Программы кружковой работы по ФГОС (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Все мы - дети природы. Беречь природу и учиться у неё гармонии следует каждому человеку. К сожалению, на современном этапе развития России обострилась экологическая ситуация в стране. Всё большую опасность приобретает неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений, уменьшается количество животных из-за браконьерства и других причин, приходят в экологический упадок красивые места, где проходят туристические тропы. Отсюда вытекает проблема: изменение сознания людей о ценности природы и её сохранности. Духовно-нравственное воспитание детей является одним из приоритетных направлений содержания начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников. Согласно данным документам, под духовно-нравственным развитием личности понимается «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов». Задачи воспитания младших школьников формулируются в системах «Личность», «Общество» и «Государство». В системе развития личности особое внимание придаётся формированию готовности и способности ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению; в системе общественных отношений делается акцент на воспитании социальной активности, гражданственности и патриотизма; в системе государственных отношений особое значение имеет формирование и развитие социальной активности личности. Реализация рассмотренных задач обусловливает комплексный подход к содержанию воспитательного процесса в начальной школе, связывающий воедино гражданское и патриотическое, трудовое, умственное, экологическое, эстетическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни, что должно привести к достижению личностных результатов начального образования: «сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества». Духовно-нравственное воспитание младших школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности детей. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие). Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим. Один из методологических принципов педагогической системы В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом». Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, красоты, справедливости и т.д.;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).
Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка используют следующие методы, формы и методические приёмы обучения:
  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, использование на уроках сюжетно-ролевых игр, бесед и т.д;
  • развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; использование методов, обеспечивающих формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
  • формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование);
  • вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему).
Формирование экологических понятий у младших школьников лучше осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность. Такие задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности. В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Главную роль в духовно-нравственном развитии играет учитель и та обстановка, в которой находится ученик. Недаром Л.С. Выготский сравнивает учителя с садовником, который «был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребёнка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву и примешивая удобрения, т.е. опять-таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребёнка» . Духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, если ученик будет видеть перед собой достойный образ учителя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Неслучайно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения», что «нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания» подрастающего поколения Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

Актуальность программы Начальная школа - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль. Воспитание экологической культуры - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: - систему экологических знаний - культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма) - культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка. Таким образом, идея создания программы «Мой мир» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения. Целью программы является: Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры) -углубление экологических знаний обучающихся; -развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы; -воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле. Основные задачи реализации данной программы: - развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи - расширять экологические представления младших школьников - воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы - прививать любовь к природе, желание о ней заботиться - ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение) - формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность Связь содержания программы с учебными предметами: При проведении занятий прослеживается взаимосвязь с такими предметами, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, математика Принципы реализации программы: Принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающим переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа - общество» Принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребёнка сознательным участником, исследователем важнейших жизненных процессов. Принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей.
Особенности реализации программы: Форма: -организация походов, экскурсий -проведение бесед по охране здоровья -участие в выставках детского творчества -проведение субботников -работа на пришкольном участке -разведение комнатных растений -акции «Спаси дерево», «Покорми птиц», «Сделай скворечник» Режим (во второй половине дня) и место проведения занятий (классная комната, территория школы)
Виды деятельности - экскурсии - походы - поездки - конкурсы - практические работы - участие в экологических акциях

Место курса в плане внеурочной деятельности
На изучение курса «Мой мир» во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа, включая теоретический и практический материал. Методы работы Предлагаемая форма занятий - внеаудиторная, успешно обеспечивает решение поставленных задач, так как опирается на системно - деятельный подход. На каждом занятии организуется: - распознавание природных объектов и их практическое исследование - моделирование объектов и явлений окружающего мира - эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру. Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников. Приобретаемые таким способом знания содержат яркие, реалистические образы: запахи, звуки, внешний вид, тактильные ощущения. Внеаудиторные уроки усиливают развитие эмоционального мира учащихся и личностную значимость обучения. И в этом случае приобретённые знания будут содействовать изменению отношения учащихся к окружающему миру.
Основные формы деятельности: Для реализации программы предлагаются следующие формы: индивидуальная, в парах, групповая методы: 1.По источнику передачи и восприятия учебной информации:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Практический
2.По степени самостоятельности и активности мышления школьников
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
Наглядный метод используется во время -чтения педагогом рассказов - проведения экскурсий -показа сказок детьми


- проведения дидактических игр Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: -чтения стихотворений детьми, учителем - проведения бесед - ответов на вопросы педагога, детей -проведения разнообразных игр(малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.) - сообщения дополнительного материала учителем -рассматривания наглядного материала -рассказов учащихся по схемам, иллюстрациям - разбора житейских ситуаций - проведения конкурсов и викторин Практический метод используется, когда необходимо: -провести игру - организовать постановку сказки - изготовить с детьми наглядные пособия для занятий - провести экскурсию различной направленности Частично-поисковый и исследовательский методы применяются тогда, когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить отдельные этапы исследования, проявить своё творчество и сделать выводы. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели Экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних домашних заданий.
Ожидаемые педагогические результаты изучения курса: Личностные результаты:
  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:


