Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Современный образовательный процесс в соответствии с ФГОС»

Бердюгина Елена Анатольевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория,

НРМОБУ "Обь-Юганская СОШ" п. Юганская Обь, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра, РФ

(эссе, практикум, Сочи, заезд 18 июня-26 июня 2015 года)


Проектная деятельность на уроках в начальной школе по УМК «Школа России»


Анотация. В данной работе раскрываю суть метода проекта, его место в образовательном процессе в соответствии с ФГОС и показываю свой опыт работы с проектами в учебном процессе.


1. Введение. Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна. Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Ведь умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через призму личностного восприятия, а значит - научится действовать не по шаблону.
Определим, что сейчас понимают под терминами проект, метод проектов.
Проект - это замысел, план. Метод - это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов - совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу, сделать анализ. Интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает как исследовательские так личностные и социальные качества школьника. Задачи воспитания и развития этого метода могут быть важнее образовательных, ведь недаром говорят, что процесс важнее результата.

2. Метод проектов в наши дни. На волне демократизации всех сфер общественной жизни со 2-й половины 80-х годов положение в нашем образовании стало изменяться. В школе стали ломаться авторитарно-командные педагогические нравы, начала оформляться педагогика сотрудничества, начали появляться ростки нового педагогического мышления: идеи приоритетности субъективности и личности ребенка в процессе организации его воспитания и обучения, нацеленность всех ступеней образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.
Стало понятно, что метод проектов, критически переработанный, сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, позволит научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь применить эти знания на практике. При этом активность ребенка строится на основе свободы, а роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости.
Эти идеи созвучны работам Л.С. Выгодского и установкам, которыми руководствовались учителя 20-х годов. Обновляющееся сейчас образование привело к современному переосмыслению основных идей Дьюи, анализу общности психологических проблем двух исторически разных периодов. Стало ясно, что необходимо строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом, и, что очень важно, вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться им в жизни. Проблема, для решения которой необходимо приложить знания или приобрести новые, берется из реальной жизни, значимая для ученика. Согласно Выготскому, в новом демократическом образовании главной фигурой является сам ребенок как субъект собственной деятельности; учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может направлять и руководить личной его деятельностью с целью ее дальнейшего развития. Л.С. Выготский считал, что главной психологической целью воспитания является целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития.. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носит характер проектной деятельности. Формирование проектной деятельности учащихся как психологического новообразования необходимо для вооружения его универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.
Мы приходим к выводу, что в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо предметного систематического обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
3. Система работы по опыту. Проектная деятельность по новым ФГОС является неотъемлемой частью учебного процесса. Выполнение проектов предусматривается программами всех учебных предметов. Проекты входят в тематическое планирование, а также представлены в учебниках в рубрике «Наши проекты». В программах УМК «Школа России» для первого класса запланировано 16 обязательных проектов, во втором классе - 18, в третьем и четвёртом классах - 18. Работа над ними является обязательной для всех. Выполнение ученических проектов в первом, втором классе - это в основном групповая работа, которая очень хорошо обеспечивает формирование УУД. Например, таких как: осуществлять под руководством учителя поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, Интернет, личного архива; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; группировать, классифицировать под руководством учителя предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: выполнять различные роли в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, сотрудничать в совместном решении проблемы; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Большинство проектов были долгосрочными, требующими много усилий со стороны детей, а также времени для представления. Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом, определено, через знаково-символическую систему, что работа над проектом строится совместно со взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам. Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий и описанием в 5-7 предложений. На уроках совместно с детьми определялись темы для проектов, наглядный материал в виде фотографий, которые они могут поместить в проект, объем работы который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать родители. Учитывая специфику первого класса, работы получились разные, и не все были оформлены строго по правилам. При работе над первым проектом по теме «Мой родной посёлок» разделила детей на группы, предложила подтемы на выбор (красивые дома, растения в огороде и в лесу, животные, автомобили на улицах посёлка) проговорили все детали предстоящей работы. Контроль за выполнением осуществляла в начале запланированного урока. Просмотр и коррекция получившейся работы проходила на переменах. У нас получился альбом с фотографиями, рисунками, раскрашенными картинками. Для выполнения следующего проекта «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» каждая группа получила подборку материала (детские журналы «Весёлые картинки"). На уроке дети распределили его между собой, дома оформили, добавляя к полученному материалу найденный самостоятельно. Далее командиры групп под присмотром учителя контролировали выполнение работы, репетировали выступление. Во время представления обучали считалкам, скороговоркам, загадывали загадки, а в качестве зрителей и обучаемых были одноклассники. Третий проект «Моя семья» стал индивидуальным. Были предложены разные формы оформления - в печатной тетради, на листах А4, в виде плаката. Ребёнок сам выбирал, как он оформит свою работу. Время для представления давалось в начале урока. Индивидуальная проектная работа помещалась в дальнейшем в папку-накопитель «Портфолио». Во втором классе интересным получился опыт классной конференции, где были представлены работы по теме «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде». Конференция проходила по всем правилам, работы оценивало жюри, были определены места. Многие проекты второго класса оформлялись в презентациях. Обязанность учителя состоит в том, чтобы постоянно укреплять и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые бы соответствовали размерам его наличных сил и с течением времени становились бы постоянно трудными и более сложными.
Одним из этапов работы по проектной деятельности стало включение в уроки проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций.
Таким образом, я стала подавать один из главных атрибутов учебного проекта - проблему, но не просто как информацию, а как реалию жизни вместе с личностным отношением к ней, с пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Своей позицией я даю понять, что готова поддерживать ребят в их деятельности по поиску решения проблемы. Таким образом, проекты 3-4 классов отличаются большей самостоятельностью учеников, ученики на уроке становятся в позицию субъекта своего обучения. И как результат у них появляются новые знания, способы работы с материалом. 4. Заключение. Таким образом, при использовании метода проектов в начальной школе, можно отметить заинтересованность детей, их активность в выполнении подобных заданий, что способствует освоению новых способов учебно-познавательной деятельности, формированию адекватной самооценки, принятию образа «хорошего ученика» и положительного отношения к школе.
А так же у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях.
Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к учению.




















5. Список использованных источников и литературы.

1. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», Москва, «Аркти», 2005 г.
2. Романовская М.Б. « Метод проектов в образовательном процессе», журнал« Завуч» №1, 2007г.
3. Мальцева Е.В. « Использование новых образовательных технологий при обучении будущих учителей начальных классов», журнал « Педагогическое образование. Начальная школа» №12, 2006 г.
4. Эпштейн М. « Метод, разрушающий школьную рутину», Журнал « Педагогическая техника» №2, 2004г.
5. Романовская М.Б. « Проекты в младших классах», журнал «Завуч» №6, 2007г.
6. Голованова Е.А. «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», журнал «Завуч» №6, 2007г.
7. Постникова Е. «Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника» , журнал «Сельская школа» №2, 2004г.
8. Крылова Н.Б. «Проектные методы против классно-урочной организации образования», журнал «Школьные технологии» №5, 2004г.
9. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. « Метод проектов в продуктивном обучении», журнал « Педагогические технологии» №5, 2002г.
10. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград: "Учитель", 2013



© 2010-2022