Доклад ««Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Школа - лицей № 6 отдела образования г. Экибастуза»


Доклад

« Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения»

Подготовила: Солошенко Л.В.

учитель начальных классов



2013 год

« Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем »

Конфуций.
Мудрые слова. Можно соглашаться с ними, а можно не соглашаться. Но как бы мы порой не хотели избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее свои коррективы, «подталкивают нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями. Понимать и жить сложнее, чем жить не думая. Последнее проще. Зачем же мы стремимся все-таки понять? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Мучают они и меня. Когда сегодня говорят о катастрофическом падении интереса к книге, чтению, думается выход из этого положения в поисках и использовании нетрадиционных форм и методов обучения, новых технологий. Одним из путей достижения этой цели является развитие функциональной грамотности учащихся в аспекте функционального чтения. Чтение вообще рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Психологические теории чтения подчеркивают активную роль читателя в понимании текста. Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания, своеобразная расшифровка, когда из отдельных предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ. Вторая - это интерпретация текста: объяснение, сравнение и сопоставление, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание своего нового смысла, т.е. «присвоение» добытых новых знаний как собственных. Чтение включает в себя выдвижение гипотез, предположений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учебе, профессиональной деятельности. В ответ на прочитанное у читателя возникают свои чувства, мысли, образы. Это одно из объяснений существования различных точек зрения по многим вопросам. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Однако сегодня на первый план выдвигается творческое чтение. требующее осмысления полученной в процессе чтения информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов. Чтение может быть: - рациональным или эмоциональным (по участию психических процессов- мышления, памяти, воображения, воли, чувств); - функциональным или эстетическим (по целям); - деловым или досуговым (по мотивам); - быстрым или медленным (по скорости). Рациональное чтение используется для работы с научной, учебной, публицистической литературой. При таком чтении опираются на мышление, память, волю; воображение и эмоции в данном случае включены в меньшей степени. Рациональное чтение строится в соответствии с определенными алгоритмами, причем можно выделить этапы ориентировочного (ознакомительного), просмотрового (поискового) и аналитического (изучающего) чтения. Ориентировочное чтение позволяет сделать выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, обычно такое чтение используется либо для отбора текстов с целью последующего более углубленного чтения, либо как его первый этап. Каждый из элементов структуры текста влияет на решение о чтении / нечтении или характере чтения(частично / полностью): автор, название, аннотация, оглавление, предисловие, иллюстрации(схемы, графики, рисунки) Просмотровое чтение, или сканирование, позволяет «пробегать» текст, получая общее представление о нем. Оно включает ориентировочное чтение, а также знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста, выделение ключевых слов и понятий. Такое чтение дает представление о стиле автора. степени трудности текста. Сканирование позволяет быстро просмотреть текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится необходимая информация. Этому виду знакомства с текстом отводится центральная роль при экранном и функциональном чтении. Аналитическое чтение - это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает отбор важных и второстепенных фактов, ответы на вопросы и постановку вопросов, все виды свертывания информации (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов, оценку прочитанного и создание собственных смыслов, выражение своего мнения в различных жанрах письменных работ - в эссе, рецензии, отзыве, докладе, презентации. Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения научных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. Очень важную роль играет функциональное чтение. Это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Существуют специальные требования к текстам для развития функционального чтения, правила составления заданий, алгоритмы, которыми можно пользоваться при подготовке к уроку. Владение навыком функционального чтения - опора для развития когнитивного (познавательного) и творческого мышления. При чтении ученик должен решить для себя проблему выбора информации. Он читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы. Таким образом, развивается когнитивное мышление. В 2002 году на курсах повышения квалификации я познакомилась со стратегиями критического мышления. Я изучила эти методики, апробировала на своем классе, «пропустила их через себя», они стали близки мне, я увидела их эффективность. И вот уже в течение 11 лет я применяю их на своих уроках. Что же такое критическое мышление? Критическое мышление - это способность: 1. Создавать и исследовать альтернативы, устанавливать и проверять предпосылки. 2. Приходить к твердому мнению и находить решение проблем. 3. Принимать независимое обдуманное решение, создавать новые обдуманные вопросы, необычные образы, вживаться в образ, передавать свои чувства и настроение. Данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умении анализировать и применять данную информацию, учиться присваивать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах, парах. Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках литературы и окружающего мира. При работе с текстом я применяю такие приемы, как: -«Целенаправленное чтение» - «Разноуровневые вопросы» - «Вопросы и ответы» - «Жигсо» - «Ключевые слова» - «Цветограмма чувств» - «Кластер» - «Маркировка текста с использованием значков v, +, w, ?, ! - Таблица «Знал, узнал, хочу узнать»

