Обучающее изложение повествовательного текста «Купание медвежат»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучающее изложение повествовательного текста «Купание медвежат»Обучающее изложение повествовательного текста «Купание медвежат»Предмет: Русский язык

Класс: 4

Образовательная система: УМК «Школа России»

Учебник русского языка Т.Г.Рамзаевой

Тема: Обучающее изложение повествовательного текста «Купание медвежат».

Цели:

Предметные:

  • формировать умение пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова;

  • Формировать умение писать изложение по коллективно составленному плану.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

  • формировать умение находить в тексте необходимые сведения,

  • анализ, синтез, классификация

Коммуникативные:

  • выражать свои мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности и точности выражения мысли.

Личностные:

  • Развивать желание умело пользоваться русским языком и обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);

  • Воспитание любви к животным.

Методическое обоснование:

Данный урок составлен по программе Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», программа 1 - 4 класс. Урок относится к развитию речи и входит в раздел: Предложение. Текст.

На уроке решаются как общеучебные цели, так и специальные, направленные на:

  • формирование языковых умений: пользоваться при письме небуквенными графическими средствами («красной строкой»); в области лексики - стараться не допускать повторов слов; в области морфологии - пользоваться словами разных частей речи.

  • Развитие орфографических умений

  • Отработку каллиграфических навыков.

В четвертом классе продолжается обучение учащихся созданию текстов по коллективно составленному плану и совершенствование орфографической зоркости. Овладение приемом пересказа облегчит учащимся подготовку к письменным сообщениям на других предметах.



Этапы урока, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. обоснование

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Проверяют готовность к уроку

Беседа


  1. Постановка учебной задачи.

Задача: формулировка учебной задачи, актуализация знаний, полученных ранее о тексте.

Сегодня мы будем работать над изложением. Что вам известно об изложении?

Значит, изложение - это письменный пересказ.

Что необходимо для написания изложения?

Изложение - это когда что-то излагают устно или письменно, как запомнили.

Для написания изложения нужен текст, тетради, голова и руки.

Беседа

  1. Чтение текста.

Задача: познакомиться с содержанием текста и определить тему и вид текста.

Чтение текста учителем с установкой на ознакомительное чтение.

- Послушайте текст, ответьте на вопросы: о чем в нем говорится (т.е. какова его тема) и что об этом говорится (какова его основная мысль). Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

- О чем этот текст? (Какова его тема?)

- Что выражено в заголовке?

- Определите вид текста.

- Как еще можно доказать, что это текст-повествование?





Купание медвежат.

Тема текста.

Это текст-повествование. В тексте много глаголов и рассказывается о действиях охотника и медведей.

Можно нарисовать несколько картинок к тексту.

Слушание, беседа, чтение, анализ текста.

  1. Структурно - смысловой анализ текста.

    1. Беседа по содержанию

Задача: проверить понимание текста, его темы и основной мысли, формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной форме.

- Где произошла внезапная встреча охотника с медведями?

- Как вел себя человек? Почему?

- Опишите купание первого медвежонка. Как он себя вел?

- Что скажите о поведении второго медвежонка? Почему медведица его наказала?

- Как чувствовали себя медвежата после купания?

- Что показалось наиболее интересным?

На берегу лесной реки.

Человек испугался и залез на дерево.

Он визжал, барахтался.

Он испугался и убежал в лес.

Он не хотел купаться.

Они были довольны купанием.

(ответы детей)

Беседа, анализ текста

  1. Анализ структуры текста

Задача: выяснение особенностей содержания каждой части, формирование умения делить текст на части и составлять план

- Определите количество частей в тексте.

- А сколько абзацев?

- Почему?

- Перечитайте первую часть, подумайте, о чем в ней говорится.

- Выделите ключевые слова.

- Озаглавьте.

- Перечитайте вторую часть, о чем в ней говорится?

- Выделите ключевые слова.

- Озаглавьте 2 часть.

- Перечитайте 3 часть, о чем говорится в ней?

- Выделите ключевые слова.

- Озаглавьте.

- Как присоединяется вторая часть к первой части текста?

- Назовите слова, с помощью которых 3-я часть присоединятся ко 2-й.

