Упражнения в правописании слов с разделительными «ь» и «ъ» знаками

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Упражнение в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками»

Цели урока: формировать умение различать и правильно записывать слова с разделительными ь

и ъ знаками;

развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и

орфографическую зоркость;

воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

Оборудование: конверты с заданиями для групповой работы, картина на тему «Зима»,

мультимедийный проектор, слайды.



Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Учитель: Нас ждет интересный урок, а почетными гостями его будут очень загадочные буквы, которые стоят почти в конце алфавита и не умеют «говорить». Но прежде, чем мы догадаемся, кто они, давайте вспомним, готовы ли мы к уроку.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Вам, друзья, секрет открою:

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.
С чистотою дружу,
На "отлично" напишу!

Чистописание

Учитель: На доске буквосочетания. Это значит сейчас …

Дети: Минутка чистописания.

тья нье льё вьи пью

бъя дъе съё съю

Учитель: Прочитайте эти буквосочетания.

- Что объединяет слоги 1-ой строчки?

Дети: Во всех слогах разделительный ь.

Учитель: Что объединяет слоги 2-ой строчки?

Дети: Во всех слогах разделительный ъ.

Учитель: Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует?

Дети: ъ не пишется перед гласной и .

Сообщение темы и цели урока

Учитель: Молодцы! А теперь узнайте наших почетных гостей:

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Перед е, ё, и, ю, я

Он в корнях стоит, друзья!

Дети: Это буква разделительный ь

Учитель:

Было - сели, стало - съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Дети: Твердый знак

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей. А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети: Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком

Учитель: Запишите одним словом:

снежная буря (вьюга);

нижняя одежда (бельё);

домики для пчёл (ульи);

мать, отец, дети (семья);

состояние радости, душевного покоя (счастье).

- Что общего в написании этих слов? (Они пишутся с разделительным Ь).

- Почему в этих словах пишется разделительный мягкий знак? (Он разделяет согласную букву от гласной).

- Подчеркните согласную букву перед Ь одной чертой, гласную после Ь - двумя чертами.

- Выделите корень.

- Перед какими буквами пишется Ь? ( Перед гласными е, ё, ю, я, и);

- В какой части слова пишется разделительный Ь? (В корне).

На доске опора.

Учитель: Запишите одним словом:

растолковать, сделать понятным (объяснить)

грибы, которые можно есть (съедобные)

вход в здание (подъезд)

- Что объединяет эти слова с точки зрения написания?

(Во всех словах есть Ъ). Разберите слова по составу.

- Перед какими буквами пишется Ъ? ( Перед гласными Е,Ё,Ю,Я)

- В какой части слова пишется? (Употребляется после приставок на согласную букву)

На доске опора.

Учитель: Как переносятся слова с разделительными ь и ъ?

Дети: Слова переносятся по слогам, а буквы ь и ъ не отрываются от предшествующего согласного: подъ - ём, соло - вьи.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

Учитель: Давным-давно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно, потому что оба должны были разделять на письме согласные буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И каждый из них хотел другого выгнать из алфавита. И разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело всё это королеве Орфографии. И она высказала им следующее: « Вы оба хороши, достойны оба чести,

когда стоите оба в нужном месте!»

Учитель: А что нужно знать, чтобы поставить их в нужном месте? (Какие же цели мы поставим перед собой?)

Дети: Совершенствовать умения писать слова с разделительными ъ и ь, различать эти знаки между собой.

Учитель: Посмотрим, как вы свои знания применяете на практике.

Ресурс (слайды)

Работа с учебником (упражнение 7, стр.119)

Учитель: ученики первого варианта придумывают и записывают слова с ь знаком, а второго - с ъ знаком.

Взаимопроверка:

1, 2, 3, 4,

Начинается игра.

Вы теперь не просто дети,

Вы теперь учителя.

(Тетрадки возвращаются хозяевам)

Физкультминутка.

Раз - присели, два - прыжок

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата - спинку выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

Творческая групповая работа (разгадывание ребусов)

Учитель: У меня в руках конверты. Каждая группа получит по два конверта. В большом конверте ребусы, вы должны их разгадать. Только после этого можно будет открыть маленький конверт. Задание читайте внимательно. Желаю вам успешной работы.

(Получаются слова: здоровье, коровье)

В маленьком конверте следующее задание: составить из данных слов составить двустишие.

Двустишие: Чтобы укрепить здоровье,

Пейте молоко коровье.

О том, что детям пить молоко нужно, знает каждый. Молоко - источник кальция. Оно полезно при простудных заболеваниях, идеальное средство при болезнях желудка, при бессоннице.

Не любите молоко? Попробуйте регулярно есть другие молочные продукты: творог, сметану, нежирный йогурт, кефир. И будете здоровы!

Развитие речи (составление предложений по картине)

Учитель: Укреплять здоровье помогает не только молоко, но и зимние прогулки. Наконец-то можно сказать, что наступила зима. Выпал пушистый снег и кругом белым - бело. Перед вами картина. Как можно её назвать? А теперь придумайте предложения, используя слова с ь и ъ знаками.

(Опорные слова: друзья, хлопья, птичья, гроздья, сучья, беличье, под елью, попрыгунья, крылья, чириканье, перья, воробьи).

ь

Воскресенье

Семья

Соловьёвы

Вокруг деревья

Шелестели листьями

Соловьи

Ручьи

Дочка Дарья

Папа с Ильёй

Под елью

Сучья для костра

С дочерью

Накормил семью

здоровье

ъ

К подъезду

Подъехала

Отъехали от дома

Съедобные грибыПросто объедение

Учитель: Правильно поступают Илья и Дарья. Птицам зимой холодно и голодно. Надо их кормить. Они добро оплатят добром, летом будут защищать наши сады и огороды от вредителей.

Учитель: Почему вы любите зиму? (Можно кататься на лыжах, на коньках)

Физкультминутка

Дети имитируют спуск на лыжах, подъём, восстанавливают дыхание: дышат медленно-быстро-медленно.

А теперь закройте глаза, представьте самого близкого и дорогого вам человека. Улыбнитесь ему, вложив в свою улыбку всю любовь и нежность. Откройте глаза. А теперь повернитесь друг к другу лицом, пожмите левую руку, правую: «Как хорошо мы поработали! Поздравляю!»

Подведение итогов урока

- Чему учились на уроке?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Когда пишется разделительный твёрдый знак?

- Что вам понравилось на уроке?

Домашнее задание

( мини-сочинение на тему «Зимушка - зима» в письменной форме)


© 2010-2022