- «Стенка на стенку» - «Японские пятистишия» ТРКМ предлагает приемы активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения. Прием «Целенаправленное чтение» используется, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста. Задача читателя выявить связь отдельных элементов анализируемого текста и сложить единый художественный образ. Условия использования: 1. Изучение художественных текстов остросюжетного характера, там, где сюжеты делают неожиданные повороты в своем развитии. 2. Текст должен быть у каждого ученика. 3. Текст должен быть незнаком детям. Подготовка к уроку: 1. Учитель изучает заранее текст и делит его на смысловые части таким образом, чтобы остановка приходилась перед поворотом в событиях сюжета. 2. Выясняет, значение каких слов дети могут понять из контекста, а какие нужно пояснить, записав на доске. 3. В каждой части разрабатывает систему многоуровневых вопросов, таким образом, чтобы в результате выйти на идею произведения. Включает вопросы по анализу выразительных средств и авторской точки зрения. Прием «Разноуровневые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова-это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления-способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении-демонстрации понимания пройденного. Уровень 1. Буквальные (фактические, тематические).Вопросы направлены на запоминание, воспроизведение информации. Уровень 2. Трансформация. Вопросы, позволяющие передать информацию в другой форме (Что вы слышите? Что видите? Что ощущаете?) Уровень 3. Интерпретация. Растолковывание смысла. Вопросы направлены на обнаружение связи между фактами, поступками, отношениями ( Что вы думаете о том, что услышали?) Уровень 4. Анализ-проблемные. Вопросы, позволяющие объяснить пути решения проблемы (Почему? С какой целью?) Уровень 5. Синтез. Вопросы этого уровня дают возможность использовать все знания для решения проблемы. Уровень 6. Оценка. Вопросы этоготуровня заставляют принимать решения, формулировать мнения, а также делать выводы о качестве информации, которую получили. Как видите, это ничто иное, как интерпретация таблицы уровней по Блуму. Другой прием - «Вопросы и ответы» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с текстом. Детям предлагается ряд вопросов как в прямой, так и в косвенной форме, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт, на которые они должны найти ответы. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов. К приему «Знал, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении произведения В.Бианки «Сова», дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о совах, что узнали нового и что еще хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации. Прием «Стенка на стенку» использую после чтения всего произведения, при характеристике героя, для решения проблемного вопроса. Так, после работы над произведением В.Гюго «Козетта» был поставлен вопрос - Любила ли мать Козетту? Класс разделился на две группы. Одна группа готовила доказательства, что любила, вторая - нет. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения, умению доказывать свою точку зрения. Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку или стихотворение. Дети хорошо освоили написание японских пятистиший и с удовольствием выполняют эту работу. Еще одна технология, о которой я хочу рассказать, на уроках литературного чтения является ведущей. Она обеспечивает формирование читательской компетенции младших школьников. Это технология продуктивного чтения. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусства). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
3 этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позиции. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ, беседа о личности, творчестве писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательскими представлениями. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысления содержания, художественной нормы). Виды творческих заданий: - сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы. - сфера воображения: составление диафильма, комикса, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт, схем, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. - эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. - реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др. Таким образом, текст становится информационным полем, а задания к нему предполагают следующие надпредметные умения: - умение применять различные стратегии чтения; - сопоставление; - поиск завуалированной информации; - выстраивание логических цепочек; - привлечение собственного опыта и знаний из других предметов; - извлечение из текста запрашиваемой информации. Нельзя не остановиться на трудностях, связанных с пониманием текста, которые испытывают младшие школьники. Известно, что механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями, так как, не овладев практически признаками текста, дети читают его как отдельные предложения. Подготовка к чтению текста как новой единицы начинается уже при чтении предложений и неполных текстов, с помощью дополнения их рисунками, ответов на вопросы, использования сюжетных картинок. Для того чтобы подготовить детей к осмысливанию текста при самостоятельном чтении привлекается слушание, которое более тесно связано с чтением, чем с другими видами речевой деятельности, и имеет с ним много общего. Предварительное или последующее слушание и самостоятельное чтение постоянно используется в обучении, помогая осмысливать читаемое. Поскольку у учащихся шести-семи лет преобладает наглядно-действенное мышление, необходимо использовать в процессе обучения практические действия детей. С этой целью выделяются упражнения, предполагающие их самостоятельные действия. Главное - чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого в доступной форме, без каких-либо определений нужно показать ему признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Первое, с чего нужно начинать, - это заглавие и тема текста. По ним легче всего определить, о чем говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает у детей внимание к целому тексту. Показывается различие между набором предложений и связным текстом. Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляю с помощью следующих упражнений: - прочитать текст; - ответить на вопросы по его содержанию; - выбрать заголовок из предложенных вариантов; - объяснить свой выбор; - подобрать свой вариант заголовка; - проверить себя (перечитать текст) Эти упражнения способствуют формированию умений ориентировки в теме текста. Приведу примеры карточек-заданий Карточка 1. Прочитай рассказ. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом. Кот Василий. Ласточки. Неудачная охота.
На крутом берегу ласточки свили гнезда. Ходил по берегу кот Василий. Хотел он из гнезд птичек достать. Стал он ползти к гнездам. Ласточки всей стаей стали его клевать. Кот сорвался и упал в воду. Вот и искупался. Долго он зализывал ранку на лапке. 1. Где ласточки свили гнезда? 2. Что задумал кот Василий? 3. Почему кот упал в воду? 4. Что вы посоветуете коту? Карточка 2. Прочитай текст. Придумай свое заглавие. Нарисуй рисунок. Тучки с солнышком в прятки играли. Одна закрывала собой солнце. Шустрые подружки носились по небу. Солнышко их находило и ловило своими лучами. Маленькая тучка подплыла к другой тучке и спряталась в ней. На небе появилась одна большая туча. 1.Кто играл в прятки? 2. Что делали тучки? 3. Как вы понимаете слово «шустрые»? 4. Почему появилась большая туча?
Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формируются с помощью следующих упражнений. Вначале отрабатывается умение подобрать к каждому заголовку соответствующую часть текста, проводится работа с деформированным текстом. При выполнении каждого упражнения осуществляются сначала ориентировочные действия, затем исполнительские и далее - самоконтроль. Карточка 3. Найди и отметь в рассказе текст: 1. «Как белки зимуют». 2. «Белки радуются весне». 3. «Заботы белок летом». У старой сосны. У освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые проказницы - белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. С елки на елку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжелые шишки. Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.
Подчеркни описание белок. Как автор называет белок? Почему? О чем этот рассказ? Расскажи его. Сложившиеся умения осознавать структуру смысловых связей текста закрепляются практически с помощью графических обозначений частей текста Н С С К Доклад «« Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения» Чтобы дети удерживали в памяти все части рассказа и могли последовательно восстановить их содержание, предлагается обозначить условными рисунками весь текст, т.е. составить рисуночный план. Задания в карточках направлены на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования умений: - понимание предметного содержания текста; - понимание обобщенного содержания; - понимание основной мысли; - определение личностного отношения к прочитанному. Таким образом, обновление форм и методов обучения, использование факторов новизны знаний, элементов проблемности, продуманная организация всей учебной деятельности способствует развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся. Введение в уроки коммуникативных ситуаций создает атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Это позволяет детям активно включаться в диалог «Учитель - ученик», «Ученик - ученик». Обучение детей по-новому делает их моими помощниками. В процессе содружества и сотворчества у учащихся формируются первые навыки функционального чтения.

© 2010-2022