План

Части

повествования

Опорные слова

1.Неожиданная встреча.

Вступление

Шел, услышал, испугался, залез, вышли

2.Как купали первого медвежонка.

Основная часть

Схватила, давай окунать, визжал, барахтался, не выпускала, пока не выполоскала.

3.Наказание второго медвежонка.

Испугался, пустился удирать, догнала, надавала

4.Медвежата довольны.

Заключение

Очутились, остались довольны.


3 части (завязка, развитие действия и развязка)

4 абзаца

Во 2 части рассказывается о купании одного, а затем другого медвежонка.

Встреча охотника с медведями у реки.

Опорные слова: шел, услышал, испугался, залез, вышли

Неожиданная встреча.

Как медведица купала медвежат.

Схватила, давай окунать, визжал, барахтался, не выпускала, пока не выполоскала. Испугался, пустился удирать, догнала, надавала

Купание первого медвежонка.

Наказание второго медвежонка

Медвежата остались довольны купанием.

Очутились, остались довольны.

Медвежата довольны.

Словом «медведица»

Оба медвежонка



  1. Языковой анализ.

Задача: наблюдение над использованием авторского слова (анализ изобразительных средств языка)

- Какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и то же слово?

- Почему в тексте так много глаголов?

Охотник, он

Большая бурая медведица, мать

Чтобы лучше передать действия героев.

Беседа

Анализ



  1. Физминутка

Мишка вышел из берлоги,

Огляделся по дороге.

Потянулся ото сна

К нам опять пришла весна.

Выполняют движения.



  1. Словарно-орфографическая подготовка.

Задача: предупреждение ошибок

Перед написанием изложения поиграем в игру «Зоркий глаз»: кто больше найдет слов с определенной орфограммой. Лесной, реки, сучьев, залез, дерево, веселых, схватила, шиворот, речку, визжал, не выпускала, холодной, воды, догнала, шлепков, очутившись, на земле, бурая, из чащи. - На столах лежат листы бумаги, я разрешаю вам выписать из текста четыре трудных слова и использовать их в дальнейшем.

Дети находят слова с определенной орфограммой

Игра «Зоркий глаз»



Прием «шпаргалка»

  1. Повторное чтение текста.

Задача: воспроизведение текста для запоминания

- Перечитайте еще раз текст.

Дети читают.

Чтение

  1. Самостоятельная запись текста детьми; самопроверка написанного.

Задача: написать текст изложения и проверить

- Запишите текст самостоятельно, пользуясь планом и опорными словами.

Дети пишут самостоятельно изложение. Проверяют написанное. Исправляют ошибки, если есть. Взаимопроверка.

Самоконтроль, коррекция

  1. Итог урока

Задача: осознание качества и уровня усвоения

- Что было интересным и запомнилось на уроке?

- Узнали ли вы что-то новое для себя?

- Какие трудности были в работе?

(ответы детей)

Оценка

Методический анализ текста:

  1. Текст повествование (в тексте рассказывается о купании медвежат). Стиль - художественный (авторские слова)

  2. Текст состоит их 3 частей: завязка, развитие действий, развязка. Средства связи между частями: медведица, другой медвежонок, оба медвежонка.

  3. Языковые особенности заключаются в насыщенности текста глаголами.

  4. Частотная орфограмма: проверяемая безударная гласная в корне слова; написание сочетаний ЖИ, ШИ, ЧУ, ЩУ; трудные в плане написания слова.





План - схема



План

Части

повествования

Опорные слова

  1. Неожиданная встреча.

Вступление

Шел, услышал, испугался, залез, вышли


  1. Как купали первого медвежонка.

Основная часть

Схватила, давай окунать, визжал, барахтался, не выпускала, пока не выполоскала.


  1. Наказание второго медвежонка.

Испугался, пустился удирать, догнала, надавала

  1. Медвежата довольны.

Заключение

Очутились, остались довольны.


Купание медвежат Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

В. Бианки












Лесной, реки, сучьев, залез, дерево, веселых, схватила, шиворот, речку, визжал, не выпускала, холодной, воды, догнала, шлепков, очутившись, на земле, бурая, из чащи.


© 2010-2022