  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:
  • ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

  • познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;

  • трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

  • эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

  • сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Базовые национальные ценности
  • патриотизм
  • гражданственность
  • труд и творчество
  • человечество
  • семья
  • наука
  • социальная солидарность
  • искусство и литература
  • природа
  • здоровье
  • традиционные религии России

Качества личности, которые сформируются при реализации программы: Ответственность Аккуратность Искренность Чуткость Честность Трудолюбие Жизнерадостность Сострадание Взаимопонимание Взаимопомощь
Ценностные ориентиры содержания учебного курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
Формы контроля Для отслеживания результатов предусматриваются -стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся -текущий (промежуточный) контроль -итоговый контроль: тестирование, практические работы, контрольные задания, творческие проекты, сочинения по экологической тематике - проведение социологических опросов об уровне экологической культуры родителей учащихся Результативность и целесообразность работы по программе «Мой мир» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели Экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник», «Весёлая клумба», «Оживи пенёчек» Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательных учреждений УМК «Школа России» под редакцией Плешакова А.А.

Содержание программы (34 часа)


1 раздел - «Введение в экологию»(2 часа)

  • Изучать природу - значит любить и охранять её. «Кто-кто в лесочке живёт?»
  • Экология - наука о доме. Школа - наш общий дом.

2 раздел - «Лёгкие» нашей планеты» (4 часа)
  • Деревья моего поселка
  • Берёзовое царство - лучшее лекарство
  • Осень в лесу. Сбор природного материала для поделок
  • Золотая осень. Игра-лото «Спор овощей»

3 раздел - «Мои пернатые друзья» (6 часов)
  • "Птичья столовая"
  • "Тропинки, тайны, голоса".
  • Храм природы
  • Наш добрый сосед - скворец.
  • Соловей - «великий маэстро»
  • «Лесной доктор» - дятел.
  • Акция «Покорми птиц». КВН «Птичьи разговоры»
4 раздел - «О братьях наших меньших»( 4 часа)
  • Про кошек и собак
  • Животные живого уголка
  • Учитесь доброте
  • "По тропе Берендея"

5 раздел - «Охрана природы»(6 часов)
  • Красная книга
  • Зеленая аптека
  • Удивительное рядом
  • "Тайны лесной тропинки",
  • "Музей природы"
  • Тюльпан Шренка - растение из Красной Книги

6 раздел - « Оранжерея на окне»(3 часа)
  • Родина комнатных растений. Правила ухода.
  • Уход за комнатными растениями
  • Живые украшения нашего дома. Учимся определять комнатные растения
  • Маленький огород на нашем подоконнике

7 раздел - «Загадки Вселенной»(2 часа)
  • Космический словарь, путешествие в космос.
  • Занимательная Галактика

8 раздел - «ЗОЖ»(2 часа)
  • Расти здоровым
  • В гостях у Мойдодыра

9 раздел - «Школа - наш дом, наведём порядок в нём»(5 часов)
  • «Человек - природа - искусство»
  • Эстафета любимых занятий
  • Операция «Мой двор - моя забота».
  • Презентация «Мы - экологи!» Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?»

Тематическое планирование
№ Наименование раздела Основные виды деятельности учащихся Всего часов Теор. Практ. 1 «Введение в экологию» Экскурсия в лес. Прогулка по пришкольному участку. Создание проекта «Школа - наш общий дом» 2 1 1 2 «Лёгкие» нашей планеты» Исследуют особенности роста и развития лиственных деревьев. 4 2 2 3 «Мои пернатые друзья» Наблюдают за поведением птиц в природе, знакомятся с понятиями «зимующие перелётные птицы», исследуют особенности поведения зимующих птиц, самостоятельно изготавливают кормушки для них, «открывают птичьи столовые», принимают участие в акциях «Покорми птиц», читают стихи, рассказы, разгадывают кроссворды и загадки, рисуют любимых птиц 6 2 4 4 «О братьях наших меньших» Выполняют творческие работы по теме «Жизнь обитателей леса»: фотоработы, рисунки, поделки из природного материала; разгадывают загадки, читают рассказы и стихи о любимых друзьях. 4 1






3 5 «Охрана природы» Знакомятся с понятием «Красная книга». 6 3 3 6 « Оранжерея на окне» Учатся выращивать комнатные растения, ухаживать за ними. Они занимаются исследовательской работой о влиянии тепла, света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Выполняют фотоработы и рисунки любимых комнатных растений, сочиняют стихи, песни, загадки о своих «питомцах». 3 1 2 7 «Загадки Вселенной» Знакомятся с явлениями, происходящими в космосе, небесными телами, открытиями новых миров. Они придумывают названия новым звёздам и планетам, выполняют творческие работы на тему космоса. 2 1 1 8 «ЗОЖ» Знакомятся с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества. 2 1 1 9 «Школа - наш дом, наведём порядок в нём» Выполняют практические и творческие работы по благоустройству классной комнаты, школы, территории пришкольного участка, принимают активное участие в субботниках и акциях. 4 1 3 Всего: 33 часа
Календарно-тематическое планирование курса


