Выступление на тему Подходы к разработке технологической карты урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подходы к разработке технологической карты урока Требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Организовать учебный процесс, в соответствии с данным требованием, можно используя технологическую карту урока. Понятие «Технологическая карта» чаще используется в промышленности; рассматривается как форма технологической документации, описывающей процесс, производственные операции, материалы, используемое оборудование, технологические режимы и т.д. Слайд №2 В педагогике термин «Технологическая карта» трактуется по-разному. Встречаются такие определения:

  • современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся;
  • новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов;
  • обобщённо-графическое выражение сценария урока.
Как нет единого определения, так нет и унифицированной формы технологической карты. Учителю сегодня даётся право самостоятельно её конструировать. Чтобы учебный материал был представлен целостно и системно, действия учителя и обучающихся на уроке были согласованы, учебный процесс обеспечивал реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, технологическая карта урока должна содержать:
  • описание учебного процесса от цели до планируемых результатов;
  • виды деятельности учителя на уроке;
  • виды деятельности обучающихся;
  • предполагаемые педагогические результаты.
Многие приняли в штыки данное начинание, так как считают, что на разработку технологических карт тратится больше времени, чем на составление конспектов уроков. Все новое нас пугает. Куда легче по старинке. Сначала, действительно, трудно, долго, как первый конспект студента на практике. Но, разрабатывая технологические карты, удобнее планировать УУД и ожидаемые результаты, да и качество уроков получается выше. Если потратить на составление рабочей программы по предмету достаточно времени и подойти к его составлению не формально, а основательно, то составление карты урока - будет происходить быстро и легко! Нет единых требований к формам представления технологических карт (это снова творчество учителя), они могут быть различны. Самое главное - технологическая карта должна отражать системно-деятельностный подход. Слайд №3 Структура технологической карты:
  • название темы;
  • цели;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы;
  • самооценка результатов своей деятельности.
Слайд №4 Учитель может структурировать урок по определённым параметрам. Такими параметрами могут быть:
  • этапы урока;
  • содержание учебного материала;
  • формируемые УУД;
  • деятельность учителя;
  • деятельность учащихся.

Дата:

Тема:

Цели темы

Планируемые результаты

Межпредметные связи

Ресурсы

Организация пространства

Характеристика этапов урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Мотивирование к учебной деятельности (надо, хочу, могу)



Актуализация опорных ЗУН


Актуализация и фиксация затруднения.

Постановка темы и цели урока


Работа над темой урока

Учебно-познавательная деятельность

1-3 шаг (знание -понимание-умение)


Учебно-познавательная деятельность

4 шаг (проверка результатов освоения)


Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Рефлексия



Этапы изучения темы в рамках системно-деятельностного подхода 1. «Мотивация к деятельности». Организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. 2. «Учебно-познавательная деятельность». Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

  • на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
  • на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
  • на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
  • на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
3. «Интеллектуально-преобразовательная деятельность». Учащимся предлагается выполнить практические задания продуктивного характера. Учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания. Уровни выполнения:
  • информативный - учащиеся работают, используя образец на доске, в учебнике или рабочей тетради;
  • импровизационный - учащиеся, используя усвоенный алгоритм, выполняют задание, которое отличается от образца по содержанию или форме;
  • эвристический - учащиеся самостоятельно выполняют задание на предложенную тему.
4. «Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия». Оценивается уровень освоения планируемых результатов. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт: Слайд № 5 Какие же возможности даёт обучение с использованием технологической карты?
  • Организовать эффективный учебный процесс на основе деятельностного подхода в соответствии с требованиями к современному уроку.
  • Обеспечить его продуктивность в реализации предметных умений.
  • Формировать у ребенка потребность в знаниях.
  • Обеспечить формирование УУД в соответствиис требованиями ФГОС.
Существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, вот что должно, прежде всего, лечь в логику построения современного урока, его анализа, т.к. урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя. Успехов вам по реализации стандартов, совершенствованию мастерства в проектировании современного урока!

Использованные источники. 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.) 3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. proshkolu.ru/

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

menobr.ru/material/

nachalka1.ucoz.ru/



© 2010-2022