки и леса будут чистыми, а мы с вами счастливыми и здоровыми. - Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (Чтение отрывка из учебника с.142 пункт 5)
9.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Выводы.
Что лежит в основе природного равновесия?
- Почему важно экологическое равновесие?
- Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.
- Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
-10.Домашнее задание. Прочитать материал учебника на стр. 141, 142.выполнить задание 1-2 Рефлексия
Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
Работа с сигнальными карточками.
Если было интересно, легко на уроке,
во всем разобрались - зелёный кружок.
Если иногда были трудности, сомнения,
не совсем понравилась работа - синий кружок.
Если не разобрались в теме,
было не очень интересно- красный кружок