№ Дата

Тема занятия

Характеристика деятельности Количество часов

«Введение в экологию» 1
Изучать природу - значит любить и охранять её. «Кто-кто в лесочке живёт?» Экскурсия. Разговор на тему. 1 2
Экология - наука о доме. Школа - наш общий дом Творческая работа. Рисование и игра. 1

«Лёгкие» нашей планеты» 3
Деревья моего поселка Экскурсия- исследование 1 4
Берёзовое царство - лучшее лекарство Презентация на заданную тему 1 5
Осень в лесу. Сбор природного материала для поделок Экскурсия, знакомство с использованием материалов. 1 6
Золотая осень. Игра-лото «Спор овощей» Праздник для детей 1

«Мои пернатые друзья» 7
«Птичья столовая» Практическое занятие По изготовлению столовой для птиц. 1 8
«Тропинки, тайны, голоса». Храм природы Творческая работа. Слушание «Голоса птиц» и игра. 1 9
Наш добрый сосед - скворец. Презентация и разгадывание кроссворда 1 10
Соловей - «великий маэстро» Слушание «Голоса птиц». Викторина. 1 11
«Лесной доктор» - дятел. Творческая работа с использованием песен и стихов. 1 12
Акция «Покорми птиц». КВН «Птичьи разговоры» Практическое занятие, игра 1

«О братьях наших меньших»

13
Про кошек и собак Аппликация по теме 1 14
Животные живого уголка Творческая работа. Защита проектов. 1 15
Учитесь доброте Презентация «Милосердие» 1 16
«По тропе Берендея». Слушание литературного произведения. Лепка. 1

«Охрана природы»
17
Красная книга Презентация. Просмотр и обсуждение. 1 18
Зеленая аптека Практическая работа «Определи что это за растение» 1 19
Удивительное рядом Творческая работа 1 20
«Тайны лесной тропинки», Дидактическая игра 1 21
«Музей природы» Экскурсия в Краеведческий музей 1 22
Тюльпан Шренка - растение из Красной Книги Презентация. Обсуждение и рисование. 1

« Оранжерея на окне» 23
Родина комнатных растений. Правила ухода. Презентация. Практическая работа 1 24
Уход за комнатными растениями Практическое занятие. Игра «Угадай название». 1 25
Живые украшения нашего дома. Учимся определять комнатные растения Исследование. Конкурсы пословиц и поговорок. 1

«Загадки Вселенной» 26
Космический словарь, путешествие в космос. Игра «Я- космонавт» 1 27
Занимательная Галактика Творческая работа. Конкурс рисунков на асфальте. 1

«ЗОЖ» 28
Расти здоровым Устный журнал 1 29
В гостях у Мойдодыра Игра-путешествие. Разучивание песни. 1

«Школа - наш дом, наведём порядок в нём» 30
«Человек - природа - искусство» Творческая работа с обсуждением. 1 31
Эстафета любимых занятий Практическая работа 1 32
Операция «Мой двор - моя забота». Озеленение класса, школы. Работа на клумбах. 1 33
Презентация «Мы - экологи!» Игра-турнир по экологии «Что? Где? Когда?» Праздник. Памятка для юного эколога. 1 34
Игра-путешествие «Что я узнал за год». Подведение итогов работы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Материалы для учителя:

  1. Д.В.Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя,М.: Просвещение,2010

  2. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2004

  3. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»

  4. Журнал «Начальная школа» №10 1998г. Рыжова «Наш дом - природа»

  5. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007

  6. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008

  7. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: 5 за знания, 2009

  8. Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. - М.: Сов.энциклопедия, 1985

  9. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991

  10. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. - Волгоград: Учитель, 2004

  11. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня 1-4 классы. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации

  12. Н.А.Касаткина Волгоград, Учитель 2007.

Материалы для учащихся:

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л.А.Багрова М: ТКО «АСТ», 1995

  2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Р.Ляхов-М,ТКО «АСТ», 1999

  3. Атлас-определитель «От земли до неба» А.Плешаков М.Просвещение 2012

  4. «Великан на поляне» А.Плешаков М.Просвещение 2012

  5. «Зелёные страницы» А.Плешаков М.Просвещение 2012

  6. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007

  7. «Всё обо всём. Насекомые и пауки» - М-ООО «Издательство Астрель» 2001






Планируемые результаты изучения курса В результате освоения курса
Ученик научится: - различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе - различать изученные виды растений и животных - подкармливать птиц, сделать простейшие кормушки - выполнять правила поведения в природе и при обращении с живыми объектами - выполнять правила техники безопасности -находить простейшие взаимосвязи в живой природе -использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
Ученик получит возможность научиться: -ухаживать за домашними животными -проводить поисковую и исследовательскую деятельность - ухаживать за комнатными растениями

© 2010-2022