Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу Занимательный русский язык

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сургутский естественно-научный лицей

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО Приказ №_____ Заместитель директора по УВР

от «___»____20___г. ___________________________

(подпись, ФИО)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к курсу внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

для 2а, б классов

на 2014 - 2015 учебный год

Учитель

Усынина Елена Витальевна


Рассмотрено на заседании кафедры

____________________________________

Протокол от ____________ № _______

руководитель кафедры ____________________________________


Пояснительная записка


Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» для 2-х классов составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ»;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
  • Основная образовательная программа общего образования лицея;
  • Положение о рабочих программах лицея;
  • На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Место курса в плане внеурочной деятельности лицея.
Рабочая программа «Занимательный русский язык» предназначена для обучающихся 2а и 2б классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия составляет 40 минут. Наполняемость группы: 15 человек. Приём осуществляется по желанию детей и их родителей. Предварительно проводится анкетирование.

Направление внеурочной деятельности Данная программа имеет научно-познавательную направленность. Занятия направлены на углублённое изучение русского языка.

Цели и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
  • обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Общая характеристика курса Данный курс позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательному русскому языку" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Результаты освоения курса Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
В систему определения результативности входят: педагогическое наблюдение, анкетирование, рефлексивные листы, конкурсы, олимпиады, самооценка, портфолио.

Содержание курса
Тема 1. Фонетика (4 часа). Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Лексика (6 часов). Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 3. Морфология (4 часа). Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Пословицы и поговорки (3 часа). Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Тема 5. Фразеологизмы (2 часа). Теория: знакомство со значением фразеологизмов. Практика: правильное употребление фразеологизмов в речи. Тема 6. Словарные слова (2 часа). Практика: грамотное написание словарных слов. Тема 7.Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы (2 часа). Практика: разгадывание и самостоятельное составление анаграмм, шарад, метаграмм, ребусов. Тема 8.Загадки (1 час). Практика: разгадывание русских народных загадок, выделяя главные признаки предметов; составление загадок. Тема 9. Текст (2 часа). Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста. Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам. Тема 10. Игротека(8 часов). Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Тематический план курса

Раздел, тема

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических Фонетика 4 1 3 Лексика 6 2 4 Морфология 4 1 3 Пословицы и поговорки 3
3 Фразеологизмы. 2
2 Словарные слова. 2
2

Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы. 2
2 Загадки. 1
1 Текст. 2 1 1 Игротека 8
8 Итого: 34 5 29

1 четверть 8

1

7

2 четверть

7

1

6

3 четверть

10

2

8

4 четверть

9

1

8

Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Рабочая тетрадь для обучающихся


Мищенкова Л.В. «Занимательный русский язык». 2 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. М: РОСТКНИГА. 2012.

Методическое пособие с поурочными разработками


Мищенкова Л.В. «Занимательный русский язык». Методическое пособие для 2 класса. М: РОСТКНИГА. 2012.

Список используемой литературы

Материалы дистанционной школы Новосибирского центра продуктивного обучения




Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  • Мультимедийное учебное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс»

  • «Интерактивный тренажёр по русскому языку. 2 класс»

  • Социальная сеть работников
    образования nsportal.ru: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/01/10/zanimatelnyy-test-po-russkomu-yazyku-2-klass

  • сайт viki.rdf.ru: viki.rdf.ru/item/2472/

  • videouroki.net:videouroki.net/download.php?idskach=d22f5934140093124e7b9cb6979b7a47&p=1

Технические средства обучения

Проектор, мультимедийная доска, компьютер, принтер, сканер.

Основные формы занятий Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная; предусматриваются как теоретические виды деятельности, так и практические. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.









Лист

корректировки рабочей программы учителя Усыниной Е.В.

к курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» во 2а классе

№ урока

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту




























































Лист

корректировки рабочей программы учителя Усыниной Е.В.

к курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» во 2б классе

№ урока

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту













































© 2010-2022