Разработки дидактических игр для начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработки дидактических игр для начальной школыКонец формы



Дидактическая игра в начальной школе

  • Гречко Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

  • Щербатова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа



I. Введение

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

В.А.Сухомлинский

Игра - это "дитя труда". Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  • игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

  • игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.

  • игры, включающие элементы поиска и творчества.

Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере "вхождения" детей в новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:

  • дидактическая задача;

  • игровые действия;

  • правила игры;

  • результат подведения итогов.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.

Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями "легко и счастливо", легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

II. Основная часть

Урок обучения грамоте в 1 классе ("Перспективная начальная школа")

Тема: согласные глухие звуки [х], [х,], отличающиеся по признаку мягкости- твёрдости.

Буквы Х, х

Цели урока:

  • познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков [х], [х,] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках; учить акцентрированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

  • раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

  • продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память и культуру звукопроизношения;

  • обобщать словарный запас учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: фишки-звуки; карточки с буквами; конверты со словами

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я уверена, в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас красивых грамотных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы с трудностями справимся.

II. Повторение изученного.

Игра "Словесный аукцион" (парная работа).

Играть вы будете в парах. Для каждой пары я приготовила конверт. Откройте свои конверты, там вы найдёте слова, написанные на голубом и розовом фоне. Прочитайте их. Ваша задача - к каждому слову, которое написано на голубом фоне добавить одну букву, так чтобы получилось новое слово; а в словах на розовом фоне поменять одну букву, так чтобы получилось новое слово. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком" (Дети работают)

Прочитайте, какие слова у вас получились.

НАС, СЕСТЬ, МИСКА, КРЫСА (нас - наш, сесть - шесть, миска - мишка, крыса - крыша)

МЕЛЬ, МУКА, УТКА, ЛАПА, ШЁЛК, УМНЫЙ (мель - шмель, мука - мушка, утка - шутка, лапа - лапка, шёл - шёлк, умный - шумный)

III. Сообщение темы урока.

- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении?

Хмурый-хмурый хнычет Хорь -
На хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.

- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении? (звук [х])

- Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой "Х"

Фонетическая зарядка

- Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха)

- Что можно сказать о звуке [х]? (согласный, глухой, твёрдый)

- Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи)

-Что можно сказать о звуке [х,]? (согласный, глухой, мягкий)

IV. "Чтение" одноуровневых моделей слов.

- Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике (с.92)

- Кто нарисован на первой и второй картинках? (учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: муха и мухи)

- Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог "ха", "хи")

- Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки.

- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твёрдый согласный звук?

- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой мягкий согласный звук?

V. Конструирование большой и малой букв Х, х.

- Рассмотрите образцы печатных букв "Х" и "х".

На что похожа буква "Х"?
"Х" - забавная игрушка,
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.
В. Степанов

- Из каких элементов-шаблонов они состоят? (один ребёнок выполняет задание на доске, остальные конструируют самостоятельно)

(Физминутка)

(у детей на столах квадратный лист)

Загадаю вам загадку.
Становитесь на зарядку.
Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем,
Три - ещё разок свернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови::..

(изобразите букву, танец буквы "ха")

VI. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы "ха" и двух звуков [х], [х,].

Буква "Х" обозначает два звука - глухой твёрдый звук [х] и глухой мягкий звук [х,].

VII. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с.92)

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображён?

- Прочитайте слово "химик" по слогам и орфоэпически.

- Сколько с этом слове слогов?

- Какой ударный?

- Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х,]

- Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

- Сколько слогов в слове "хорь"?

- Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.

- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква "о" в слове "хорь" указывает, что предшествующая буква "х" обозначает твёрдый звук [х], а в слове "химия" буква "и" - мягкий звук [х,].)

VIII. Чтение слогов по заданным схемам (с.92)

- Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены "кружком"? (гласные)

- Что объединяет все слоги? (в данных слогах есть звуки[х], [х,])

- На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, начинающиеся с согласного звука)

Игра "Кто больше запомнит слов со звуками [х], [х,]"

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун.

Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

- Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - я однажды прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?" А он "хрю-хрю" да "хрю-хрю"! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

- Ух ты, - восхитились хомяки.

- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и свзал их хвосты узлом! А потом:.я:.

- Что, потом?! - хором спросили хомяки.

- Я:.потом:.

- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.

- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего ни когда не видел?!

(в произвольном порядке дети передают волшебную палочку Феи и называют слова в которых есть звук [х ]или [х,]" )

IX. Упражнение в чтении слов (с.93)

(После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам, указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы)

- Составьте предложения с этими словами и составьте схему к одному из них (по желанию)

X. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

- Волшебница приготовила для вас очередное задание.

(У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах. У слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары)

- Объясните значения слов.

  • Хилый - больной.

  • Хворь - болезнь.

  • Хлев - помещение для скота.

XI. Чтение загадок.

- Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?

- К какой группе слов относятся слова "маленький", "кругленький", "алый", "сахарный", "зелёный", "бархатный"? (это слова-признаки)

- отгадайте ещё одну загадку:

Вот он -
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал - пришёл. В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

- Расскажите о том, как к нам на стол хлеб пришёл? Кто забыл, можно посмотреть на с.7 в "Азбуке".

XII. Итог урока.

III. Заключение

В результате могу сказать, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для детей. Для учителя - это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт "зону ближайшего развития" для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые приемы работы на уроке в полной мере позволяют расти как ученикам, так и учителю.




© 2010-2022